Наименование темы: Безработица в экономике России в 1992 – 2006 г.г.: причины, масштабы, виды, формы и методы государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из основных факторов производства--труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

Содержание

1. Введение.

2. Понятие безработицы, ее виды формы.
2.1. Сущность безработицы.
2.2. Причины безработицы.
2.3. Показатели и методы измерения безработицы.
2.4. Виды и формы безработицы.

3. Взаимодействие безработицы с инфляцией: кривая Филлипса.

4. Масштабы безработицы в России.

5. Последствия безработицы.

6. Государственное регулирование занятости населения.
6.1. Основные направления государственного регулирования занятости населения.
6.2. Биржи труда и частные фирмы.
6.3. Методы борьбы с безработицей.

7. Заключение.

8. Литература.

Работа состоит из  1 файл

Курсовик НОВЫЙ !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 1.13 Мб (Скачать документ)

Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении. Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости, включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы. Для этого необходимо создать независимую от правительства и местной администрации систему активного содействия безработным на основе страховых взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденно безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованием преимущественно экономических стимулов привлечение к труду. Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям. Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать» официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на перерегистрацию. Далее следует черед других «нарушителей» новых правил, вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными. По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за труд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивного развития экономики. Прежде всего следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально - экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально - трудовой сферы.

 

 

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Безработица как социально-экономическое явление характерна для большинства стран мира. В реальной экономической жизни она выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. В западной экономической науке превалирует концепция, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования трудовых ресурсов.

В зависимости от причин возникновения безработицы выделяют несколько ее типов: структурную, циклическую, естественную, фрикционную, скрытую и др. В среднем уровень безработицы составляет 5-7% от численности рабочей силы. В России в результате экономического кризиса уровень безработицы в 1999 году достиг 12%.

Среди основных направлений государственного регулирования рабочей силы можно выделить: программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе; программы по подготовке и переподготовке кадров; программы содействия найму рабочей силы; программы по социальному страхованию безработицы.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда (службы занятости, службы содействия найму). Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В их функции входят регистрация безработных, их трудоустройство, изучение контъюнктуры рынка труда, тестирование, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, выплата пособий.

Формирование спроса и предложения в условиях рыночной экономики в
России происходит под влиянием множества факторов: демографических и
миграционных процессов; физического и интеллектуального потенциала
населения;     трудовой     мотивации     людей     в     зависимости              от     их

психофизиологического состояния и сформировавшегося в обществе сознания по поводу занятости и, конечно, в зависимости от величины заработной платы и условий  труда;   уровня  развития  и  эффективности  функционирования  всех элементов              рыночной              инфраструктуры,      в     том     числе непосредственно обслуживающих рынок труда; состояния и перспектив развития экономики; организации профориентационной работы среди населения и уровня развития системы профессионального образования и многих других.

Для решения проблем необходима активная государственная политика занятости населения, основанная не заполнении вакантных рабочих мест и выплате пособий, а на предупреждении безработицы. Такая политика должна базироваться на основе глубокого исследования состояния и тенденций развития социально-экономических процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Литература.

 

1.      Россия в цифрах 2006. Краткий статистический сборник/Росстат-М, 2006. – 462 с.

 

2.      Газета «Российская правда» № 10  от 20 марта 2007 г. Статья «освобожденный труд»

 

3.      Журнал «Вопросы экономики» № 4 2003 г., стр. 114 «Законодательство о защите занятости» - 160 стр.

 

4.      Журнал «Вопросы экономики» № 3 2004 г., стр. 95 «Оценка естественного уровня безработицы в России в 1994 – 2003 г.г: эмпирический анализ» - 160стр.

 

5.      Остапенко Ю.М. Экономика труда, ИНФРА_М, Москва, 2003 г. – 460 стр.

 

6.      Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Население. – М.: Издательство МГУ, 2004 г.- 530 стр.

 

7.      Яговенко  Е.Г., Христолюбова Н.Е., Мостова В.Д. Экономика труда – М.: ЮНИТИ, 2004 г- 701 стр.

 

8.      О внесении изменений  и дополнений в Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации»: Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.2005 № 199 ФЗ (ред. 29.12.2006) //Консультант Плюс – Москва, 2007 г.

 

 

 

 



Приложение А

Таблица 1

Численность экономически эффективного населения и других основных показателей занятости населения

(тыс. чел.).

 

1992

1993

1994

1995

1996

1997

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Экономически активное население

75665

75012

73962

72872

73230

72819

72332

71411

72421

72835

72909

73811

75148

Мужчины

38414

38235

38411

38247

38570

38422

37499

36905

36997

37206

37079

37511

37986

Женщины

37251

36777

35551

34625

34660

34397

34833

34506

35423

35629

35831

36300

37162

Безработные

3594

4160

5478

6431

7180

8180

7059

6287

6154

5683

5775

5208

5309

Безработные, официально имеющие статус в службе  занятости

578

836

1637

2327

2506

1999

1037

1122

1499

1638

1920

1830

1766

 

 



 

Приложение Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Наименование темы: Безработица в экономике России в 1992 – 2006 г.г.: причины, масштабы, виды, формы и методы государственного регулирования