Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:33, реферат
«Основные решения должны быть приняты уже в этом году, чтобы со следующего года владельцы дорогих домов и машин платили повышенные ставки налогов. При этом важно не увлекаться, чтобы под эти меры не попали представители среднего класса»
В.Путин, премьер-министр Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. НАЛОГИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ
6
1.1. Сущность налога и налоговой системы. Виды и группы налогов.
6
1.2. Основные, федеральные, региональные и местные налоги
7
1.3. Функции налогов
12
1.4. Принципы налогообложения
13
ГЛАВА 2. НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ ОБЩЕСТВА
15
2.1. Проблемы сбора налогов
15
2.2. Международное регулирование двойного налогообложения. Гармонизация налоговых систем
17
2.3. Роль государства в стимулировании налоговой политики
18
2.4. Права налогоплательщика в Российской Федерации, их обеспечение и защита
21
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В РОССИИ
24
2.5.1. Система социальной защиты в России
24
2.5.2. Проблемы налогового реформирования в России
28
2.5.3. Налоги как инструмент социальной защиты населения
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
37
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА 1. НАЛОГИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ | 6 |
1.1. Сущность налога и налоговой системы. Виды и группы налогов. | 6 |
1.2. Основные, федеральные, региональные и местные налоги | 7 |
1.3. Функции налогов | 12 |
1.4. Принципы налогообложения | 13 |
ГЛАВА 2. НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ ОБЩЕСТВА |
15 |
2.1. Проблемы сбора налогов | 15 |
2.2. Международное регулирование двойного налогообложения. Гармонизация налоговых систем |
17 |
2.3. Роль государства в стимулировании налоговой политики | 18 |
2.4. Права налогоплательщика в Российской Федерации, их обеспечение и защита |
21 |
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ |
24 |
2.5.1. Система социальной защиты в России | 24 |
2.5.2. Проблемы налогового реформирования в России | 28 |
2.5.3. Налоги как инструмент социальной защиты населения | 30 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 35 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 37 |
«Основные решения должны быть приняты уже в этом году, чтобы со следующего года владельцы дорогих домов и машин платили повышенные ставки налогов. При этом важно не увлекаться, чтобы под эти меры не попали представители среднего класса»
В.Путин, премьер-министр Российской Федерации
Российская Федерация находится на этапе становления правового государства. В связи с этим Конституцией от 12 декабря 1993 г. были закреплены следующие положения:
1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (1, ч.1 ст. 7);
2. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (1, ч.2 ст. 7);
3. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (1, ч.1 ст.39);
4. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (1, ч.2 ст.39);
5. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (1, ч.1 ст.41);
6. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (1, ст. 57).
Актуальность темы данного реферата заключается в необходимости выяснения источников формирования средств, за счет которых осуществляется государственная поддержка и социальная защита граждан. Немаловажное значение в данных правоотношениях имеют налоги, которые являются основным источником формирования государственного бюджета.
Учитывая вышесказанное, целью реферата является определение сущности налогов как способа социальной защиты населения.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
1. Определить понятие налога и принципы уплаты налогов.
2. Определить сущность и функции налогов.
3. Определить методы защиты социальных прав граждан при помощи системы налогообложения.
В качестве объекта исследования в работе рассматривается взаимодействие государственной системы налогов и сборов и соблюдение принципов социальной справедливости.
Предметом данного реферата является роль налогов как способа защиты и поддержки населения Российской Федерации в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан.
Данной проблематике посвящено достаточно много работ, статей и публикаций в связи с её социальной значимостью. Непосредственное влияние налоговой политики на социальную сферу, а также современное расслоение общества создают благоприятную почву для разработки различных подходов к оценке действующего налогового законодательства.
Однако, в настоящее время нет единого алгоритма взаимодействия налогов и принципов социальной справедливости. Каждый автор, должностное лицо, государственное учреждение, политическая партия даёт оценку действующему налоговому законодательству и вырабатывает предложения по её оптимизации с позиции интересов той социальной ячейки, которую они представляют.
