Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:55, курсовая работа
Остается рыночный путь развития. Однако в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать свое влияние. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то, увеличивая, то, уменьшая степень вмешательства.
1. Введение______________________________________________ страница 3
2. Глава 1: Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы________________________________________________ страница 4
3. Глава 2: Основные направления регулирования государством макропроцессов___________________________________________ страница 9
4. Глава 3: Экономические инструменты и их взаимодействия для достижения макроэкономических целей_____________________ страница 13
5. Контрольно - тестовое задание___________________________ страница 15
6. Разбор экономической ситуации__________________________ страница 16
7. Заключение___________________________________________ страница 16
8. Список литературы_____________________________________ страница 18
- Ограниченность контроля над бюрократией и стремительный рост государственного аппарата, усложняющий эту проблему;
- Неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений, ибо конечные результаты действий государства зависят не только от него самого.
Деятельность государства, направленная на устранение провалов рынка, сама оказывается далекой от совершенства. Необходимо строго следить за последствиями его деятельности. Экономические методы должны применяться таким образом, чтобы они не подменяли действия рыночных сил.
И все-таки с развитием общества и человека любая форма вмешательства со стороны государства становится более благоприятной в настоящем, чем в прежние времена. А совершенствование государственных учреждений, форм и методов их работы обеспечит их благотворное вмешательство в несовершенную рыночную систему хозяйствования, никем не сдерживаемых частных интересов.
ГЛАВА
2: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Государственное регулирование,
является одной из основных форм участия
государства в экономике. Оно
оказывает влияние на распределение
ресурсов и доходов, на уровень и
темпы экономического развития и
благосостояния населения страны. Государственное
регулирование экономики
Способы, формы и методы регулирования во многом определяются теми целями и задачами, которые государство формулирует и ставит на длительную перспективу перед страной. Именно государство как ведущий субъект экономической политики на основании своей власти и действующих государственных институтов может и должно увязывать между собой интересы различных групп, побуждать их проявлять свою активность и с помощью соответствующих механизмов направлять её в сторону определённой цели.
Государство призвано играть активную роль в регулировании экономических процессов и принятии мер по социальной защите населения. Государство концентрирует свои усилия на таких приоритетных направлениях, как:
- разработка экономической политики;
- развитие системы образования и здравоохранения;
- строительство и содержание транспортной сети;
- поддержание закона и порядка;
- обеспечение защиты окружающей среды и т.д.
Реализация экономической политики, задач макроэкономического регулирования возможна лишь при использовании совокупности методов, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику. Для современной рыночной экономики характерно многообразие методов, форм и инструментов государственного регулирования. По способу функционирования различают административные, правовые, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирования.
Административные методы охватывают те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых в этой области мер состоит в создании наиболее обоснованных для частного сектора правовых условий, формировании стабильной юридической обстановки для ведения дел. Административные методы включают меры запрета, разрешения, принуждения. К ним, в частности, относится выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность; установление квот на экспорт и импорт, контроль над ценами, качеством продукции, доходами и др.
Государственное правовое регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими.
Прямое экономическое регулирование представляет собой такое регулирование, при котором хозяйственные субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на собственном экономическом выборе, а на предписаниях и решениях государства. Прямое регулирование реализуется в форме безвозвратного адресного финансирования секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий. К ним относятся субвенции и субсидии, которые включают разного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов (общенационального, регионального, местного). Сюда же входят налоговое законодательство, нормативы в области амортизационных отчислений, определенные бюджетные процедуры по государственным инвестициям, льготные кредиты и налоговые льготы.
Использование прямого регулирования часто приносит высокий эффект, способствует достижению оперативного экономического результата.
Косвенные формы экономического регулирования характеризуются тем, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Такое регулирование лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений хозяйствующие субъекты стремились к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики. К ним в первую очередь относятся регулирование объема денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов и ставки процента, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и др. Достоинством данных форм регулирования является то, что они не нарушают рыночной ситуации, не вторгаются неожиданно в хозяйственную жизнь организаций. Государство выполняет свои функции, применяя различные методы. Однако рыночная система предъявляет к ним определенные требования.
