Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 12:25, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий, а также методы борьбы и контроля над монополистическими объединениями.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы: изучить причины возникновения монополий, рассмотреть общие понятия монополий, их поведение на рынке, сущность монополий, их виды, изучить антимонопольную политику и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики.
•
запрещается монополизация
• разнообразные штрафы за ненадлежащее рыночное поведение;
•
прямая демонополизация, т. е. принудительное
дробление Предприятия-
Применение
тех или иных мер антимонопольной
политики зависит от каждого конкретного
случая. Если давать общую оценку, то
заметны следующие
Особо
подчеркнем, что выше речь шла о
формах государственного регулирования
искусственных, или предпринимательских,
монополий. Такая монополия возникает
обычно в отраслях, где функционирует
единственный производитель, не обладающий
повышенной эффективностью по сравнению
с конкурирующими фирмами.
Естественно,
любое, даже сколь угодно развитое антимонопольное
законодательство не свободно от недостатков.
Некоторое проблемы, связанные с
неэффективностью антимонопольной
политики вне зависимости от особенностей
национального
Проблемы,
связанные с разработкой и
применением антимонопольного законодательства,
обусловлены рядом
Во-первых, само понимание конкуренции, а, следовательно, и антиконкурентных действий, допускает различные интерпретации. Если использовать понимание конкуренции исключительно как «процесс открытия новых способов использования ограниченных ресурсов», то многие действия, признаваемые в большинстве стран незаконными, сложно будет отнести к антиконкурентным. Возьмем, например, отказ монополиста – оператора газопроводного транспорта предоставить возможность использовать газопровод независимому поставщику газа. Строго говоря, монополист не создает препятствий строительству альтернативного газопровода или изобретению альтернативного способа транспортировки газа, поэтому и антиконкурентным это действие назвать нельзя.
Во-вторых, хозяйственная практика, оказывающая отрицательное воздействие на конкуренцию, многообразна, поэтому законодатель вынужден группировать возможные антиконкурентные действия. Закон не может содержать исчерпывающий перечень всех возможных действий участников рынка и поэтому применяющие закон органы всегда стоят перед сложной проблемой квалификации поведения продавцов.
В-третьих, хозяйственная практика, оказывающая отрицательное воздействие на конкуренцию, может одновременно положительно влиять на эффективность. Так, соглашение компаний о совместных исследованиях и разработках и их последующем использовании, безусловно, может не только повышать эффективность инвестиций в разработки, но и ограничивать при этом конкуренцию на рынке конечной продукции. Не менее показательным является пример с вертикальными ограничивающими контрактами. Например, предписание в контракте рамок цены перепродажи со стороны производителя может ограничивать конкуренцию, не может и стимулировать неценовую конкуренцию между участниками рынка. Поэтому антимонопольное законодательство в большинстве случаев предусматривает сопоставление антиконкурентных эффектов хозяйственной практики с положительным воздействием этой практики на эффективность в рамках так называемого «взвешенного подхода» в отличие от применения закона «по букве».
Однако
здесь возникает существенная проблема,
связанная с издержками правоприменения.
Практически любая
Таким
образом, ни одна система норм, нацеленных
на защиту конкуренции, и ни один антимонопольный
орган не могут полностью избежать
в своей деятельности так называемых
ошибок первого и второго рода: признания
законной практики, ограничивающей конкуренцию
и не компенсирующей при этом потери
благосостояния, с одной стороны, и
признания незаконной практики, которая
не ограничивает конкуренцию либо компенсирует
потери благосостояния – с другой. Целью
дизайна законодательства может быть
лишь минимизация подобных ошибок.
Появление
хозяйственных объединений
В России проблема защиты конкуренции активно стала обсуждаться с момента начала проведения перестроечных реформ и развала СССР. Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 1991 г. положил основу демонополизации «молодого» рынка России. Разрабатывался закон на основе опыта, накопленного США и странами ЕС, а также национального законодательства начала века, периода формирования крупных хозяйственных структур.[1]
Реально оградить конкуренцию от монополистической дискриминации не получилось. Монополистические объединения в сырьевых отраслях и сферах услуг, имея сильную поддержку со стороны власти, лоббирующей интересы «большого бизнеса», уходили от наказаний в первые годы структурных реформ России.
Затем с целью развития конкуренции в национальном масштабе принимается федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции», главными целями которого стали: контроль за доминирующими компаниями отраслей (доминирующее положение может занимать компания с долей рынка не более 35%, а также не в доминирующем положении может находиться компания с долей рынка более 50%); развитие конкуренции, пресечение недобросовестной конкуренции; ограничение, регулирование и пресечение деятельности существующих монополий, жесткий контроль за появлением новых; недопущение дискриминации цен, установления монопольно низкой и высокой цены; защита прав потребителей; осуществление государственной и муниципальной помощи.[17]
Институциональная
среда антимонопольного регулирования
также дополнилась законами №88-ФЗ
«О государственной поддержке
Огромное
внимание уделялось опыту США
и стран ЕС в генерации антимонопольного
«порядка», которые очень активно
к тому времени реализовали стандарты
защиты конкуренции и недопущения
монополистической
Примером действенности конкурентного законодательства может быть дело «Microsoft», в котором эта американская компания обвинялась Комиссией по конкуренции ЕС в доминирующем положении и ограничении справедливой конкуренции. За противозаконные действия «Microsoft» заплатила 1,7 млрд. евро. В 2007 г. в союзный бюджет Европы было привлечено 3,3 млрд. евро (4,75 млрд. долл.) за счет штрафов с нарушителей антимонопольного порядка.
В РФ антимонопольное регулирование находится в зачаточном состоянии в силу различных причин, одной из которых является лоббирование в правительственных кругах интересов крупного бизнеса, другой же – несовершенство конкурентного законодательства. Не всегда и все корпорации несут ответственность за ценовую дискриминацию, за злоупотребление доминирующим положением на рынке, за недобросовестную конкуренцию, за обман потребителей.
Не функционирует система гибкой и своевременной реакции на нарушение конкурентных отношений. Усугубляется это связью бизнеса и власти, их общих интересов. Страдает, в первую очередь, малый и средний бизнес, отсюда вытекает проблема инновационного застоя, сжатия объемов предпринимательского капитала в масштабах всей страны, рентабельность увеличивается не за счет сокращения себестоимости и роста производительности труда, а за счет проворности монополистического механизма.
Национальная конкурентоспособность хромает, что позволяет импортным товарам успешно конкурировать на внутреннем национальном рынке России и не дает повода даже помышлять о конкуренции товаров нашего реального сектора экономики на внешних рынках.
Лишь в последние годы создались прецеденты наказуемости за нарушение закона «О защите конкуренции». Рекордные штрафы по национальным меркам в разы отличаются от западных: «ЛУКОЙЛ» заплатит 1,4 млрд. руб., а «Роснефть» - 1,5 млрд. руб.
Зачатками глобальной системы мер по контролю за деятельностью монополий можно считать антитрестовское законодательство США начала CC в. Затем необходимость в упорядочивании конкурентных отношений возникла у стран ЕС в середине CC в., чье антимонопольное законодательство опиралось на опыт США. Еще через сорок лет новая Россия начала структурную перестройку экономики, формат которой «подстегнул» развитие законодательной регламентации деятельности монополизированных компаний, оставшихся в наследство от предыдущей системы планового управления и административного хозяйствования.