Национальное богатство, его сущность и структура. Пути повышения объема национального богатства в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание

Национальное богатство страны – это материальные блага, которыми располагает государство на определенный момент. Национальное богатство является основой материального и культурного уровня жизни народа, материальной предпосылкой и результатом процесса воспроизводства. Оно создается в процессе функционирования народнохозяйственного комплекса. Национальное богатство служит важным показателем состояния национальной экономики, так как характеризует имущественное положение страны в целом. Поэтому анализ данного показателя имеет важное значение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..2 ГЛАВА I: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА, КЛАССИФИКАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА……………………………………..4
I. 1 Понятие и структура национального богатства в СНС……………4
I. 2 Классификация национального богатства………………………….7
ГЛАВА II: СЦЕНАРНЫЕ ПРОГНОЗЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ……………………………………………….16
II. 1 Сценарные прогнозы развития МЭРТ и МВФ……...........................16
II. 2 Альтернативные прогнозы развития ИК «Финам»………………...20
II. 3 Сценарные прогнозы для финансовых рынков…………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………30

Работа состоит из  1 файл

Национальное богатство-курсовик.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

Незавершенное производство – это товары и услуги, производство которых начато, но еще полностью не закончено и будет продолжено тем же производителем в последующем периоде.

Готовая продукция –  это товары, полностью изготовленные  и предназначенные для продажи или отправки другим хозяйственным единицам.

Следует отметить, что  товары, имеющие одну и ту же натурально-вещественную форму, могут относиться к разным элементам национального богатства в зависимости от фактического их использования в тот момент времени, по состоянию на который определяется объем собственного капитала сектора экономики или страны в целом. Например, станок, использующийся в производственном процессе или подлежащий установке на предприятии, входит в состав основного капитала, а такой же станок, находящийся на складе готовой продукции предприятия-изготовителя, относится к категории запасов материальных оборотных средств.

В состав произведенных  материальных активов включаются ценности, т.е. дорогостоящие предметы длительного пользования, которые приобретаются и хранятся в качестве запасов стоимости и, как правило, не используются в процессе производства или для потребления.

  - 12 -

 Приобретая данный элемент национального богатства, их владельцы рассчитывают на то, что реальная стоимость таких товаров повысится либо по крайней мере не изменится. К ценностям относятся: драгоценные металлы и камни, которые хранятся домашними хозяйствами и предприятиями, но не в качестве производственных запасов; антикварные и ювелирные изделия, имеющие значительную стоимость; уникальные произведения искусства, коллекции.

В соответствии с методологией СНС 1993 года основные фонды и домашнее имущество должны оцениваться по восстановительной стоимости за вычетом износа, а материальные оборотные средства – по полной восстановительной стоимости.

Нефинансовые непроизведенные  активы не являются результатом производственного процесса. Они подразделяются на две группы: материальные и нематериальные.

Материальные непроизводственные активы – это земля, богатства недр, невыращиваемые биологические и водные ресурсы. Характерной особенностью природных ресурсов, включаемых в состав данной группы, является то, что право владения ими может быть установлено и передано от одного субъекта другому. Если же такое право не может быть установлено, то соответствующий элемент в состав национального богатства не включается, например, моря или воздух.  При стоимостной оценке данного элемента должны учитываться расходы, связанные с передачей права владения этими активами, и затраты по их улучшению.

Богатства недр – это  разведанные запасы полезных ископаемых, пригодные для эксплуатации в современных условиях, т.е. эксплуатация которых технически возможна и экономически целесообразна.

В состав невыращиваемых биологических ресурсов, которые также следует учитывать в качестве элемента национального богатства, включаются продуктивные растения и животные, естественный рост и

-13 -

возобновление которых прямо не контролируются институциональными единицами, но которые могут использоваться для экономических целей (например, леса, рыба, обитающая в естественных водоемах и специально не разводимая, и т.д.). Невыращиваемые биологические ресурсы относятся к национальному лишь в той части, на которую установлены права владения.

В соответствии с методологией, рекомендуемой Статистической комиссией ООН, поверхностные воды должны учитываться в составе земельных ресурсов, а к водным ресурсам относятся только запасы подземных вод.

Нематериальные непроизводственные активы создаются вне процесса производства, и право владения ими устанавливается путем соответствующих юридических или учетных действий. В их число входят документы, дающие право их владельцу заниматься определенным видом деятельности и запрещающие данную деятельность для других институциональных единиц, за исключением случаев, когда от владельца получено соответствующее разрешение. Указанная группа активов включает патенты, авторское право, договоры об аренде и другие передаваемые договоры, купленный «гудвилл» и т.п. Стоимость «гудвилла» определяется исходя из того, что дает долгосрочную выгоду предприятию, и отдельно как актив не идентифицируется (репутация фирмы, ее название, деловые связи, используемые торговые марки и т.д.).

