Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:33, реферат
«Основные решения должны быть приняты уже в этом году, чтобы со следующего года владельцы дорогих домов и машин платили повышенные ставки налогов. При этом важно не увлекаться, чтобы под эти меры не попали представители среднего класса»
В.Путин, премьер-министр Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. НАЛОГИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ
6
1.1. Сущность налога и налоговой системы. Виды и группы налогов.
6
1.2. Основные, федеральные, региональные и местные налоги
7
1.3. Функции налогов
12
1.4. Принципы налогообложения
13
ГЛАВА 2. НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ ОБЩЕСТВА
15
2.1. Проблемы сбора налогов
15
2.2. Международное регулирование двойного налогообложения. Гармонизация налоговых систем
17
2.3. Роль государства в стимулировании налоговой политики
18
2.4. Права налогоплательщика в Российской Федерации, их обеспечение и защита
21
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В РОССИИ
24
2.5.1. Система социальной защиты в России
24
2.5.2. Проблемы налогового реформирования в России
28
2.5.3. Налоги как инструмент социальной защиты населения
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Высказанные соображения позволяют наметить исходные положения для выработки новой модели социальной политики в России. Конспективно они могут быть представлены в следующем виде.
Первым шагом должна встать разработка Концепции управления социальным развитием России.
Концепция управления социальным развитием России призвана наметить контуры общественного устройства России как социального государства и обосновать необходимые действия, которые должны быть осуществлены в ближайшем будущем, так и в более отдаленной перспективе. Все социальные мероприятия имеющихся программ должны быть проверены на предмет их соответствия модели социального государства.
Далее, необходимо сохранить все положительное, что было накоплено в стране в 90-е годы, и, прежде всего:
демократические в целом процедуры управления российским обществом;
новый тип экономически активного гражданина, рассчитывающего на свои собственные силы и стремящегося видеть государство в качестве защитника своих экономических и социальных прав;
новый негосударственный сектор отечественной экономики, ориентированный на платежеспособный спрос потребителя.
Необходимо признать, что российское государство не потеряет авторитет только в том случае, если сможет создать своим гражданам условия для достойной жизни, обеспечивая при этом защиту их личных прав и свобод.
Следующим шагом должно стать коренное изменение существующей схемы финансирования социальной политики. Остаточный принцип в этой области главенствует и поныне. Между тем можно изыскать источники дополнительного финансирования решения социальных проблем, если проявить известную политическую волю и ввести сверхналоги на сверхбогатство. Речь идет о реальном, а не символическом налогообложении вновь приобретенных или пристроенных объектов недвижимости и дорогостоящего движимого имущества, а также скрываемых ныне от налогообложения личных доходов граждан.
Нужно также в законодательном порядке определить и само понятие социальное государство. Специальным законом должны быть, во-первых, установлены нижние границы уровня социальной защищенности граждан, во-вторых, названы институциональные структуры и финансовые источники, гарантирующие соответствие текущей ситуации в стране критериям социального государства, в- третьих, четко регламентирована ответственность лиц, принимающих решения (как юридических, так и физических) за несоблюдение положений данного закона.
Необходимо создание в России системы независимой социальной экспертизы и ее институционального обеспечения, роль которых в настоящее время успешно с содержательной и безуспешно с организационной точек зрения выполняют средства массовой информации. Такая экспертиза позволит предотвратить принятие социально неоправданных экономических решений.
Среди частных проблем совершенствования социальной политики основными являются следующие:
стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;
погашение задолженности работникам по заработной плате;
расширение источников финансирования социальных услуг;
внедрение адресной системы социальной поддержки населения;
введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.
3.2. Проблемы налогового реформирования в России
Реформирование налоговой системы является результатом поиска тактических решений в развитии экономики России и знаменует переход от политики жесткой финансовой стабилизации к реализации мер по обеспечению экономического подъема.
Смысл налоговой реформы - дать возможность государству выполнять те бюджетные обязательства, которые оно не может не выполнять.
Проблемы налоговой реформы во многом связаны с состоянием предприятий реального сектора экономики – основного базового элемента налогового поля экономики.
В настоящее время налоговая служба начала изучать распределение налоговых платежей между разными группами предприятий (раньше такого анализа не проводилось). Есть предприятия, которые платят 60-70% положенного объема налогов, и есть предприятия, выплачивающие их в размере от 5 до 12%. Они нашли для себя лазейки в законодательстве и хорошо развиваются.
Снижение налоговой нагрузки на предприятия может положительно сказаться на темпах экономического роста национального хозяйства.
