Монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:57, курсовая работа

Описание

Монополизация рынков, безусловно, была и остаётся одной из главных, но в месте с тем и самых неоднозначных проблем российской экономики на современном этапе. Опыт развитых западных стран показывает, что злоупотребление монопольной властью несёт в себе очень серьёзную опасность для рынка. И действительно, предпосылки и благоприятные условия для возникновения различных форм несовершенной конкуренции возникли ещё в период советской плановой экономики

Содержание

Введение……………………………………………………………………….5
Глава 1.Теоретическая основа монополизма ……………………………….6
1.1 Монополия: причины возникновения, суть и основные формы ……..6
1.2 Антимонопольная политика государства. Антимонопольное законодательство……………………………………………………………..14
Глава 2. Монополизм и формы антимонопольной политики России…….19
2.1 Особенности монополизма в России…………………………………..19
2.2 Основные направления антимонопольного регулирования в РФ…….23
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………....29

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 60.32 Кб (Скачать документ)

Антимонопольное законодательство в  первую очередь запрещает соглашения по ценам между крупными фирмами. Законом также преследуется демпинговая  практика продаж, когда фирма умышленно  устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли  конкурентов.

В Западной Европе, которая сегодня  практически полностью экономически объединена в рамках  Европейского сообщества, антимонопольное регулирование  устанавливается Комиссией европейских  сообществ, специальный комиссар, который  рассматривает и утверждает все  крупные соглашения о слиянии  и образовании картелей. Слияние  поощряются, если они связаны с  ускорением научно – технического прогресса и улучшением конкурентных условий деятельности европейских  фирм.

В Российской Федерации начало регулирования  антимонопольной деятельности относится  к марту 1991 г., когда был принят Закон РСФСР от 22. 03. 1991 г. № 948–1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Основные направления антимонопольного регулирования в РФ

Рассмотрим основные методы антимонопольного регулирования. Главным инструментом государственной антимонопольной  политики выступает государственно-правовой механизм - антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов  государство осуществляет правовое и административное регулирование  деятельности монополий, создавая условия  для воспроизводства конкуренции.

Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики  путем издания законодательных  актов и контроля за их соблюдением со стороны государства.8

В Законе “О конкуренции” (1991 г.) доминирующим является исключительное положение  хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке  товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность  оказывать влияние на общие условия  обращения товара на соответствующем  товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Закон о конкуренции характеризует  количественные границы монопольной  власти. Критерием этих границ также  определена следующая величина доли рынка, если:

хозяйствующий субъект обладает долей  рынка в пределах от 65 до 100%, его  положение признается доминирующим;

доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке составляет величину в пределах от 35 до 65%, то доминирующее положение  устанавливается и доказывается антимонопольными органами;

Доля хозяйствующего субъекта на рынке не превышает 35%, его положение не может быть признано доминирующим, и соответственно, на данный хозяйствующий субъект не распространяются ограничения, установленные антимонопольным законодательством. Долю на рынке соответствующей продукции в размере более 65% имеют такие компании, как “Газпром”, РАО “ЕЭС”, “Камаз”, “Норильский никель”, “Аэрофлот” и др.

Для определения доминирующего  положения фирм на рынках антимонопольными органами используются данные о структуре  товарных рынков.

Наряду с законодательным антимонопольным  регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия. К ним относятся:

-правительственные заказы;

-налоги;

-проценты;

-государственные субсидии.

Используя эти рычаги, государство  имеет возможность влиять на интенсивность  конкуренции в разных секторах и  сегментах рынка. Основная черта  нормативно-ориентирующего регулирования  конкуренции - стимулирование предпринимательской  активности фирм. С этой целью практикуются конкурсные условия в государственной  контрактной системе, применяются  налоговые льготы и субсидии на развитие приоритетных направлений производства, особое значение имеющие для поддержки  новых фирм. Вновь созданным компаниям  оказывается не только финансовая и  материальная поддержка, но и информационное, консультативное содействие.

Осуществляя нормативно-ориентирующее  регулирование деловых отношений, правительство выступает, прежде всего, как инструмент государственной  поддержки бизнеса, содействующий  через активизацию конкуренции  развитию рыночной экономики.

Кроме того, к антимонопольному регулированию  можно отнести и антимонопольный  контроль. Для предупреждения и пресечения монополистической деятельности ведется Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов, действующих на товарных рынках, который начал формироваться в России с 1992 г. В него включаются хозяйствующие субъекты, доля которых превышает 35% на соответствующем рынке и которые нарушают антимонопольное законодательство.

Уровень монополизации в плановой экономике был очень высоким. В процессе разгосударствления он сократился. Число предприятий-монополистов в  России за время проведения рыночных преобразований опять выросло. В 1994 г. в Роста насчитывалось 582 предприятия-монополиста, в 1996 г. - 2,5 тыс. предприятий. Эти предприятия, занимающие доминирующее положение  на каком-либо товарном рынке и нарушающие антимонопольное законодательство, заносились приказами в Государственный  реестр объединений и предприятий-монополистов России. Сейчас этот перечень переименован в “Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на определенном рынке  товара более 35%”.

Включение в Реестр означает, что  предприятие автоматически попадает под контроль за деятельностью со стороны органов по таким показателям, как объем производства, удовлетворение потребности на рынке сбыта, качество выпускаемой продукции, а также под ценовое регулирование со стороны государства. Предприятия-монополисты обязаны принять к исполнению заказ на поставку продукции для государственных нужд. На них распространяется ряд ограничений в процессе приватизации и т.д.

