Монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:26, реферат

Описание

Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий: естественные, легальные и искусственные.

Содержание

Введение 3
1. Понятие монополий. Виды монополий их характеристика 4
2. Понятие ценовой дискриминации. Формы и виды ценовой дискриминации 24
Заключение 31
Список использованных источников 33

Работа состоит из  1 файл

Микро-тема №1.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение           3

1. Понятие монополий. Виды монополий  их характеристика   4

2. Понятие ценовой дискриминации. Формы и виды ценовой дискриминации                  24

Заключение                 31

Список использованных источников             33

 

Введение 

 

Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее  одному лицу, определенной группе лиц  или государству. Это означает, что  по своей природе монополия –  это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий: естественные, легальные и искусственные.

Одним из важнейших условий  существования рынка является конкуренция, которая представляет собой соперничество  между участниками рыночных отношений  за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи. Конкуренция  мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества, рационализацию производства и снижение затрат, «отбраковывая» убыточные предприятия и повышая тем самым уровень эффективности экономики. Благодаря ей создаются огромное разнообразие товаров и богатые возможности выбора для всех партнёров и потребителей, уравниваются и в целом снижаются цены на одинаковую продукцию разных производителей.

Однако, чтобы постоянно  увеличивать прибыль, предпринимателю  приходится капитализировать часть  получаемой прибавочной стоимости, превращать ее в добавочные средства производства и дополнительную рабочую силу. Это обуславливает рост отдельных предприятий и увеличение масштабов производства, а значит – концентрацию производства и капитала в одних руках, что в свою очередь ведет к образованию монополий.

Кроме того, для получения  рыночной власти и сверхприбылей  сильные предприятия прибегают  к добровольному или принудительному  объединению. Таким образом, парадокс состоит в том, что конкуренция  порождает монополию, которая в свою очередь отвергает рынок.

В современной экономике  конкуренция и монополия неизбежно  и противоречиво сосуществуют и  подчас сложно переплетаются, имеют  свои достоинства и недостатки и  поэтому вызывают споры и разногласия  среди экономистов.

Предметом изучения является собственно монополия как тип рыночной структуры и ее виды.

Объектом изучения служат предприятия и фирмы, которые  по определенным признакам относятся  к монопольным.

Учитывая вышесказанное, целью данной работы является изучение теоретических и практических основ возникновения и развития монополии.

К основным задачам относятся:

- изучение сущности  монополии и причин ее возникновения;

- характеристика различных  моделей рынка несовершенной  конкуренции;

- изучение поведения  фирм-монополистов при определении максимальной прибыли и оптимального объема продаж;

- изучить историю и  понятия «ценовая дискриминация»;

- определить типы ценовой  дискриминации.

Для решения этих задач  в работе были использованы материалы  периодической печати, Интернета, учебная  литература.

 

1. Понятие монополий.  Виды монополий их характеристика

 

Монополия – (от моно…  и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области  государства, организации, фирмы.

Монополии – крупные хозяйственные  объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

При анализе монополии важно  учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно»- один, «полио»- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности.

Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому  термину: «несовершенный конкурент» (П.Самуэльсон), «ценоискатель» (П.Хейне).

Формирование и рост монополий  исторически неразрывно связаны  перерастанием капитала свободной  конкуренции в монополистический  капитализм. В области хозяйственных  отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата  и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела «монополии есть прямая противоположность свободной конкуренции…» (В.И. Ленин «Полное собрание сочинений»).

История монополий неразрывно связана  с развитием тех процессов, которые  на каждом этапе ускоряли рост монополизации  хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся  рост акционерной собственности, новая  роль банков и развитие системы участия, монополистические слияния как способ централизации капитала, эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства.

Ускоряющее воздействие на процесс  монополизации оказал иностранный  капитал. До начала 20 века роль монополий  в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 г.г.

Монополии постепенно охватывали важнейшие  отрасли промышленности и чаще всего  образовывались в виде картелей и  синдикатов, в которых был монополизирован  сбыт при сохранении их участниками  производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество «Бр.Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаравоз», военнопромышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях.

В период промышленного подъема (1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько  десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.

В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных  монополий, но в целом война увеличила  число монополий и их мощь.

Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участие правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.

Особый вид монополий – международные  монополии. Экономической основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни. Существуют две разновидности международных монополий.

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции.

Рынок монополии предполагает, что  данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит  из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами. Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.

Есть несколько причин существования монополий. Первая: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость. Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами. Третья: государственное ограничение.

Монополии существуют, так как они  покупают или им предоставляется  исключительное право на продажу  некоего блага. В некоторых случаях  государство оставляет за собой  право на монополию; в ряде стран  только государственные монополии могут продавать табак.

В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий  – 500.

Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

Монополия означает определенную степень  власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных  предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас – от ракет до хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт.

Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как только могли. И чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, было разработано антимонопольное  законодательство.

Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:

- обеспечения баланса интересов  потребителей (доступные цены) и   ругулируемых предприятий (финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов);

- определения структуры тарифов  на основе принципов справедливого  и эффективного отнесения издержек  на тарифы для различных типов  потребителей;

- стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;

- создания условий для развития  конкуренции (например: обеспечения  открытого равного доступа конкурентов  к информационным сетям).

Информация о работе Монополия