Монопольная прибыль, сущность, источники, границы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:37, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что любая экономическая деятельность существует для прибыли. В данном случае мы рассматриваем монопольную прибыль. Монопольной прибылью называют прибыль выше средней (обычно в условиях идеальной конкуренции прибыль у каждой фирмы равна средней рыночной), получаемую монопольными компаниями в результате их особого положения на рынке. Цель данной работы – раскрыть сущность монопольной прибыли, указать на ее источники и границы. Рассмотреть прибыль, как отдельную среду в экономической деятельности, например, максимизацию прибыли фирмой, так как это многое объясняет в вопросе о прибыли. Так же хотелось бы обратить внимание на рассмотрение сущности прибыли с точки зрения теории Маркса, которая, на мой взгляд, достойна рассмотрения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. МОНОПОЛИЯ
1.1 Чистая монополия
1.2 Условия несовершенной конкуренции
1.3 Монополии на внешнем рынке
2. СУЩНОСТЬ МОНОПОЛЬНОЙ ПРИБЫЛИ
2.1 Части монопольной прибыли
2.2 Максимизация прибыли
2.3 Сравнение монопольного и конкурентного рынков
2.4 Прибыль и эластичность спроса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 88.50 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, прибыли, присваиваемые монополиями, состоят из следующих элементов: средней прибыли, добавочной прибыли  и монопольной сверхприбыли, связанной  с продажей монополиями товаров  по ценам выше их стоимости. Таковы части общей прибыли по теории Маркса. Прибыли монополий играют главную роль в их экономическом  господстве. Теперь о необходимости максимизации прибыли, которую рассматривают неоклассические теории.

            2.2 Максимизация прибыли

"В западной  экономической литературе теория  фирмы построена на принципе  максимизации прибыли. Однако  существуют иные мотивации деятельности  фирмы:

  • в одних утверждается, что цель фирмы максимизация не прибыли, а объема продаж.
  • согласно другой концепции, теории «удовлетворения», автором которой является американский профессор Г. Саймон, фирма стремится достичь определенного уровня прибыли, а далее не предпринимает усилий, чтобы ее максимизировать.
  • в «эволюционной теории» С. Винтера доказывается, что фирмы лишь стремятся к максимальной прибыли, но никогда ее не получают или же достигают ее чисто случайно.

     Однако  в этих и в других теориях максимизация прибыли, даже если и не признается целью фирмы, все-таки считается  движущей силой в экономике. " Большинство этих теорий рассматривается  и критикуется в книге "Монополистическое  ценообразование".                                                     Можно сказать, что сущность монопольной (да вообще любой) прибыли состоит в ее максимизации. Ведь "сама по себе возможность обеспечения прибыли - необходимое, но недостаточное условие развития монополии. Неотъемлемой чертой монополии была и есть жажда получения максимального прироста стоимости на весь авасированный капитал. Поэтому капиталы направляются туда, где выше норма прибыли". Максимальная прибыль является не только смыслом существования монополии, но и необходимым условием ее развития и выживания. "Факты убедительно свидетельствуют о том, что даже крупнейшие монополии не могут выжить в конкурентной борьбе, не обеспечив себе соответствующих прибылей. Сравнительно невысокая прибыльность приводит к тому, что крупные корпорации скатываются на более низкие ступени монополистической иерархии или терпят финансовый крах. Так, в США за 1919-1960 гг. список 100 крупнейших промышленных компаний обновился примерно наполовину. Анализ хода дел в концернах, исчезнувших за 1960-1971гг. из списка крупнейших фирм ФРГ и переместившихся в нижнюю подгруппу либо поглощенных другими монополиями, показывает, что они находились в тех отраслях, где норма прибыли была ниже, чем в большинстве других отраслей, что меньшая доходность капитала за длительный промежуток времени неизбежно ведет к отставанию, ослаблению конкурентоспособности, утрате позиций и, в конечном счете, к подчинению более быстро растущим концернам". Максимальная прибыль необходима для осуществления инвестиций, расширения производства, успешного ведения конкурентной борьбы, поддержания высокого темпа самовозрастания капитала. Поэтому максимизация прибыли есть необходимое условие развития монополий.     Теперь нужно рассмотреть механизм самой максимизации прибыли. При экономическом подходе прибыль является разницей между выручкой от реализации и издержками. И фирма стремится максимизировать эту разницу. Это правило верно, и для условий свободной конкуренции, и для монополии. Производство каждой дополнительной единицы продукции одновременно увеличивает общие издержки на величину MC и повышает общую выручку на величину предельной выручки MR. С каждой дополнительно произведенной единицей продукции предельная выручка понижается, а предельные издержки повышаются. Настанет момент, когда предельные издержки будут превышать предельную выручку и общая прибыль будет отрицательной. Общая прибыль будет повышаться, пока предельная выручка будет больше предельных издержек. Следовательно, первое условие максимальной прибыли гласит: предельная выручка равна предельным издержкам или 
 
 
 
 
 

     MC=MR (рис. 2)

