Монопольная прибыль, сущность, источники, границы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:37, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что любая экономическая деятельность существует для прибыли. В данном случае мы рассматриваем монопольную прибыль. Монопольной прибылью называют прибыль выше средней (обычно в условиях идеальной конкуренции прибыль у каждой фирмы равна средней рыночной), получаемую монопольными компаниями в результате их особого положения на рынке. Цель данной работы – раскрыть сущность монопольной прибыли, указать на ее источники и границы. Рассмотреть прибыль, как отдельную среду в экономической деятельности, например, максимизацию прибыли фирмой, так как это многое объясняет в вопросе о прибыли. Так же хотелось бы обратить внимание на рассмотрение сущности прибыли с точки зрения теории Маркса, которая, на мой взгляд, достойна рассмотрения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. МОНОПОЛИЯ
1.1 Чистая монополия
1.2 Условия несовершенной конкуренции
1.3 Монополии на внешнем рынке
2. СУЩНОСТЬ МОНОПОЛЬНОЙ ПРИБЫЛИ
2.1 Части монопольной прибыли
2.2 Максимизация прибыли
2.3 Сравнение монопольного и конкурентного рынков
2.4 Прибыль и эластичность спроса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 88.50 Кб (Скачать документ)

     Там же приводится фактор, определяющий эластичность спроса: "Эластичность спроса на любой  продукт, по всей вероятности, тем выше, чем лучшими оказываются имеющиеся  заменители данного продукта. «То  есть спрос эластичен при высокой  дифференциации продукта. Также еще  три фактора определяют эластичность спроса для фирмы. Первый фактор заключается  в эластичности рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет, по крайней мере, столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому  эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти. Второй фактор - число фирм на рынке. Если на нем много фирм, причем они не сильно отличаются друг от друга по размерам, то маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно  повлиять на цену. Третий фактор заключается  во взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две  или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит  агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную  долю рынка."Если спрос эластичен (E>1), то предельный доход положителен. Если спрос неэластичен (E<1), то предельный доход отрицателен. Предельный доход равен нулю при объеме выпуска, для которого E=1; это точка, в которой совокупный доход максимален".Из этого соотношения между эластичностью и предельным доходом следует:                                     "Монополист, максимизирующий прибыль, всегда выбирает такой объем выпуска, при котором спрос является эластичным". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Монополия представляет собой и самую крайнюю форму  несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую. Многие монополии представляют собой объединение более мелких фирм, и чем больше становится таких  центров объединения на каком-то рынке, тем меньше происходит дальнейшее объединение, так как на уже существуют достаточно крупные монополии. И  таким образом на рынке образуется несколько крупных монополий, конкурирующих  между собой. Поэтому большинство  существующих рынков в важнейших  аспектах занимают промежуточное положение  между монополией и конкуренцией. Реформирование “естественных” монополий: как внедрить конкуренцию? Многие монополии, которые привычно считаются естественными, на самом деле являются цепочкой вертикально интегрированных, но различных видов деятельности (например, добыча – транспортировка газа или производство – транспортировка электроэнергии). В таких вертикально интегрированных монополиях одна часть отвечает всем признакам естественной монополий сетевого вида, а другая часть является потенциально конкурентной сферой деятельности. Понятно, что транспортировка газа и электроэнергии – это естественная монополия, а вот в добыче газа или производстве электроэнергии конкуренция, при определенных условиях, вполне возможна.  В России примерами таких монополий являются, прежде всего, РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России».При реформировании вертикально интегрированных монополий можно пойти различными путями.                     Во-первых, их можно приватизировать как единую вертикально-интегрированную структуру. Однако потом такую монополию очень трудно будет реструктуризировать, то есть обеспечить доступ к ее проводящим сетям конкурирующим с ней компаниям-производителям. 
 

     Во-вторых, можно пойти на разделение монополии  по видам деятельности. Потенциально конкурентные производства трансформируются в реально конкурентные, а монополия  сохраняется только в сетевом  сегменте, который оказывается под  контролем государства (производство у нее отбирается и распределяется среди ряда конкурирующих фирм). В этом случае власти должны способствовать развертыванию конкуренции в  сфере производства и гарантировать  равные условия доступа в сеть.                            В-третьих, может иметь место и  промежуточный вариант. Монополист сохраняет за собой сеть, но право  участвовать в производстве он делит  с другими независимыми фирмами. При реформировании по второму и  третьему вариантам решающую роль приобретает  организация регулирования условий  доступа к сетевым коммуникациям. Предпочтителен режим обязательного  открытого доступа, который предполагает, что любой хозяйствующий субъект  имеет право приобретения услуги сети в соответствии с установленными государством правилами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Монопольная прибыль
  2. Антимонопольная политика, развитие конкуренции, защита прав потребителей и поддержка предпринимательства / Инф. Бюл., М.: ГКАП России, 2005.- № 1- 134 с.
  3. В.А.Савинов. В погоне за сверхприбылью.- М: "Мысль", 2007.
  4. Г. М. Гукасьян. Экономическая теория: ключевые вопросы / Под ред. А. И. Добрынина.- М.: ИНФРА-М,2006.
  5. Монополистическое ценообразование / Под ред. С. М. Никитина.- М: "Наука",2008.
  6. Экономическая теория Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича: учебник для вузов.- СПб: Изд. СПбГУЭФ, 2006
  7. Курс экономической теории: Учеб. для экон. вузов / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой; Моск. гос. ин-т междунар. отношений ( ун-т ) МИД РФ.-4-е изд., доп. и перераб. - Киров: «АСА», 2007.-743 с.
  8. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. – Киров: Издательство «АСА», 2005. – 623 с.
  9. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 640 с.
  10. Поповская Е.В., Розанова Н.М., Цепина Л.В. Оценка монополизации российской экономики // Вопросы экономики. – 2005. - №2. – С.3-5 
     

Информация о работе Монопольная прибыль, сущность, источники, границы