Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:53, курсовая работа
Национальное богатство страны – это материальные блага, которыми располагает государство на определенный момент. Национальное богатство является основой материального и культурного уровня жизни народа, материальной предпосылкой и результатом процесса воспроизводства. Оно создается в процессе функционирования народнохозяйственного комплекса. Национальное богатство служит важным показателем состояния национальной экономики, так как характеризует имущественное положение страны в целом. Поэтому анализ данного показателя имеет важное значение.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..2 ГЛАВА I: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА, КЛАССИФИКАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА……………………………………..4
I. 1 Понятие и структура национального богатства в СНС……………4
I. 2 Классификация национального богатства………………………….7
ГЛАВА II: СЦЕНАРНЫЕ ПРОГНОЗЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ……………………………………………….16
II. 1 Сценарные прогнозы развития МЭРТ и МВФ……...........................16
II. 2 Альтернативные прогнозы развития ИК «Финам»………………...20
II. 3 Сценарные прогнозы для финансовых рынков…………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………30
Незавершенное производство – это товары и услуги, производство которых начато, но еще полностью не закончено и будет продолжено тем же производителем в последующем периоде.
Готовая продукция – это товары, полностью изготовленные и предназначенные для продажи или отправки другим хозяйственным единицам.
Следует отметить, что товары, имеющие одну и ту же натурально-вещественную форму, могут относиться к разным элементам национального богатства в зависимости от фактического их использования в тот момент времени, по состоянию на который определяется объем собственного капитала сектора экономики или страны в целом. Например, станок, использующийся в производственном процессе или подлежащий установке на предприятии, входит в состав основного капитала, а такой же станок, находящийся на складе готовой продукции предприятия-изготовителя, относится к категории запасов материальных оборотных средств.
В состав произведенных материальных активов включаются ценности, т.е. дорогостоящие предметы длительного пользования, которые приобретаются и хранятся в качестве запасов стоимости и, как правило, не используются в процессе производства или для потребления.
- 12 -
Приобретая данный элемент национального богатства, их владельцы рассчитывают на то, что реальная стоимость таких товаров повысится либо по крайней мере не изменится. К ценностям относятся: драгоценные металлы и камни, которые хранятся домашними хозяйствами и предприятиями, но не в качестве производственных запасов; антикварные и ювелирные изделия, имеющие значительную стоимость; уникальные произведения искусства, коллекции.
В соответствии с методологией СНС 1993 года основные фонды и домашнее имущество должны оцениваться по восстановительной стоимости за вычетом износа, а материальные оборотные средства – по полной восстановительной стоимости.
Нефинансовые непроизведенные активы не являются результатом производственного процесса. Они подразделяются на две группы: материальные и нематериальные.
Материальные
Богатства недр – это разведанные запасы полезных ископаемых, пригодные для эксплуатации в современных условиях, т.е. эксплуатация которых технически возможна и экономически целесообразна.
В состав невыращиваемых биологических ресурсов, которые также следует учитывать в качестве элемента национального богатства, включаются продуктивные растения и животные, естественный рост и
-13 -
возобновление которых прямо не контролируются институциональными единицами, но которые могут использоваться для экономических целей (например, леса, рыба, обитающая в естественных водоемах и специально не разводимая, и т.д.). Невыращиваемые биологические ресурсы относятся к национальному лишь в той части, на которую установлены права владения.
В соответствии с методологией, рекомендуемой Статистической комиссией ООН, поверхностные воды должны учитываться в составе земельных ресурсов, а к водным ресурсам относятся только запасы подземных вод.
Нематериальные
Финансовые активы – это активы, характерная особенность которых заключается в том, что большинству из них противостоят финансовые обязательства со стороны другой институциональной единицы. Исключение составляют монетарное золото и специальные права заимствования (СПЗ). Финансовые обязательства возникают в том случае, когда одна институциональная единица предоставляет финансовые ресурсы другой. В этом случае средства кредитора – это его финансовый
-14 -
актив, так как он получает от должника платежи за пользование предоставляемыми ресурсами. Для должника полученные им финансовые средства – это обязательства. Состав финансовых активов приведен в таблице 2.