1. Преобладающее влияние на рынок как самонастраивающуюся систему должны оказывать в основном экономические методы. Преобладание административных методов неминуемо приведет к разрушению рыночного механизма. Это значит, что используемые государством экономические методы не должны заменять собой рыночные стимулы.
2. Применяя экономические регуляторы, государство должно постоянно контролировать приносимые ими положительные или отрицательные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений, а если требуется, то и исправлять их. Проводя экономическую политику, государство выступает инициатором, основным звеном. Успех макроэкономического регулирования в его возможности рационально организовать совместные действия всех участников проводимой политики.
3. В условиях многонационального государства, каким является Россия, необходимо учитывать национальную специфику, которая оказывает существенное влияние на результаты экономической деятельности.
Следует подчеркнуть, что экономические и административные методы хотя и противоположны по своему содержанию, но взаимосвязаны. Любой экономический регулятор несет в себе элемент администрирования, поскольку его исполнение контролируется той или иной государственной службой. Одновременно в каждом административном регуляторе есть определенное экономическое содержание, поскольку его реализация сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы.
К экономическим инструментам относят те действия государства, которые имеют воздействующий характер на определенные аспекты рыночного процесса. Речь идет прежде всего о методах влияния на совокупный спрос, совокупное предложение, меру централизации капитала, динамику социальных и структурных процессов в экономике.
Общепризнанным дефектом рыночной экономики, корректируемым за счет государственного вмешательства, являются ее неэффективность в результате несовершенной конкуренции, неспособность рынка справедливо распределять доходы среди различных категорий населения; нестабильность, проявляющаяся в неполной занятости, инфляции, спадах производства и т. д. В связи с этим экономическая теория выработала, а практика использует совокупность экономических инструментов, используемых государством для целей макроэкономического регулирования в их взаимодействии. К числу таких инструментов, с помощью которых государство оказывает экономическое воздействие на экономику, относятся государственные финансы. Основными направлениями такого воздействия государства являются следующие:
а) кредитно-денежная политика, основанная на регулировании количества денег в обращении в целях воздействия на рост ВВП, уровень цен, сглаживание изменений экономической конъюнктуры. Для этого ис- пользуются такие средства, как кредитная эмиссия, ставки рефинансиро- вания, операции на открытом рынке ценных бумаг и др. Кредитно-денежная политика имеет характер косвенного воздействия. Она реализуется центральным банком, который, как правило, имеет относительную самос- тоятельность от законодательной и исполнительной властей;
б) валютная политика, направленная на обеспечение устойчивого курса национальной валюты с помощью различных систем его поддержания и активной политики национальных банков;
в) внешнеэкономическая, в том числе таможенная политика, направленная на регулирование ситуации внутри таможенной территории, экономических взаимоотношений с другими государствами и защиту внутреннего рынка и национальных производителей с помощью методов тарифного и нетарифного регулирования;
г) политика в области государственных финансов, направленная как на мобилизацию необходимых средств, так и на стимулирование эконо- мического развития посредством благоприятной налогово-кредитной политики, льгот, финансирования и других инструментов.
ГЛАВА 3: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ.
Инструменты экономической политики государства выбираются в зависимости от ее целей. Макроэкономические цели современных государств многогранны, поэтому и воздействие государства на экономику осуществляется с помощью разных инструментов. Причем такое воздействие государства может быть как прямым, так и косвенным. Прямое воздействие подразумевает участие государства в производственном процессе, а косвенное — предполагает использование финансовой системы. Таким образом, ключевыми инструментами государственной экономической политики являются бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика.
В фискальной политике основным инструментом воздействия государства на экономику является государственный бюджет. Его действенность в данном ключе основана на таких категориях, как доходы и поступления. Рассмотрим подробнее структуру бюджета как инструмента государственного управления экономикой. К бюджету относят: налоги, акцизы, таможенные пошлины и т. п. (как правило, эта категория составляет около 80—85% от всех доходов бюджета); доходы от государственной собственности (удельный вес составляет обычно 7—10%); прирост поступлений из фондов социального страхования и пенсионного фонда (или создание общественного долга — около 7%); другие доходы.
