Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:37, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что любая экономическая деятельность существует для прибыли. В данном случае мы рассматриваем монопольную прибыль. Монопольной прибылью называют прибыль выше средней (обычно в условиях идеальной конкуренции прибыль у каждой фирмы равна средней рыночной), получаемую монопольными компаниями в результате их особого положения на рынке. Цель данной работы – раскрыть сущность монопольной прибыли, указать на ее источники и границы. Рассмотреть прибыль, как отдельную среду в экономической деятельности, например, максимизацию прибыли фирмой, так как это многое объясняет в вопросе о прибыли. Так же хотелось бы обратить внимание на рассмотрение сущности прибыли с точки зрения теории Маркса, которая, на мой взгляд, достойна рассмотрения.
ВВЕДЕНИЕ
1. МОНОПОЛИЯ
1.1 Чистая монополия
1.2 Условия несовершенной конкуренции
1.3 Монополии на внешнем рынке
2. СУЩНОСТЬ МОНОПОЛЬНОЙ ПРИБЫЛИ
2.1 Части монопольной прибыли
2.2 Максимизация прибыли
2.3 Сравнение монопольного и конкурентного рынков
2.4 Прибыль и эластичность спроса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Таким образом, прибыли, присваиваемые монополиями, состоят из следующих элементов: средней прибыли, добавочной прибыли и монопольной сверхприбыли, связанной с продажей монополиями товаров по ценам выше их стоимости. Таковы части общей прибыли по теории Маркса. Прибыли монополий играют главную роль в их экономическом господстве. Теперь о необходимости максимизации прибыли, которую рассматривают неоклассические теории.
2.2 Максимизация прибыли
"В западной
экономической литературе
Однако
в этих и в других теориях максимизация
прибыли, даже если и не признается
целью фирмы, все-таки считается
движущей силой в экономике. "
Большинство этих теорий рассматривается
и критикуется в книге "Монополистическое
ценообразование".
MC=MR (рис. 2)
Рисунок 2
В условиях монополии, как мы уже говорили, цена не является заданной величиной, она лишь зависит от кривой спроса. Ясно, что чем больше продукции произведено, тем меньше цена реализации. Кривая спроса (D) и средней выручки (AR) имеют отрицательный наклон. Предельная выручка будет все время ниже средней. В условиях монополии кривые средней и предельной выручки не совпадают (MR<AR). Монополист максимизирует прибыль при MR=MC, но предельная выручка меньше цены в отличие от фирмы в свободной конкуренции (рис. 2).Определим объем производства, который обеспечивает фирме-монополисту максимальную прибыль. Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске объема Q*. С помощью кривой спроса мы можем определить цену Р*, которая соответствует данному количеству продукции Q*.
Покажем,
что Q* - объем производства, максимизирующий
прибыль. Предположим, монополист производит
меньшее количество продукции - Q1 и соответственно
получает более высокую цену Р1. Как показывает
рис.2, в таком случае предельный доход
монополиста превышает предельные издержки,
и если бы он производил большее количество
продукции, чем Q1, он получил бы добавочную
прибыль (МR - МС), т.е. увеличил бы свою совокупную
прибыль. Фактически монополист может
увеличивать объем производства, повышая
свою совокупную прибыль вплоть до объема
производства Q*, при котором дополнительная
прибыль, получаемая от выпуска еще одной
единицы продукции, равна нулю. Поэтому
меньшее количество продукции Q1 не максимизирует
прибыль, хотя и позволяет монополисту
установить более высокую цену. При объеме
производства Q1 вместо Q* совокупная прибыль
монополиста будет меньше на величину,
равную заштрихованной площади между
кривой МR и кривой МС, между Q1 и Q*.
Рисунок
3
На рис.3 больший объем производства Q2 также не является максимизирующим прибыль. При данном объеме предельные издержки превышают предельный доход, и если бы монополист производил меньшее количество, чем Q2, он увеличил бы совокупную прибыль (на МС - МR). Монополист мог бы увеличить прибыль еще больше, сокращая объем производства до Q*. Увеличение прибыли за счет снижения объема производства Q* вместо Q2 дано площадью ниже кривой МС и выше кривой МR, между Q* и Q2.