О регулировании естественных монополий. Основными методами регулирования  являются: ценовое регулирование, т.е. прямое определение цен (тарифов) или  назначение их предельного уровня; определение потребителей для обязательного  обслуживания и установление минимального уровня их обеспечения в соответствии с российским законодательством. Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.

Государственное регулирование цен (тарифов) отраслей естественных монополий  включает регулирование тарифов как на электрическую, так и тепловую энергию. В настоящее время в системе тарифного регулирования естественных монополий в России происходят серьезные изменения. Провозглашено создание единого тарифного органа, сокращение перекрестного субсидирования, переход на адресную систему социальных льгот. В то же время у государства отсутствует целостная долгосрочная концепция ценового регулирования естественных монополий.

Концепция реформы естественных монополий  с точки зрения ценового регулирования  должна предусматривать, прежде всего, введение новых, взаимоувязанных тарифов  на их продукцию. Для этого необходимо обоснование общей модели тарифной системы, адекватной для переходных условий экономики России.

Модель ценового регулирования  должна базироваться на таких общих  принципах регулирования тарифов  в отраслях естественных монополий, как принцип справедливой цены и  принцип индексирования тарифов  в соответствии с ростом уровня цен.

На 2003 г. Правительство РФ утвердило  план повышения тарифов в размере 12% для МПС России, 14% - для РАО  “ЕЭС” и 20% - для “Газпром”. Такой  уровень повышения тарифов обеспечивает компромисс между потребностями  компаний в инвестициях и необходимостью снижения инфляции.

Совершенствование ценового регулирования  естественных монополий оказывает  сильное влияние не только на сам  сектор естественных монополий, но и  на экономику в целом. Важно отметить, что в России такое регулирование  не согласовано с другими методами государственного регулирования естественных монополий. Решения по поводу цен на услуги естественных монополий зачастую становятся результатом конъюнктурных политических решений, не имеющих достаточного экономического обоснования.

Более перспективным и эффективным  направлением в области регулирования  естественных монополий является их реструктуризация. Реструктуризация отраслей естественных монополий предполагает создание условий для внедрения  элементов конкуренции в этих отраслях, устранение барьеров входа - выхода на монополизированные рынки  для других хозяйственных субъектов.

Данный способ регулирования может  быть эффективным не только для отдельных  монополистов, но, что особенно важно, и для государства в целом, так как позволяет делать прозрачными  финансовые потоки в рамках различных  посреднических фирм, уводящих финансовые потоки в обход как самой компании, так и бюджета.9

 

 

 

Заключение

 

 Хотя  монополии, представленные, как правило,  крупными предприятиями обладают  определенными преимуществами (более  низкие средние издержки производства, возможность финансировать НИОКР, большая устойчивость в условиях неблагоприятной конъюнктуры и др.), негативные последствия монополизации превышают ее положительные стороны. Монополизация рынков ведет к сокращению потребительского излишка, возникающего в условиях конкурентного равновесия рынка. При этом выигрыш монополий меньше, чем те потери, которые несет покупатель. Таким образом, отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводят к чистым потерям общества – потерям потребителей в результате сокращения объема производства ниже равновесного. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции – одна из важнейших функций государства.

Нашу  экономическую политику все время  кидает из административного произвола  по управлению производством к стихии самостоятельности хозяйственных  ячеек. Но в первом случае обнаруживается ущемление местных интересов, а  во втором – несогласованность работы. Идеальное решение не в том  кому предоставлять право решать, а в обеспечении должной направленности этой деятельности, достигаемом путем  более тщательной экономической  и правовой регулировки. Необходимы соответствующие законодательные, прежде всего антимонопольные, меры, адекватные производственной базе и  хозяйственным отношениям.

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

 

 1. Б. В. Салихов «Экономическая теория», Дашков и Ко, Москва, 2005

2. И. В. Липсиц «Экономика. Учебник», Москва, Омега-Л, 2006

3. И. В. Липсиц «Введение в экономику и бизнес», Москва, Вита-Пресс, 2003

4. М. И. Чепурин, Е. А. Кипелова «Курс экономической теории», Киров,   «Аса», 2005.

5. Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии”  “МЭ и МО”,   1999 г., №7

6. Р. М. Нуреев «Курс микроэкономики», Москва, Норма, 2006

 7. Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования: Учебное пособие. – М.: Юристь, 2004

8. Экономика_Ефимова Е.Г_Уч. пос_МГИУ, 2005, -368с

9. Экономическая теория. Политэкономия_под ред. Базилевича В.Д_2009 - 872с

10. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой – М.: Издательство “Экзамен”, 2003.

 

Интернет ресурсы

1.Апаз С.В. Книга «Монополии и конкуренция» ( электронный ресурс) http://works.tarefer.ru/102/100459/index.html

2.http://fas.gov.ru/ - официальный сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации

 

 

 

 

 

1 В. Салихов «Экономическая теория», Дашков и Ко, Москва, 2005.-с.202

2 Апаз С.В. Книга «Монополии и конкуренция» ( электронный ресурс) http://works.tarefer.ru/102/100459/index.html

3 Экономика_Ефимова Е.Г_Уч. пос_МГИУ, 2005, -368с

4 . Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой – М.: Издательство “Экзамен”, 2003.-с.156

5 И. В. Липсиц «Экономика. Учебник», Москва, Омега-Л, 2006-с. 309

6 Экономическая теория. Политэкономия_под ред. Базилевича В.Д_2009 - 872с.

7 .http://fas.gov.ru/ - официальный сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации

8 Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой – М.: Издательство “Экзамен”, 2003.-с. 236

9 И. В. Липсиц «Введение в экономику и бизнес», Москва, Вита-Пресс, 2003-с.289

 


Информация о работе Монополия