Монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:57, курсовая работа

Описание

Монополизация рынков, безусловно, была и остаётся одной из главных, но в месте с тем и самых неоднозначных проблем российской экономики на современном этапе. Опыт развитых западных стран показывает, что злоупотребление монопольной властью несёт в себе очень серьёзную опасность для рынка. И действительно, предпосылки и благоприятные условия для возникновения различных форм несовершенной конкуренции возникли ещё в период советской плановой экономики

Содержание

Введение……………………………………………………………………….5
Глава 1.Теоретическая основа монополизма ……………………………….6
1.1 Монополия: причины возникновения, суть и основные формы ……..6
1.2 Антимонопольная политика государства. Антимонопольное законодательство……………………………………………………………..14
Глава 2. Монополизм и формы антимонопольной политики России…….19
2.1 Особенности монополизма в России…………………………………..19
2.2 Основные направления антимонопольного регулирования в РФ…….23
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………....29

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 60.32 Кб (Скачать документ)

В наши дни  картели, синдикаты, тресты потеряли свое значение и в чистом виде почти  не встречаются.

В современных  условиях на основе диверсификации капиталов  создаются новые формы монополий  — многоотраслевой концерн, конгломерат, консорциум.

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков даже сотен предприятий разных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

Конгломерат — это огромный промышленный комплекс, в котором под единым финансовым контролем сосредоточены компании, действующие в разных, технологически не связанных между собой, сферах. Как правило, конгломераты принадлежат одной фирме и выпускают на одной или нескольких стадиях производства разнородные неконкурентные товары или оперируют на сегментах рынка, которые не пересекаются. Предприятия при этом имеют широкую автономию экономической деятельности, управление ими децентрализованное.

Консорциум создается на основе временных соглашений между несколькими банками и производственными корпорациями для проведения совместных крупномасштабных финансовых операций или осуществления производственных проектов (размещения крупных займов, строительства морских каналов, портов, трубопроводов и т. п.). После истечения общих работ консорциум распадается.

Характерными  особенностями современного рынка  являются объединение, переплетение, взаимопроникновение  разнообразных организационных  форм монополий, что свидетельствует  о дальнейшем развитии, углублении процессов монополизации современной  экономики. 3

 

 

 

1.2 Антимонопольная политика государства. Антимонопольное законодательство

 

Монополии, процесс монополизации экономики  имеют существенные отрицательные  последствия:

  • во-первых, монополии подавляют конкуренцию — важную движущую силу экономического прогресса;
  • во-вторых, способны увеличивать прибыли, уменьшая объем выпуска продукции и повышая ее цену;
  • в-третьих, склонны к искусственному замедлению научно-технического прогресса;
  • в-четвертых, склонны к хищническому использованию природных ресурсов и загрязнению окружающей среды;
  • в-пятых, разоряют малый и средний бизнес;
  • в-шестых, монополизируют средства массовой информации (прессу, радио, телевидение), с помощью которых влияют на сознание населения в необходимом им направлении;
  • в-седьмых, осуществляют давление на правительство в поисках неправомерных льгот и привилегий и т. п.

Однако монополии  имеют и определенные положительные  черты.

Благодаря присвоению высоких прибылей монопольные структуры  имеют больше возможностей финансировать  научно-исследовательские работы, внедрять новейшую технику и технологию, осуществлять подготовку и переквалификацию работников. Кроме того, эффект "масштаба производства" крупных предприятий позволяет  им производить дешевую и качественную продукцию. Крупные предприятия  более устойчивы в условиях кризисов, что уменьшает уровень безработицы  и социальное напряжение в обществе.

Поэтому современная  экономическая наука считает, что  нельзя отождествлять понятие "монополия" с понятием "крупное предприятие", которое имеет высокую долю производства и реализации продукции. Монополией нужно считать лишь то предприятие, которое использует рыночную власть — диктует цены на рынке, подавляет  конкуренцию и осуществляет другие отрицательные действия. Против таких  предприятий-монополистов с целью  предотвращения злоупотребления ими  своим монопольным положением государство  осуществляет антимонопольную политику.

Антимонопольная политика — комплекс мероприятий, направленных на прекращение, предупреждение и ограничение  деятельности монополий, а также  создание соответствующего законодательства.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного  характера.

Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополией – это набор инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации монопольной власти продавцов.

Среди этих инструментов выделяют прямые и косвенные.

К прямым методам ограничения власти монополий относится установление "потолка цен" – верхнего и нижнего уровня цен на продукцию; предельного темпа роста цен; предельного уровня нормы прибыли.

К косвенным методам антимонопольной политики можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:

  • поощрение создания товаров-заменителей;
  • поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);
  • предоставление государственных заказов предприятиям среднего и малого бизнеса;
  • открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке);
  • привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
  • финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
  • государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Административные  меры, направленные на демонополизацию  рынков и предотвращение "накопления" фирмами монопольной власти, опираются  на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

Обычно законодательные  меры предполагают:

  • запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен, раздел рынков;
  • запрещение поглощений, слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением;
  • принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий). 4

Наиболее  разработанным принято считать  антимонопольное законодательство США, имеющее наиболее давнюю историю.

Первый антитрестовский  закон (закон Шермана) был принят США в 1890 г. Он признавал незаконным и уголовно наказуемым монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. С тех пор в США было принято множество законов, ограничивающих власть монополий, на основании которых ежегодно в судах рассматриваются десятки дел по обвинению тех или иных компаний в монополизации рынков.

Например, широкую  известность получил процесс  против компании АТ&Т (American Telegraph and Telephon), обвиненной в монополизации рынка телефонных услуг. В результате процесса компания была раздроблена на 10 самостоятельных фирм. Следствием создания конкуренции на рынке стало снижение в два раза  цен на соответствующие услуги.

Другим известным  примером является процесс против компании IBM (1969 г.), которая обвинялась в захвате 75% рынка компьютеров и в установлении таких низких цен, что они препятствовали входу конкурентов на рынок. Этот процесс выиграла компания IBM, которая  сумела доказать, что от низких цен  выигрывают потребители.

По примеру  США в других странах мира также  приняли антимонопольные законы. Антитрестовское законодательство было принято в Великобритании в 1948 г., во Франции — 1963 г., в Италии — в 1964 г. В странах Восточной  Европы антимонопольное законодательство начали разрабатывать в конце 80-х  годов XX в.

Однако между  американской и европейской антимонопольной  политикой имеются различия:

  • американская направлена, главным образом, против монополии как структурной единицы;
  • европейская носит регуляторный характер и направлена, в основном, на противодействие отрицательным проявлениям рыночной власти монополий.

В современных  условиях национальный и наднациональный  уровни конкурентного законодательства в Европе создаются в условиях интеграционных процессов в экономике  и усиления международной конкуренции. В каждой стране Европейского Союза  действует национальное конкурентное законодательство, скоординированное  с общеевропейским. Конкурентная политика ЕС направлена против недобросовестных монополистических приемов. На протяжении последних лет конкурентная политика и конкурентное законодательство ЕС претерпели важные изменения по сравнению с началом 60-х годов XX в., когда формировалась общеевропейская политика в сфере конкуренции. Новые подходы в конкурентной политике основываются больше на экономическом, чем правовом, подходе к содержанию конкуренции и конкурентных отношений. Антимонопольное законодательство Японии считается "жестким", оно базируется на законе "О запрете частной монополии и обеспечении честных соглашений".

Законодательство  некоторых стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33% всего объема продаж на конкретном рынке, на долю трех – 50%, на долю пяти – 66,6% рыночного оборота. Считается, что  рынок конкурентен, если на нем фигурирует не менее 10 продавцов. Для определения степени монополизации рынка спользуется также индекс Харфиндела–Хиршмана (ИХХ):

где qi – доля фирмы, выраженная в процентах;

n – общее число фирм на рынке.

Например, если на рынке 10 фирм, на долю каждой из которых  приходится 10% рыночного оборота, то ИХХ = 1000 (10.102); слияние двух фирм в  одну и увеличение ее доли до 20% сразу  увеличивает ИХХ до 1200  (102 . 8 + 202).

Для каждого  отраслевого рынка определяются нормативные значения ИХХ. Рынок  считается неконцентрированным, если значение ИХХ не превышает 1000, отклонения от этого значения являются сигналом о необходимости демонополизации  рынка. 5

 

 

 

Глава 2. Монополизм и формы  антимонопольной политики России

    2.1  Особенности монополизма в России.

 

В современных условиях сохранились  следующие типы монополий:

Первый тип монополизма является результатом конкурентной борьбы. В основе лежит конкуренция и централизация производства и капитала. Монополии такого типа являются результатом развития производительных сил в условиях рыночного механизма хозяйствования. Такой вид монополизма проявляется чаще всего в банковском или страховом деле, его особенность состоит в самовозрастании денежного капитала, что ведет к замедлению внедрения результатов научно–технического прогресса и общему экономическому застою. Этот тип монополий обычно регулируется государством.

Второй тип представлен олигополиями, власть которых над рынком носит особый характер. Олигополия различается по отраслевому признаку. Применяемая технология позволяет такому, как правило, крупному предприятию достичь монопольного положения, концентрировать в своих руках материальные и людские ресурсы и на этой основе максимизировать прибыль, добиться монопольного положения в отрасли.

Третий тип монополий связан с применением товаров, на которые утверждены торговые марки. Коммерческий успех попадает в зависимость не только от цен на товары и их потребительское качество, но и от того, сумеет ли производитель поставить товар в монопольное положение на рынке. Этот тип монополий наблюдается в странах с развитой рыночной экономикой. Применение торговой марки защищается законом.

Четвертый тип монополий представляет предприятия, применяющие те или иные достижения научно – технического прогресса. Монополии такого типа носят временный характер. Вмешательство государства в деятельность таких предприятий минимально и ограничивается введением правовых норм, способствующих более свободному обмену научно – технической информации.

Пятый тип представлен естественными монополиями, которые занимаются выпуском и продажей ценных государственных бумаг и денежных знаков. На этих рынках государству как монополисту противостоят другие субъекты экономической системы государства, регулируя спрос и предложение денег.

Естественные монополии могут  иметь место на рынках таких товаров  и услуг, неэластичность спроса на которые  составляют неотъемлемые элементы потребительского набора, например, снабжение населения  потребительскими товарами, особенно связанными с использованием последних  достижений научно – технического прогресса.

Шестой тип характерен для стран, в которых господствующим является административно – командный метод управления народным хозяйством. Такой тип монополий наносит тяжелый урон экономике стран по следующим причинам:

▪ монополии незамедлительно проникают  во все сферы народного хозяйства;

▪ все сектора рынка имеют  высокий уровень монополизации. Так, например, в России монополиями  контролируется 90% сбыта и производства продукции.

Государственный монополизм возникает  одновременно с административно  – командным управлением отраслями  народного хозяйства. Такие монополии  просто не воспринимают государственное  регулирование и не ощущают конкуренции  со стороны предпринимателей. Народное хозяйство им почти не подчиняется.

При монополизации экономики цены на товары и услуги утрачивают рыночную гибкость, слабо реагируют на изменения  спроса и предложения, в результате чего остро ощущается дезориентация  инвестиционных потоков. В связи  с этим расширяется список товаров  неэластичного спроса, что ведет  к усилению монополизации производства. Судя по опыту развитых стран, правительствам приходится проводить демонополизацию экономики по двум направлениям:

▪  либерализация рынков (снижение таможенных пошлин, отмена квот и других количественных ограничений на ввозимые или вывозимые товары) и поступление  на рынок иностранных товаров;

▪ государственный контроль над  процессом централизации капитала, сопровождаемый финансовыми санкциями  согласно антимонополистическому законодательству.

Нарастающая концентрация производства во второй половине ХIХ в. привела к росту монополий во всех странах и их существенному слиянию на экономику. Такие процессы вызвали негативную реакцию во всех слоях общества. Правительства разных стран, опасаясь усиления кризисных явлений, были вынуждены усиливать давление на деятельность монополий законодательными методами. Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеет свои особенности, среди них можно выделить характерные для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке; контроль над ценами; защита интересов потребителей; защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса; сохранение конкурентной среды на рынке.6

Информация о работе Монополия