Итак,
фирма выбирает объем продукции
Q* (рис.3). Пусть при объеме Q* средние совокупные
издержки (ATC) равняются ATC* . Прибыль фирмы
в расчете на единицу продукции равняться
цене P* минус издержки, или средние удельные
издержки ATC* . Следовательно, фирма-монополист
с лихвой покроет свои издержки, выбрав
объем Q* . Общая величина ее прибыли равняется
величине прибыли в расчете на единицу
продукции (P* - ATC*), умноженной на общий
объем выпуска (заштрихованная площадь
на рис. 4).
Рисунок
4
Из
всего вышесказанного ясно, что гипотеза
нулевой прибыли (P=MR=MC) для отрасли
с совершенной конкуренцией неприменима
для монополиста, который может
получать положительную чистую прибыль
(монопольную сверхприбыль) благодаря
имеющимся барьерам для входа
в отрасль новых фирм. Ведь при
этом цена больше предельного дохода,
а так как MR=MC, то цена больше и
предельных издержек, что обеспечивает
монополии большую прибыль.
2.3 Сравнение монопольного и конкурентного рынков
На конкурентном рынке существует прямая
зависимость между ценой и объемом предложения.
Эта зависимость отражена кривой предложения,
которая совпадает с кривой издержек производства
для отраслей в целом. Кривая предложения
показывает, сколько будет производиться
продукции по каждой цене.
2.4 Прибыль и эластичность спроса
Мы знаем, что цена и объем производства
должны быть такими, чтобы предельный
доход равнялся предельным издержкам.
MC и MR связаны с кривой спроса и ценой,
и чтобы объединить все эти показатели
в одну формулу, воспользуемся эластичностью
спроса (E). В результате мы получим формулу,
по которой можно судить, как прибыль зависит
от цены, издержек и эластичности спроса.
Кроме того, большинство руководителей
располагают ограниченной информацией
о кривых средних и предельных доходов,
с которыми сталкиваются их фирмы. Они
также располагают информацией о предельных
издержках фирмы лишь для изменяющихся
в определенных пределах объемов производства.
Формула, которую мы хотим вывести, поможет
нам перевести условие равенства предельного
дохода и предельных издержек в универсальное
правило, которым легче пользоваться на
практике. Чтобы сделать это, мы должны
переписать формулу предельного дохода
следующим образом:
MR = DTR/DQ
=D(PQ)/DQ
Правую часть формулы мы получили, умножив выражение Q (DP/DQ) на Р, а затем, разделив его на Р. Вспомним, что эластичность спроса выражается как Еd=(P/Q)•(DQ/DP). Таким образом, (Q/P)•(DP/DQ) есть выражение, обратное эластичности спроса 1/Еd следовательно, при объеме производства, максимизирующем прибыль, можно записать:
Теперь, так как целью фирмы является максимизация прибыли, мы можем приравнять предельный доход к предельным издержкам:
P + P (1/Ed) = MC,или,
Данная
формула представляет собой правило
"большого пальца" для ценообразования.
Также вытекающее отсюда выражение
E = (Pm - MC) / Pm называется индексом Лернера.
Левая часть уравнения (P - MC)/P выражает
превышение цены над предельными издержками
как процент от цены. Уравнение показывает,
что данное превышение равняется величине,
обратной эластичности спроса, взятой
с отрицательным знаком. Точно так же мы
можем переписать это уравнение, чтобы
выразить цену через предельные издержки:
Например, если эластичность спроса равняется -4, а предельные издержки 9 $ на единицу продукции, цена должна составить: 9/(1 - 1/4) = 9/0,75 = 12 $ за единицу.
На совершенном конкурентном рынке цена равна предельным издержкам. Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса. Как показывает уравнение (1), если спрос чрезвычайно эластичен, Еd представляет собой большую отрицательную величину, а цена будет близка к предельным издержкам и, таким образом, монополизированный рынок будет очень похож на рынок свободной конкуренции. Фактически, когда спрос очень эластичен, монополисту достается незначительная прибыль. Поэтому очень сложна проблема получения монопольной прибыли в долговременном интервале, когда возможна беспрепятственная корректировка величины постоянных издержек, спрос на любой продукт высокоэластичен, что также доказывает уравнение (2). Причем если в краткосрочном временном интервале фирма может иметь чистые потери, то в долгосрочном интервале убытков у фирмы быть не должно. Она должна будет уйти с рынка, если в долгосрочном интервале не компенсирует средние издержки.
Итак,
в долговременном интервале спрос
на любой продукт высокоэластичен.
Однако в другой книге читаем: "Долгосрочной
максимизацией отчасти
Информация о работе Монопольная прибыль, сущность, источники, границы