Наряду с этим, вопросы проведения государством налоговой политики и соблюдения принципов социальной справедливости нашли отражения в работах ряда авторов, среди которых:
Бобоев М.Р.: «О проблемах и перспективах развития налоговой системы Российской Федерации»;
Персенёва Л.П.: «Проблема уклонения от уплаты налогов»;
Киреева А.В.: «Правовые аспекты и возможные проблемы реформы налогового администрирования»;
Лайкам К.: «Оптимизация распределения налогов между федеральным и региональным уровнями» и другие.
Особого внимания заслуживают работы Панскова В.Г., который изучает данную проблему более 15 лет. Одними из его последних работ являются «О нерешенных проблемах налогового кодекса» и «О некоторых проблемах налогового кодекса», опубликованные в 2011 году.
1.1. Сущность налога и налоговой системы. Виды и группы налогов.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (2, ст.8).
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее – налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ (3, с. 431).
Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль предприятий (корпораций, фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с продаж, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. В России примерно одна половина налоговых сборов приходится на прямые налоги, другая – на косвенные.
К основным налогам относятся:
1. Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика – физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет производится в конце его. Налоговые системы разных стран, будучи в основном схожими, имеют свои собственные наборы налоговых ставок и изъятий из налогообложения, налоговых кредитов и сроков выплат. Обычно подоходный налог взимается по прогрессивной ставке, повышающейся по мере роста дохода налогоплательщика. Высшие ставки подоходного налога в развитых странах колеблются от 30 до 70%. Самый высокий уровень подоходного налога – в Швеции. В России минимальная ставка этого налога составляет 12%, максимальную предполагается повысить до 45%.
В последние десятилетия заметна тенденция понижения ставок подоходного налога в мире. Тем не менее в развитых странах физические лица расходуют весьма существенную часть своего дохода на выплату этого налога. Подоходный налог с физических лиц в этих странах, в отличие от России, является главной составляющей бюджетных доходов.
2. Налог на прибыль предприятий, организаций (фирм, корпораций) взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Однако для некоторых фирм в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог.
Налог на прибыль предприятий (корпоративный налог) составляет основную часть их налоговых выплат. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков). В России ставка этого налога близка к той, что действует в ведущих развитых странах – до 35%.
Налогообложение той части прибыли, которая подлежит распределению между акционерами (пайщиками) в виде дивидендов, в разных странах осуществляется по-разному. Полученные дивиденды подпадают под действие подоходного налога с физических лиц, в результате чего одна и та же сумма может дважды облагаться налогом: вначале корпоративным налогом как часть прибыли, а затем подоходным налогом с физических лиц как распределяемая прибыль, которая превращается с точки зрения налогообложения в доход акционеров. В результате возникает так называемое двойное налогообложение. Оно имеет место и в других случаях.
В зависимости от подхода к двойному налогообложению распределяемой прибыли национальные системы взимания налога на прибыль предприятий можно сгруппировать следующим образом:
классическая система, при которой распределяемая часть прибыли облагается вначале налогом на прибыль предприятий, а затем личным подоходным налогом (Бельгия, Нидерланды и Люксембург, США, Швеция, Швейцария, а также Россия);
система снижения налогообложения на уровне компании, при которой распределяемая прибыль либо облагается по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Япония), либо частично освобождается от налогообложения (Испания, Финляндия);
система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды независимо от того, удержан или не удержан корпоративный налог с распределяемой прибыли (Австрия, Дания, Канада, Япония); либо налог, уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при налогообложении акционеров (Великобритания, Ирландия, Франция);
система полного освобождения распределяемой прибыли от корпоративного налога на уровне фирмы (Греция, Норвегия) или акционеров (Австралия, Италия, Финляндия).
3. Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично – их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями. В России взносы предприятий в государственные внебюджетные фонды составляют около 39,5% от их затрат на заработную плату.