Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 11:35, курсовая работа
В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из основных факторов производства--труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.
1. Введение.
2. Понятие безработицы, ее виды формы.
2.1. Сущность безработицы.
2.2. Причины безработицы.
2.3. Показатели и методы измерения безработицы.
2.4. Виды и формы безработицы.
3. Взаимодействие безработицы с инфляцией: кривая Филлипса.
4. Масштабы безработицы в России.
5. Последствия безработицы.
6. Государственное регулирование занятости населения.
6.1. Основные направления государственного регулирования занятости населения.
6.2. Биржи труда и частные фирмы.
6.3. Методы борьбы с безработицей.
7. Заключение.
8. Литература.
Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении. Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости, включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы. Для этого необходимо создать независимую от правительства и местной администрации систему активного содействия безработным на основе страховых взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденно безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованием преимущественно экономических стимулов привлечение к труду. Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям. Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать» официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на перерегистрацию. Далее следует черед других «нарушителей» новых правил, вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными. По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за труд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивного развития экономики. Прежде всего следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально - экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально - трудовой сферы.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Безработица как социально-экономическое явление характерна для большинства стран мира. В реальной экономической жизни она выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. В западной экономической науке превалирует концепция, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования трудовых ресурсов.
В зависимости от причин возникновения безработицы выделяют несколько ее типов: структурную, циклическую, естественную, фрикционную, скрытую и др. В среднем уровень безработицы составляет 5-7% от численности рабочей силы. В России в результате экономического кризиса уровень безработицы в 1999 году достиг 12%.
Среди основных направлений государственного регулирования рабочей силы можно выделить: программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе; программы по подготовке и переподготовке кадров; программы содействия найму рабочей силы; программы по социальному страхованию безработицы.
Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда (службы занятости, службы содействия найму). Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В их функции входят регистрация безработных, их трудоустройство, изучение контъюнктуры рынка труда, тестирование, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, выплата пособий.
Формирование спроса и предложения в условиях рыночной экономики в
России происходит под влиянием множества факторов: демографических и
миграционных процессов; физического и интеллектуального потенциала
населения; трудовой мотивации людей в зависимости от их
психофизиологического состояния и сформировавшегося в обществе сознания по поводу занятости и, конечно, в зависимости от величины заработной платы и условий труда; уровня развития и эффективности функционирования всех элементов рыночной инфраструктуры, в том числе непосредственно обслуживающих рынок труда; состояния и перспектив развития экономики; организации профориентационной работы среди населения и уровня развития системы профессионального образования и многих других.
Для решения проблем необходима активная государственная политика занятости населения, основанная не заполнении вакантных рабочих мест и выплате пособий, а на предупреждении безработицы. Такая политика должна базироваться на основе глубокого исследования состояния и тенденций развития социально-экономических процессов.
7. Литература.
1. Россия в цифрах 2006. Краткий статистический сборник/Росстат-М, 2006. – 462 с.
2. Газета «Российская правда» № 10 от 20 марта 2007 г. Статья «освобожденный труд»
3. Журнал «Вопросы экономики» № 4 2003 г., стр. 114 «Законодательство о защите занятости» - 160 стр.
4. Журнал «Вопросы экономики» № 3 2004 г., стр. 95 «Оценка естественного уровня безработицы в России в 1994 – 2003 г.г: эмпирический анализ» - 160стр.
5. Остапенко Ю.М. Экономика труда, ИНФРА_М, Москва, 2003 г. – 460 стр.
6. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Население. – М.: Издательство МГУ, 2004 г.- 530 стр.
7. Яговенко Е.Г., Христолюбова Н.Е., Мостова В.Д. Экономика труда – М.: ЮНИТИ, 2004 г- 701 стр.
8. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации»: Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.2005 № 199 ФЗ (ред. 29.12.2006) //Консультант Плюс – Москва, 2007 г.
Приложение А
Таблица 1
Численность экономически эффективного населения и других основных показателей занятости населения
(тыс. чел.).
| 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Экономически активное население | 75665 | 75012 | 73962 | 72872 | 73230 | 72819 | 72332 | 71411 | 72421 | 72835 | 72909 | 73811 | 75148 |
Мужчины | 38414 | 38235 | 38411 | 38247 | 38570 | 38422 | 37499 | 36905 | 36997 | 37206 | 37079 | 37511 | 37986 |
Женщины | 37251 | 36777 | 35551 | 34625 | 34660 | 34397 | 34833 | 34506 | 35423 | 35629 | 35831 | 36300 | 37162 |
Безработные | 3594 | 4160 | 5478 | 6431 | 7180 | 8180 | 7059 | 6287 | 6154 | 5683 | 5775 | 5208 | 5309 |
Безработные, официально имеющие статус в службе занятости | 578 | 836 | 1637 | 2327 | 2506 | 1999 | 1037 | 1122 | 1499 | 1638 | 1920 | 1830 | 1766 |
Приложение Б
Приложение В