Освобождение от налогообложения любых инвестиций, направляемых на капиталовложения, не может способствовать решению этой задачи так как, структурная перестройка предполагает закрытие отдельных видов производств, бесперспективных с точки зрения народнохозяйственных интересов. Поощряя освобождение от налогообложения прибыли, направляемой на их развитие, налоговая система тем самым стимулирует закрепление существующих деформаций общественного производства. С учетом реальных возможностей инвестиционного комплекса поощрение инвестиций со стороны государства может идти по линии крайне ограниченного и четко обозначенного круга объектов и сфер деятельности, что обычно и происходит в мировой практике.
В политике Правительства РФ по стимулированию деловой активности преобладает склонность к предоставлению широкомасштабных льгот, введению стимулирующих систем налогообложения, применяемых в странах, в хозяйстве которых доминируют добыча и производство сырья.
Действующие в соответствии с налоговым законодательством льготы не оказывают существенного влияния на инновационное поведение предприятий, поскольку они фрагментарны, не охватывают все стадии инновационного цикла. Основная масса льгот по НДС распространяется лишь на первую стадию инновационного цикла и не затрагивает стадии производства, реализации, использования и обслуживания нововведений. Такой подход не стимулирует предприятия к производству и применению новой техники и технологии. НДС искусственно увеличивает цену новых товаров и услуг, сокращает спрос на них.
Все это требует изменения налоговой политики - углубления дифференциации по отношению к различным налогоплательщикам и повышения ее гибкости с учетом быстро меняющейся экономической ситуации, ясно выраженных инновационных приоритетов.
Для предприятий России необходим особый подход в построении налоговых механизмов и налоговой политики. Степень эластичности налоговой базы по налоговой ставке в разных секторах российской экономики различна. Низкие налоговые ставки оказывают большее стимулирующее воздействие на инвестиционную активность в частном секторе и значительно меньшее - в государственном.
Важным регулятором инновационной активности предприятия является амортизационная политика. Действующая амортизационная система требует совершенствования. Сейчас ослаблен контроль за использованием амортизационных отчислений на цели воспроизводства основных фондов.
Государственные и приватизированные предприятия распыляют амортизационные отчисления, используют их в составе оборотных средств, на выплату заработной платы, резервируют на банковских депозитах с целью получения высокого дохода в виде депозитного банковского процента и т. д.
Деятельность предприятий в сфере расширения производства, внедрения достижений НТП, охраны природы и некоторых других направлениях следует поощрять, разрешая капитализацию (с последующей ускоренной и нелинейной амортизацией) затрат на эти цели, что активизирует процесс обновления материально-технической базы отечественных товаропроизводителей. Капитализируются, в частности, затраты на НИОКР, на разведку, подготовку и освоение природных месторождений, на природоохранные мероприятия (5, с. 18).
Ранее была упомянута социальная функция налогов. Данная функция выражается в том, что за счет налоговых и неналоговых поступлений формируются государственные внебюджетные фонды, предназначенные для удовлетворения потребностей определенных слоев населения; таким образом осуществляется поддержка и развитие социальной сферы государства.
Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
К государственным внебюджетным фондам относятся (6, ч.2 ст. 144):
- Пенсионный Фонд РФ;
- Фонд социального страхования РФ;
- Фонд обязательного медицинского страхования.
Ранее также функционировал Государственный фонд занятости населения Российской Федерации; сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – государственное учреждение, уполномоченное осуществлять обязательное пенсионное страхование в РФ (7, ст.5). Фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами (8, ч.1 ст.18).
Наличие данной структуры дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве РФ.
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – это один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.
ФСС является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью (9, ч.2 ст.1).
ФСС выполняет следующие функции (9, ст.2):
обеспечение гарантированных государством социальных пособий и выплат отдельным категориям граждан;
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
Меры социальной поддержки граждан (10, ст.8):
оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
выплата пособия по временной нетрудоспособности;
выплата пособия в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
выплата пособия по беременности и родам;
выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами;
выплата пособия по безработице;
выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
выплата единовременного пособия при рождении ребенка;
выплата пособия на санаторно-курортное лечение;
выплата социального пособия на погребение;
оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования.
ФФОМС выполняет следующие функции (11, ст.33):
участие в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
управление средствами обязательного медицинского страхования;
получение необходимой информации для осуществления обязательного медицинского страхования;
начисление и взыскание со страхователей для неработающих граждан недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, штрафов и пеней;
установление форм отчетности и определение порядка ведения учета и отчетности оказанной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
издание нормативных правовых актов и методических указаний в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом;
осуществление контроля за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования, в том числе проведение проверок и ревизий;
ведение единого реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;
ведение единого реестра экспертов качества медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;
ведение единого регистра застрахованных лиц;
обработка данных персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации;