Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:57, курсовая работа
Монополизация рынков, безусловно, была и остаётся одной из главных, но в месте с тем и самых неоднозначных проблем российской экономики на современном этапе. Опыт развитых западных стран показывает, что злоупотребление монопольной властью несёт в себе очень серьёзную опасность для рынка. И действительно, предпосылки и благоприятные условия для возникновения различных форм несовершенной конкуренции возникли ещё в период советской плановой экономики
Введение……………………………………………………………………….5
Глава 1.Теоретическая основа монополизма ……………………………….6
1.1 Монополия: причины возникновения, суть и основные формы ……..6
1.2 Антимонопольная политика государства. Антимонопольное законодательство……………………………………………………………..14
Глава 2. Монополизм и формы антимонопольной политики России…….19
2.1 Особенности монополизма в России…………………………………..19
2.2 Основные направления антимонопольного регулирования в РФ…….23
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………....29
Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам между крупными фирмами. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.
В Западной Европе, которая сегодня
практически полностью
В Российской Федерации начало регулирования антимонопольной деятельности относится к марту 1991 г., когда был принят Закон РСФСР от 22. 03. 1991 г. № 948–1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».7
2.2 Основные направления антимонопольного регулирования в РФ
Рассмотрим основные методы антимонопольного
регулирования. Главным инструментом
государственной
Административное (законодательное)
регулирование конкуренции
В Законе “О конкуренции” (1991 г.) доминирующим
является исключительное положение
хозяйствующего субъекта (нескольких
хозяйствующих субъектов) на рынке
товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых
товаров, дающее ему (им) возможность
оказывать влияние на общие условия
обращения товара на соответствующем
товарном рынке или затруднять доступ
на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Закон о конкуренции
хозяйствующий субъект обладает долей рынка в пределах от 65 до 100%, его положение признается доминирующим;
доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке составляет величину в пределах от 35 до 65%, то доминирующее положение устанавливается и доказывается антимонопольными органами;
Доля хозяйствующего субъекта на рынке не превышает 35%, его положение не может быть признано доминирующим, и соответственно, на данный хозяйствующий субъект не распространяются ограничения, установленные антимонопольным законодательством. Долю на рынке соответствующей продукции в размере более 65% имеют такие компании, как “Газпром”, РАО “ЕЭС”, “Камаз”, “Норильский никель”, “Аэрофлот” и др.
Для определения доминирующего положения фирм на рынках антимонопольными органами используются данные о структуре товарных рынков.
Наряду с законодательным
-правительственные заказы;
-налоги;
-проценты;
-государственные субсидии.
Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка. Основная черта нормативно-ориентирующего регулирования конкуренции - стимулирование предпринимательской активности фирм. С этой целью практикуются конкурсные условия в государственной контрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на развитие приоритетных направлений производства, особое значение имеющие для поддержки новых фирм. Вновь созданным компаниям оказывается не только финансовая и материальная поддержка, но и информационное, консультативное содействие.
Осуществляя нормативно-ориентирующее
регулирование деловых
Кроме того, к антимонопольному регулированию
можно отнести и
Уровень монополизации в плановой
экономике был очень высоким.
В процессе разгосударствления он сократился.
Число предприятий-монополистов в
России за время проведения рыночных
преобразований опять выросло. В 1994
г. в Роста насчитывалось 582 предприятия-монополиста,
в 1996 г. - 2,5 тыс. предприятий. Эти предприятия,
занимающие доминирующее положение
на каком-либо товарном рынке и нарушающие
антимонопольное
Включение в Реестр означает, что
предприятие автоматически
О регулировании естественных монополий. Основными методами регулирования являются: ценовое регулирование, т.е. прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение потребителей для обязательного обслуживания и установление минимального уровня их обеспечения в соответствии с российским законодательством. Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.
Государственное регулирование цен (тарифов) отраслей естественных монополий включает регулирование тарифов как на электрическую, так и тепловую энергию. В настоящее время в системе тарифного регулирования естественных монополий в России происходят серьезные изменения. Провозглашено создание единого тарифного органа, сокращение перекрестного субсидирования, переход на адресную систему социальных льгот. В то же время у государства отсутствует целостная долгосрочная концепция ценового регулирования естественных монополий.
Концепция реформы естественных монополий с точки зрения ценового регулирования должна предусматривать, прежде всего, введение новых, взаимоувязанных тарифов на их продукцию. Для этого необходимо обоснование общей модели тарифной системы, адекватной для переходных условий экономики России.
Модель ценового регулирования
должна базироваться на таких общих
принципах регулирования
На 2003 г. Правительство РФ утвердило
план повышения тарифов в размере
12% для МПС России, 14% - для РАО
“ЕЭС” и 20% - для “Газпром”. Такой
уровень повышения тарифов
Совершенствование ценового регулирования естественных монополий оказывает сильное влияние не только на сам сектор естественных монополий, но и на экономику в целом. Важно отметить, что в России такое регулирование не согласовано с другими методами государственного регулирования естественных монополий. Решения по поводу цен на услуги естественных монополий зачастую становятся результатом конъюнктурных политических решений, не имеющих достаточного экономического обоснования.
Более перспективным и эффективным направлением в области регулирования естественных монополий является их реструктуризация. Реструктуризация отраслей естественных монополий предполагает создание условий для внедрения элементов конкуренции в этих отраслях, устранение барьеров входа - выхода на монополизированные рынки для других хозяйственных субъектов.
Данный способ регулирования может быть эффективным не только для отдельных монополистов, но, что особенно важно, и для государства в целом, так как позволяет делать прозрачными финансовые потоки в рамках различных посреднических фирм, уводящих финансовые потоки в обход как самой компании, так и бюджета.9
Заключение
Хотя
монополии, представленные, как правило,
крупными предприятиями
Нашу
экономическую политику все время
кидает из административного произвола
по управлению производством к стихии
самостоятельности
Список использованной литературы
1. Б. В. Салихов «Экономическая теория», Дашков и Ко, Москва, 2005
2. И. В. Липсиц «Экономика. Учебник», Москва, Омега-Л, 2006
3. И. В. Липсиц «Введение в экономику и бизнес», Москва, Вита-Пресс, 2003
4. М. И. Чепурин, Е. А. Кипелова «Курс экономической теории», Киров, «Аса», 2005.
5. Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии” “МЭ и МО”, 1999 г., №7
6. Р. М. Нуреев «Курс микроэкономики», Москва, Норма, 2006
7. Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования: Учебное пособие. – М.: Юристь, 2004
8. Экономика_Ефимова Е.Г_Уч. пос_МГИУ, 2005, -368с
9. Экономическая теория. Политэкономия_под ред. Базилевича В.Д_2009 - 872с
10. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой – М.: Издательство “Экзамен”, 2003.
Интернет ресурсы
1.Апаз С.В. Книга «Монополии и конкуренция»
( электронный ресурс) http://works.tarefer.ru/102/
2.http://fas.gov.ru/ - официальный сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации
1 В. Салихов «Экономическая теория», Дашков и Ко, Москва, 2005.-с.202
2 Апаз
С.В. Книга «Монополии и конкуренция» (
электронный ресурс) http://works.tarefer.ru/102/
3 Экономика_Ефимова Е.Г_Уч. пос_МГИУ, 2005, -368с
4 . Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой – М.: Издательство “Экзамен”, 2003.-с.156
5 И. В. Липсиц «Экономика. Учебник», Москва, Омега-Л, 2006-с. 309
6 Экономическая теория. Политэкономия_под ред. Базилевича В.Д_2009 - 872с.
7 .http://fas.gov.ru/ - официальный сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации
8 Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой – М.: Издательство “Экзамен”, 2003.-с. 236
9 И. В. Липсиц «Введение в экономику и бизнес», Москва, Вита-Пресс, 2003-с.289