Финансовые активы – это активы, характерная особенность которых заключается в том, что большинству из них противостоят финансовые обязательства со стороны другой институциональной единицы. Исключение составляют монетарное золото и специальные права заимствования (СПЗ). Финансовые обязательства возникают в том случае, когда одна институциональная единица предоставляет финансовые ресурсы другой. В этом случае средства кредитора – это его финансовый

-14 -

актив, так как он получает от должника платежи за пользование предоставляемыми ресурсами. Для должника полученные им финансовые средства – это обязательства. Состав финансовых активов приведен в таблице 2.

Монетарное золото –  это золото, принадлежащее руководящим  кредитно-денежным учреждениям страны и хранимое в качестве финансового актива. Все остальное золото, которым располагают другие предприятия, учреждения и физические лица, рассматривается в СНС как товар, запасы материальных оборотных средств или ценности.

Специальные права заимствования  создаются Международным валютным фондом в качестве международного финансового актива и распределяются между его членами с целью пополнения резервов данной страны.

Наличные деньги как  финансовый актив включают все банкноты и монеты, находящиеся в обращении, независимо от того, являются они денежными единицами данной страны или других государств. При этом из состава актива исключаются монеты, которые не находятся в обращении, например, юбилейные или хранимые в качестве коллекционных.

Депозиты наряду с  наличными деньгами могут использоваться в качестве средства платежа. Таким образом, они включаются в состав денежной массы, определяемой в широком смысле (денежного агрегата М2). Депозиты можно использовать для производства платежей путем получения наличных денег со счета в пределах средств, находящихся на вкладе, или посредством чеков.

Ценные бумаги (кроме  акций), как правило, продаются и  покупаются на финансовых рынках и  дают право их владельцам получать определенные денежные доходы. К активам, включаемым в данную группу, относятся облигации, векселя, долговые обязательства и т.п.

 

-15 -

Ссуды также входят в  группу финансовых активов. При этом отношения между должником и кредитором могут удостоверятся соответствующими документами, однако наличие такой ценной бумаги не является обязательным.

Акции и другие виды участия  в капитале представлены в форме документов и записей, подтверждающих право владельца на получение дивиденда, а также части стоимости корпорированного предприятия при его ликвидации, остающейся после удовлетворения требований всех кредиторов.

Технические страховые резервы являются активами для держателей страховых полисов и обязательствами для страховых компаний (по страхованию жизни или другому виду страхования), а также для пенсионных фондов.

Другие счета дебиторов и  кредиторов – это финансовые активы в виде торговых кредитов, авансов и других источников для получения необходимых финансовых ресурсов.

Прямые иностранные инвестиции выделяются по каждому сектору экономики  справочно, поскольку соответствующие  им финансовые активы или обязательства  учитываются в составе указанных выше групп (акции, займы и т.д.), однако определение общей суммы таких инвестиций необходимо для увязки баланса активов и пассивов с другими счетами СНС, а также с платежным балансом.

 

 

 

 

 

 

 

-16-

II. СЦЕНАРНЫЕ ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ

II.1 Сценарные прогнозы развития МЭРТ и МВФ

      Допинг» рекордных мировых цен на энергоресурсы пока поддерживает относительно стабильные темпы экономического роста, но его эффективность снижается. Несмотря на повышение среднегодовой цены Urals в 2004 г. примерно на $7 по сравнению с 2003 г., темпы роста ВВП замедлились с 7,3% до 7,1%, эта же тенденция продолжилась и в 1 кв. 2005 г.  В базовом сценарии мы ожидаем постепенного замедления темпов роста ВВП – с 6,2% в 2005 г. до 5,8% в 2008 г. При этом темпы инфляции также будут постепенно снижаться – с 12% в 2005 г. до 7,5% в 2008 г. В то же время, на фоне сильного торгового баланса и профицита федерального бюджета, относительно низкой долговой нагрузки госсектора, укрепления национальной валюты и инвестиционного суверенного рейтинга от тройки ведущих международных агентств – Россия при любом из рассмотренных сценариев сохранит инвестиционную привлекательность по отношению к группе развивающихся рынков в целом. В 2004 году российская экономика вновь продемонстрировала высокие темпы роста – 7,1% (Табл. 1). При этом среднемесячные темпы роста ВВП с исключением сезонного фактора замедлились во 2-м полугодии 2004 г. до 0,5% (против 0,9% в 1-м полугодии).

Табл. 1. Основные показатели развития экономики

 

2001

2002

2003

2004

2005Q1E

2005F

ВВП

5,1

4,7

7,3

7,1

5,2*

6,2

Инфляция (индекс потребительских  цен)

18,6

15,1

12

11,7

5,3***

12

Производство продукции  промышленности

4,9

3,7

7

6,1

3,9***

5,1

Инвестиции в основной капитал

10

2,8

12,5

10,9

7,9

9,8

Реальные располагаемые  денежные доходы населения

8,7

11,3

14,9

8,2

2

8

Оборот розничной торговли

11

9,3

8,4

12,1

10,4

8,5

Среднегодовая мировая  цена на нефть Urals, $/барр.

23

23,7

27,2

34,5

42,2

39-41

Экспорт товаров, млрд. долл.

101,9

107

135,9

183,2

52,6**

199,6

Импорт товаров, млрд. долл.