      Рисунок 2

В условиях монополии, как мы уже говорили, цена не является заданной величиной, она лишь зависит  от кривой спроса. Ясно, что чем больше продукции произведено, тем меньше цена реализации. Кривая спроса (D) и  средней выручки (AR) имеют отрицательный  наклон. Предельная выручка будет  все время ниже средней. В условиях монополии кривые средней и предельной выручки не совпадают (MR<AR). Монополист максимизирует прибыль при MR=MC, но предельная выручка меньше цены в  отличие от фирмы в свободной конкуренции (рис. 2).Определим объем производства, который обеспечивает фирме-монополисту максимальную прибыль. Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске объема Q*. С помощью кривой спроса мы можем определить цену Р*, которая соответствует данному количеству продукции Q*.

     Покажем, что Q* - объем производства, максимизирующий прибыль. Предположим, монополист производит меньшее количество продукции - Q1 и соответственно получает более высокую цену Р1. Как показывает рис.2, в таком случае предельный доход монополиста превышает предельные издержки, и если бы он производил большее количество продукции, чем Q1, он получил бы добавочную прибыль (МR - МС), т.е. увеличил бы свою совокупную прибыль. Фактически монополист может увеличивать объем производства, повышая свою совокупную прибыль вплоть до объема производства Q*, при котором дополнительная прибыль, получаемая от выпуска еще одной единицы продукции, равна нулю. Поэтому меньшее количество продукции Q1 не максимизирует прибыль, хотя и позволяет монополисту установить более высокую цену. При объеме производства Q1 вместо Q* совокупная прибыль монополиста будет меньше на величину, равную заштрихованной площади между кривой МR и кривой МС, между Q1 и Q*. 

     

     Рисунок 3 

     На  рис.3 больший объем производства Q2 также не является максимизирующим прибыль. При данном объеме предельные издержки превышают предельный доход, и если бы монополист производил меньшее количество, чем Q2, он увеличил бы совокупную прибыль (на МС - МR). Монополист мог бы увеличить прибыль еще больше, сокращая объем производства до Q*. Увеличение прибыли за счет снижения объема производства Q* вместо Q2 дано площадью ниже кривой МС и выше кривой МR, между Q* и Q2.

     Итак, фирма выбирает объем продукции Q* (рис.3). Пусть при объеме Q* средние совокупные издержки (ATC) равняются ATC* . Прибыль фирмы в расчете на единицу продукции равняться цене P* минус издержки, или средние удельные издержки ATC* . Следовательно, фирма-монополист с лихвой покроет свои издержки, выбрав объем Q* . Общая величина ее прибыли равняется величине прибыли в расчете на единицу продукции (P* - ATC*), умноженной на общий объем выпуска (заштрихованная площадь на рис. 4). 

     

     Рисунок 4 

     Из  всего вышесказанного ясно, что гипотеза нулевой прибыли (P=MR=MC) для отрасли  с совершенной конкуренцией неприменима  для монополиста, который может  получать положительную чистую прибыль (монопольную сверхприбыль) благодаря  имеющимся барьерам для входа  в отрасль новых фирм. Ведь при  этом цена больше предельного дохода, а так как MR=MC, то цена больше и  предельных издержек, что обеспечивает монополии большую прибыль.                                                                                              Итак, подведем итог: "Цель монополии - получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверхнормальной."                                         Сейчас мы увидели, каким образом мополист осуществляет контроль за ценами и хочется более подробно сравнить монопольный и конкурентный рынки.

              2.3 Сравнение монопольного и конкурентного рынков

             На конкурентном рынке существует прямая зависимость между ценой и объемом предложения. Эта зависимость отражена кривой предложения, которая совпадает с кривой издержек производства для отраслей в целом. Кривая предложения показывает, сколько будет производиться продукции по каждой цене.                                                                                            В условиях монополизированного рынка кривая предложения отсутствует. Другими словами, нет пропорциональной зависимости между ценой и производимым количеством. Причина заключается в том, что решение монополиста по объему производства зависит не только от предельных издержек, но и от формы кривой спроса. Изменения в спросе не приводят к пропорциональным изменениям цены и предложения, как это происходит с кривой предложения для рынка свободной конкуренции. Вместо этого изменения в спросе могут привести к изменению цен при постоянном объеме производства, изменения в объеме производства могут произойти без изменения цены или же измениться могут как цена, так и объем производства.Изменение спроса обычно вызывает изменение, как цены, так и объема выпуска продукции. Но особые случаи показывают важное различие между монопольным и конкурентным предложением. Отрасль с конкурирующими производителями предлагает определенное количество продукции по каждой цене. Такой взаимосвязи нет для монополиста, который в зависимости от того, как изменится спрос, может предлагать разное количество продукции по одной и той же цене или одинаковое количество по разным ценам.