Расходы бюджета включают в себя: трансферты (выплаты на здравоохранение, образование и т. п.) и субсидии. Причем, как правило, эта категория составляет около 50% всех расходов; развитие конъюнктуры рынка и стимулирование экономического роста. Данная статья расходов составляет около 12% и включает в себя инвестиции в аграрный сектор и целевые программы, дотации предприятиям и т. п.; содержание оборонного комплекса страны, государственных аппаратов и ведение внешней политики (25—30% от общего числа расходов); другие расходы.
Итак, из рассмотренной структуры видно, что государственный бюджет как инструмент регулирования экономики может участвовать в управлении социально-экономическими процессами перераспределения и централизации финансовых ресурсов, стимулирования производства и контроля финансового состояния государства.
В целом же бюджетно-налоговые инструменты экономической политики государства помогают обеспечивать полную занятость и производство неинфляционного ВВП. Это делается посредством изменения государственных расходов и налогов.
Налогообложение, являясь инструментом фискальной политики государства, влияет как на получателя средств — государство, так и на граждан, предприятия и учреждения страны, т. е. налогоплательщиков. Поэтому действие налогообложения в системе государственного регулирования основано на следующих принципах.
Принцип получения благ.
Экономические агенты, такие как предприниматели, могут приобрести товары и услуги, предоставляемые им государством, так же как и остальные товары. То есть когда предприниматель получает доход от предоставленных государством товаров или услуг, он обязывается уплачивать налоги, обеспечивающие финансирование производства данных товаров и услуг. Такими товарами или услугами могут быть сырье, принадлежащее государству, энергия и т. д. Кроме того, речь здесь может идти о юридических услугах или услугах правоохранительных органов, ведь, пользуясь ими, экономические агенты должны посредством уплаты налогов поддерживать их содержание.
Принцип платежеспособности.
Налоги должны взиматься с тех, в чьем распоряжении есть определенный доход и благосостояние. К тому же граждане или предприниматели, обладающие высокими доходами, должны платить более высокие налоги, чем экономические агенты с более низким благосостоянием. Таким образом, тяжесть налогов распределяется. Это необходимо, так как для граждан с небольшим доходом каждый рубль дороже, чем для более обеспеченных, т. е. с помощью данного принципа соблюдается определенный морально-этический баланс в налогообложении и отчасти в перераспределении доходов.
Итак, используя рассмотренные инструменты, фискальная политика может быть стимулирующей, когда увеличение расходов государства и снижение налогов способствует преодолению циклического спада в экономике, или ограничительной, если снижение государственных расходов и повышение налогов определяет снижение циклического подъема.
Действие же инструментов кредитно-денежной политики помогает регулировать совокупный объем производства, занятость и уровень цен посредством изменения денежного предложения. Здесь главными инструментами Центрального банка в регулировании предложения денег являются: ставка рефинансирования — это учетная ставка процента, при повышении которой объем займов у Центрального банка снижается, уменьшаются операции остальных (коммерческих) банков, они получают кредит дороже и из-за этого повышают собственные ставки по ссудам. Таким образом, общее предложение денег в экономике страны снижается; норма обязательных резервов. Состояние экономики регулируется посредством ее изменения; операции на открытом рынке. Купля-продажа Центробанком государственных ценных бумаг также обусловливает изменение денежной массы в стране. Например, если Центральный банк купит ценные бумаги у коммерческого банка, сумма на его резервном счете возрастет, и тогда начинает действовать мультипликатор расширения денежной массы. Здесь важно помнить, что объем расширения денежной массы зависит от того, как ее прирост распределится по депозитам и на наличные. Соответственно при продаже Центробанком ценных бумаг произойдет обратный процесс. Таким образом, с помощью данных инструментов кредитно-денежной политики государство может контролировать поток денежной массы, регулировать инфляцию и управлять спросом.
Информация о работе Национальное государство и регулирование рыночной экономики