Монетарное золото – это золото, принадлежащее руководящим кредитно-денежным учреждениям страны и хранимое в качестве финансового актива. Все остальное золото, которым располагают другие предприятия, учреждения и физические лица, рассматривается в СНС как товар, запасы материальных оборотных средств или ценности.
Специальные права заимствования
создаются Международным валютн
Наличные деньги как финансовый актив включают все банкноты и монеты, находящиеся в обращении, независимо от того, являются они денежными единицами данной страны или других государств. При этом из состава актива исключаются монеты, которые не находятся в обращении, например, юбилейные или хранимые в качестве коллекционных.
Депозиты наряду с наличными деньгами могут использоваться в качестве средства платежа. Таким образом, они включаются в состав денежной массы, определяемой в широком смысле (денежного агрегата М2). Депозиты можно использовать для производства платежей путем получения наличных денег со счета в пределах средств, находящихся на вкладе, или посредством чеков.
Ценные бумаги (кроме акций), как правило, продаются и покупаются на финансовых рынках и дают право их владельцам получать определенные денежные доходы. К активам, включаемым в данную группу, относятся облигации, векселя, долговые обязательства и т.п.
-15 -
Ссуды также входят в группу финансовых активов. При этом отношения между должником и кредитором могут удостоверятся соответствующими документами, однако наличие такой ценной бумаги не является обязательным.
Акции и другие виды участия в капитале представлены в форме документов и записей, подтверждающих право владельца на получение дивиденда, а также части стоимости корпорированного предприятия при его ликвидации, остающейся после удовлетворения требований всех кредиторов.
Технические страховые резервы являются активами для держателей страховых полисов и обязательствами для страховых компаний (по страхованию жизни или другому виду страхования), а также для пенсионных фондов.
Другие счета дебиторов и кредиторов – это финансовые активы в виде торговых кредитов, авансов и других источников для получения необходимых финансовых ресурсов.
Прямые иностранные инвестиции выделяются по каждому сектору экономики справочно, поскольку соответствующие им финансовые активы или обязательства учитываются в составе указанных выше групп (акции, займы и т.д.), однако определение общей суммы таких инвестиций необходимо для увязки баланса активов и пассивов с другими счетами СНС, а также с платежным балансом.
-16-
II. СЦЕНАРНЫЕ ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
II.1 Сценарные прогнозы развития МЭРТ и МВФ
Допинг» рекордных мировых цен на энергоресурсы пока поддерживает относительно стабильные темпы экономического роста, но его эффективность снижается. Несмотря на повышение среднегодовой цены Urals в 2004 г. примерно на $7 по сравнению с 2003 г., темпы роста ВВП замедлились с 7,3% до 7,1%, эта же тенденция продолжилась и в 1 кв. 2005 г. В базовом сценарии мы ожидаем постепенного замедления темпов роста ВВП – с 6,2% в 2005 г. до 5,8% в 2008 г. При этом темпы инфляции также будут постепенно снижаться – с 12% в 2005 г. до 7,5% в 2008 г. В то же время, на фоне сильного торгового баланса и профицита федерального бюджета, относительно низкой долговой нагрузки госсектора, укрепления национальной валюты и инвестиционного суверенного рейтинга от тройки ведущих международных агентств – Россия при любом из рассмотренных сценариев сохранит инвестиционную привлекательность по отношению к группе развивающихся рынков в целом. В 2004 году российская экономика вновь продемонстрировала высокие темпы роста – 7,1% (Табл. 1). При этом среднемесячные темпы роста ВВП с исключением сезонного фактора замедлились во 2-м полугодии 2004 г. до 0,5% (против 0,9% в 1-м полугодии).