     2.4 Прибыль и эластичность спроса   

       Мы знаем, что цена и объем производства должны быть такими, чтобы предельный доход равнялся предельным издержкам. MC и MR связаны с кривой спроса и ценой, и чтобы объединить все эти показатели в одну формулу, воспользуемся эластичностью спроса (E). В результате мы получим формулу, по которой можно судить, как прибыль зависит от цены, издержек и эластичности спроса. Кроме того, большинство руководителей располагают ограниченной информацией о кривых средних и предельных доходов, с которыми сталкиваются их фирмы. Они также располагают информацией о предельных издержках фирмы лишь для изменяющихся в определенных пределах объемов производства. Формула, которую мы хотим вывести, поможет нам перевести условие равенства предельного дохода и предельных издержек в универсальное правило, которым легче пользоваться на практике. Чтобы сделать это, мы должны переписать формулу предельного дохода следующим образом:       MR = DTR/DQ =D(PQ)/DQ                                                  Отметим, что дополнительный доход, получаемый в результате выпуска дополнительной единицы продукции, D(PQ)/DQ обладает двумя свойствами. Произведя одну дополнительную единицу продукции и продавая ее по цене Р, мы получим доход: (1)(Р) = Р. Но фирма сталкивается с кривой спроса, имеющей наклон вниз, и поэтому производство и продажа данной дополнительной единицы приводят к небольшому снижению в цене DP/DQ, которое уменьшает доход от всей проданной продукции (т.е. изменение дохода Q[DP/DQ]).                                                                                                 Таким образом:

      Правую часть формулы мы получили, умножив выражение Q (DP/DQ) на Р, а затем, разделив его на Р. Вспомним, что эластичность спроса выражается как Еd=(P/Q)(DQ/DP). Таким образом, (Q/P)(DP/DQ) есть выражение, обратное эластичности спроса 1/Еd следовательно, при объеме производства, максимизирующем прибыль, можно записать:         

       Теперь, так как целью фирмы является максимизация прибыли, мы можем приравнять предельный доход к предельным издержкам:

     P + P (1/Ed) = MC,или,

     

     Данная  формула представляет собой правило "большого пальца" для ценообразования. Также вытекающее отсюда выражение E = (Pm - MC) / Pm называется индексом Лернера. Левая часть уравнения (P - MC)/P выражает превышение цены над предельными издержками как процент от цены. Уравнение показывает, что данное превышение равняется величине, обратной эластичности спроса, взятой с отрицательным знаком. Точно так же мы можем переписать это уравнение, чтобы выразить цену через предельные издержки: 

     

         Например, если эластичность спроса равняется -4, а предельные издержки 9 $ на единицу продукции, цена должна составить: 9/(1 - 1/4) = 9/0,75 = 12 $ за единицу.

     На  совершенном конкурентном рынке  цена равна предельным издержкам. Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса. Как показывает уравнение (1), если спрос чрезвычайно  эластичен, Еd представляет собой большую отрицательную величину, а цена будет близка к предельным издержкам и, таким образом, монополизированный рынок будет очень похож на рынок свободной конкуренции. Фактически, когда спрос очень эластичен, монополисту достается незначительная прибыль. Поэтому очень сложна проблема получения монопольной прибыли в долговременном интервале, когда возможна беспрепятственная корректировка величины постоянных издержек, спрос на любой продукт высокоэластичен, что также доказывает уравнение (2). Причем если в краткосрочном временном интервале фирма может иметь чистые потери, то в долгосрочном интервале убытков у фирмы быть не должно. Она должна будет уйти с рынка, если в долгосрочном интервале не компенсирует средние издержки.

     Итак, в долговременном интервале спрос  на любой продукт высокоэластичен. Однако в другой книге читаем: "Долгосрочной максимизацией отчасти объясняется  факт меньшей эластичности монопольных  цен по сравнению с ценами немонополизированного  сектора. Монополии далеко не всегда реагируют на изменения рыночной ситуации, если считают, что эти изменения  носят переходящий, временный характер. Краткосрочная максимизация прибыли, предполагающая приспособление ко всяким ко всяким колебаниям конъюнктуры, потребовала  бы значительно более частого изменения цен, чем это имеет место в действительности". И здесь мне хочется привести хороший объясняющий пример из "Economics": "Предположим, что только одна фирма «Диско» производила проигрыватели для компакт-дисков и что ее предельные издержки составляли 20 долл. Если бы «Диско» установила цену на свои проигрыватели в 20 долл., то мало кто стал бы проявлять интерес к традиционным проигрывателям для пластинок. Спрос на продукцию «Диско» был бы неэластичным при данной цене. Если бы она повысила цену, то уступила бы лишь малую часть объема своих продаж в производителей традиционных проигрывателей и, таким образом, могла бы увеличить свои прибыли за счет повышения цены, однако, если бы 'Диско' подняла цены на свою продукцию до 500 долл. или близко к этому уровню, то традиционные проигрыватели стали бы привлекательной альтернативой для многих покупателей. При этой более высокой цене спрос, вероятно, стал бы эластичным, и снижение цены привело бы к существенному увеличению объема продаж."

Информация о работе Монопольная прибыль, сущность, источники, границы