53,8

61

76,1

96,3

24,5**

119

Сальдо торгового баланса, млрд. долл.

48,1

46,3

59,6

87,3

28,1**

80,6


Источники – Росстат, Банк России, Минэкономразвития, оценки ИК ФИНАМ 
* - оценка Минэкономразвития, по предварительной оценке Moscow Narodny Bank (MNB) 4,6% 
** - предварительная оценка Банка России  
*** – фактические данные за 1-й кв. 2005 г.

В апреле 2005 г. Правительство  в целом одобрило предложенные Минэкономразвития  сценарные прогнозы российской экономики на 2006-2008 гг. По мнению главы МЭРТ Г. Грефа, возможности ускорения темпов роста экономики России за счет увеличения нефтяных цен практически исчерпаны. Оптимальным уровнем мировых цен на нефть Греф считает $30-35/барр. По его словам, в случае снижения цен на нефть на $10 темпы роста могут замедлиться примерно на 1,5 процентных пункта, в то же время повышение цен на нефть до $45 или $50 за баррель "практически ничего не даст к росту, а лишь увеличит давление на инфляцию". Минэкономразвития разработало 2 варианта прогноза развития, предусматривающие снижение инфляции к 2008 г. до 4-5,5%.

-18-

Первый вариант предполагает заметное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры (цены на нефть снижаются в 2006-2008 годах до $28 за баррель). Темп роста ВВП по этому варианту в 2006-2008 годах - в среднем 4,3%-4,6% в год.

Второй вариант является базовым ("иновационно-ориентированным"). Цены на нефть в этом варианте приняты на уровне $39 за баррель в 2005 г., $34 - в 2006 г., $33 и $33,5 за баррель в последующие годы. В 2006 году рост ВВП оценивается в 5,9% и в 2007-2008 годах - около 6,1-6,2% в год. Базовый вариант подразумевает «повышение конкурентоспособности российского бизнеса и реализацию системы реформ и стратегий развития ключевых секторов экономики с использованием механизма частно-государственного партнерства».

По сравнению с предыдущими  сценарными прогнозами Минэкономразвития, базовый вариант отличается более  высокими ожидаемыми темпами роста  в 2005 г. (6,5% против 5,8%), зато более низкими  – в 2006-2007 гг. (базовый прогноз от августа 2004 г. предусматривал рост ВВП в 2006 г. на 6,1% и в 2007 г. – на 6,5%). Не вполне понятно, почему МЭРТ снизил новый базовый прогноз на 2006 – 2007 гг. при значительном повышении прогнозных мировых цен на нефть (с $28-30/барр. до $33-34 барр.).

В целом,  оба новых  сценария являются инерционными, и  предусматривают замедление роста  экономики по сравнению с 2003-2004 гг. Ни один из них не выходит на траекторию «удвоения ВВП» и не содержит конкретных стратегических целей. «Инновационность» второго сценария весьма сомнительна, поскольку сценарий основан на значительно более высоких нефтяных ценах. Предлагаемые «инновационные» меры (увеличение госинвестиций с 3% до 3,7% ВВП) мизерны, и ожидаемый

-19-

эффект от них для  роста экономики (0,2 – 0,4 п.п. ВВП) ниже, чем эффект высоких мировых цен на нефть.

Между тем, острая дискуссия  между Минэкономразвития и Минфином относительно бюджетной политики продолжается. Инновационный (базовый) сценарий предусматривает  создание самостоятельного инвестфонда (100 млрд руб.) для инфраструктурных проектов национального значения, реализацию особых экономических зон ($500 млн в год) и новые ФЦП (217 млрд руб.). Именно для создания инвестфонда было принято решение повысить цену отсечения для Стабилизационнго фонда в 2006 г. не до $25, а до $27/барр. В то же бюджетная комиссия 14 апреля приняла решение ограничить аппетиты Минэкономразвития, лишь дополнительными 40,7 млрд. руб. (весь бюджет инвестиционных программ составит примерно 382 млрд. руб.). Таким образом, даже скромные инвестиционные планы Минэкономразвития, на основании которых министерство планирует повысить темпы роста ВВП с 4,5-4,6% до 5,9-6,2%, вряд ли будут полностью реализованы.

Крупнейшая международная  финансовая организация – МВФ  – в регулярном полугодовом обзоре, опубликованном 12 апреля 2005 г., заметно снизила прогноз экономического роста России в 2005 г. (с 6,6% до 6,0%). В 2006 г. МВФ предполагает дальнейшее замедление роста экономики до 5,5%. По прогнозу МВФ, инфляция потребительских цен в России в 2005 году составит 11,8%, в 2006 году - 9,7%. В докладе МВФ утверждается, что "рост ВВП России замедлился во второй половине 2004 года, главным образом из-за сокращения добычи нефти и ослабления роста инвестиций". В качестве причин отмечается "дело ЮКОСа", которое породило опасения относительно уровня защиты прав собственности и возросшего вмешательства государства в экономику; замедление прироста

Информация о работе Национальное богатство, его сущность и структура. Пути повышения объема национального богатства в современных условиях