Табл. 1. Основные показатели развития экономики
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005Q1E |
2005F | |
ВВП |
5,1 |
4,7 |
7,3 |
7,1 |
5,2* |
6,2 |
Инфляция (индекс потребительских цен) |
18,6 |
15,1 |
12 |
11,7 |
5,3*** |
12 |
Производство продукции промышленности |
4,9 |
3,7 |
7 |
6,1 |
3,9*** |
5,1 |
Инвестиции в основной капитал |
10 |
2,8 |
12,5 |
10,9 |
7,9 |
9,8 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
8,7 |
11,3 |
14,9 |
8,2 |
2 |
8 |
Оборот розничной торговли |
11 |
9,3 |
8,4 |
12,1 |
10,4 |
8,5 |
Среднегодовая мировая цена на нефть Urals, $/барр. |
23 |
23,7 |
27,2 |
34,5 |
42,2 |
39-41 |
Экспорт товаров, млрд. долл. |
101,9 |
107 |
135,9 |
183,2 |
52,6** |
199,6 |
Импорт товаров, млрд. долл. |
53,8 |
61 |
76,1 |
96,3 |
24,5** |
119 |
Сальдо торгового баланса, млрд. долл. |
48,1 |
46,3 |
59,6 |
87,3 |
28,1** |
80,6 |
Источники – Росстат,
Банк России, Минэкономразвития, оценки
ИК ФИНАМ
* - оценка Минэкономразвития, по предварительной оценке Moscow Narodny
Bank (MNB) 4,6%
** - предварительная оценка Банка России
*** – фактические данные за 1-й кв. 2005 г.
В апреле 2005 г. Правительство в целом одобрило предложенные Минэкономразвития сценарные прогнозы российской экономики на 2006-2008 гг. По мнению главы МЭРТ Г. Грефа, возможности ускорения темпов роста экономики России за счет увеличения нефтяных цен практически исчерпаны. Оптимальным уровнем мировых цен на нефть Греф считает $30-35/барр. По его словам, в случае снижения цен на нефть на $10 темпы роста могут замедлиться примерно на 1,5 процентных пункта, в то же время повышение цен на нефть до $45 или $50 за баррель "практически ничего не даст к росту, а лишь увеличит давление на инфляцию". Минэкономразвития разработало 2 варианта прогноза развития, предусматривающие снижение инфляции к 2008 г. до 4-5,5%.
-18-
Первый вариант предполагает заметное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры (цены на нефть снижаются в 2006-2008 годах до $28 за баррель). Темп роста ВВП по этому варианту в 2006-2008 годах - в среднем 4,3%-4,6% в год.
Второй вариант является базовым ("иновационно-ориентированным"
По сравнению с предыдущими сценарными прогнозами Минэкономразвития, базовый вариант отличается более высокими ожидаемыми темпами роста в 2005 г. (6,5% против 5,8%), зато более низкими – в 2006-2007 гг. (базовый прогноз от августа 2004 г. предусматривал рост ВВП в 2006 г. на 6,1% и в 2007 г. – на 6,5%). Не вполне понятно, почему МЭРТ снизил новый базовый прогноз на 2006 – 2007 гг. при значительном повышении прогнозных мировых цен на нефть (с $28-30/барр. до $33-34 барр.).
В целом, оба новых сценария являются инерционными, и предусматривают замедление роста экономики по сравнению с 2003-2004 гг. Ни один из них не выходит на траекторию «удвоения ВВП» и не содержит конкретных стратегических целей. «Инновационность» второго сценария весьма сомнительна, поскольку сценарий основан на значительно более высоких нефтяных ценах. Предлагаемые «инновационные» меры (увеличение госинвестиций с 3% до 3,7% ВВП) мизерны, и ожидаемый
-19-
эффект от них для роста экономики (0,2 – 0,4 п.п. ВВП) ниже, чем эффект высоких мировых цен на нефть.
Между тем, острая дискуссия
между Минэкономразвития и
Крупнейшая международная финансовая организация – МВФ – в регулярном полугодовом обзоре, опубликованном 12 апреля 2005 г., заметно снизила прогноз экономического роста России в 2005 г. (с 6,6% до 6,0%). В 2006 г. МВФ предполагает дальнейшее замедление роста экономики до 5,5%. По прогнозу МВФ, инфляция потребительских цен в России в 2005 году составит 11,8%, в 2006 году - 9,7%. В докладе МВФ утверждается, что "рост ВВП России замедлился во второй половине 2004 года, главным образом из-за сокращения добычи нефти и ослабления роста инвестиций". В качестве причин отмечается "дело ЮКОСа", которое породило опасения относительно уровня защиты прав собственности и возросшего вмешательства государства в экономику; замедление прироста