Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 16:25, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть сущность налогов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
* Рассмотреть историю появления налогов
* Изучить функции налогов
* Убедиться в важности данного экономического понятия, исследовав роль налогов в рыночной экономике
* Дать классификацию налогов
* Проанализировать основные виды налогов
* Раскрыть тенденции развития налоговых систем мира и в частности, Российской Федерации
2.3.3. Регулирующая
С
развитием экономической
Маневрируя налоговыми
ставками, льготами и штрафами, изменяя
условия налогообложения, вводя одни и
отменяя другие налоги, государство создает
условия для ускоренного развития определенных
отраслей и производств, способствует
решению актуальных для общества проблем.
Посредством регулирующей
функции обеспечивается перераспределение
через государственный бюджет части доходов
фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.
Налоговое регулирование
стало активно практиковаться, начиная
с 1930-х гг. XXв., в рамках кейнсианской экономической
политики. Регулирующая функция осуществляется
через установление налогов и дифференциацию
налоговых ставок. Налоговое регулирование
оказывает стимулирующее или сдерживающее
влияние на производство, инвестиции и
платежеспособный спрос населения. Так,
общее понижение налогов ведет к увеличению
чистых прибылей, стимулирует хозяйственную
деятельность, инвестиции и занятость.
Повышение же налогов - обычный способ
борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.
Налоговое регулирование
играет значительную роль и во внешнеэкономической
деятельности. Изменение таможенных пошлин
существенно влияет на внешнеторговый
оборот. По мнению, крупного английского
экономиста Дж. Кейнса, налоги существуют
в обществе исключительно для регулирования
экономических отношений. Регулирующая
функция направлена на достижение посредством
налоговых механизмов тех или иных задач
налоговой политики государства.
Эта функция имеет три подфункции:
-стимулирующую,
-дестимулирующую
-воспроизводственную.
Стимулирующая
подфункция направлена на поддержку развития
тех или иных экономических процессов.
Они реализуются через систему льгот и
освобождений от налогов. Нынешняя система
налогообложения представляет широкий
набор налоговых льгот малым предприятиям,
предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным
производителям, организациям, осуществляющим
капитальные вложения в производство
и благотворительную деятельность.
Дестимулирующая
подфункция, напротив, направлена на установление
через налоговое бремя препятствий для
развития каких-либо экономических процессов.
Это осуществляется путем введения повышенных
ставок налогов, установления налога на
вывоз капитала, повышенных таможенных
пошлин, налога на имущество, акцизов и
других.
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду.
2.3.4. Контрольная
Выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону.
2.3.5. Социальная
Заключается в поддержании социального равновесия путём
изменения
соотношения между доходами
отдельных социальных групп с
целью сглаживания неравенства
между ними.
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме?
На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. И центральное место в системе регулирования принадлежит налогам.
Маневрируя
налоговыми ставками, льготами и штрафами,
изменяя условия
Другой
пример. Хорошо известно, что эффективно
фyнкционирyющyю рыночнyю
Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимyлирyет технический прогресс, yвеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевоорyжение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.
Следующая
функция налогов - распределительная,
или, вернее, перераспределительная. Посредством
налогов в государственном
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфрастрyктyры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.
Перераспределительная
функция налоговой системы
Наконец,
последняя функция налогов - фискальная,
изъятие части доходов
Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чyвствyет себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т.п. Неопределенность - враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения. Не зная твердо, каковы бyдyт условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.
Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленною стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.
При
разумных ставках налоги являются средством
сочетания интересов предпринимателей,
граждан и государства, общества в целом.
Глава 3. Тенденции развития налоговых систем в мире и в РФ
В
настоящее время во всем мире наблюдается
тенденция к упрощению налоговой системы.
Это и понятно. Чем проще налоговая система,
тем проще определять экономический результат,
меньше забот при составлении отчетных
документов и тем больше остается времени
у предпринимателей на обдумывание того,
как снизить себестоимость продукции,
а не на то, как
снизить налоги. Налоговым же органам
проще следить за правильностью уплаты
налогов, что позволяет уменьшить число
работников в финансовых органах.
3.1. Развитие систем налогообложения в развитых странах
Важнейшим,
определяющим фактором в развитии налогообложения
в экономически развитых странах является
тенденция глобализации мировой экономики.
Переход субъектов предпринимательства
разных стран к сотрудничеству, размещению
капиталов в разных странах и организации
производств в различных экономических
зонах позволил налогоплательщику самому
выбрать страну, в которой будет уплачена
часть налоговых платежей. При этом в стране,
на территории которой реализуются отдельные
этапы производственного процесса, налицо
будет наблюдаться сокращение налоговой
базы. А наличие низких налоговых ставок
в одном из государств становится фактором,
влияющим на размещение инвестиционных
потоков денежных средств. Причем глобализация
экономики окажет влияние на собираемость
как прямых, так и косвенных налогов. В
частности, повышение акцизов на какой-либо
товар в одной стране в условиях ликвидации
таможенных границ непременно породит
бум «туристов» в страну с целью приобретения
дешевого товара. В условиях глобализации
экономики становится очевидным факт
противоречия между глобальным характером
налогообложения и доходами юридических
и физических лиц. Данная ситуация обострит
конкуренцию между государствами за право
сбора налогов с субъектов предпринимательства.
Особенно это становится заметным в условиях
создания оффшорных зон и «налоговых гаваней»
в странах, которые предоставляют предпринимателям
возможности законной оптимизации налоговых
платежей.
Несмотря на то, что промышленно развитые
страны отказались от ликвидации оффшорных
зон и «налоговых гаваней», но вместе с
тем приняли пакет налоговых мер, ориентирующих
национальные налоговые системы не на
конфронтацию с «налоговыми гаванями»,
на снижение высоких налоговых ставок
до пониженных их размеров. Это достигается
за счет льгот или прямых субсидий и компенсаций
для экспортной деятельности инвестирования,
создания новых рабочих мест и т. д. Это
положение весьма благоприятно может
сказаться на тех компаниях, которые не
ведут активной производственной деятельности
в странах основного местонахождения.
Кроме того, в развитых странах нередко
предоставляются отсрочки от налогообложения
доходов, полученных за рубежом. Все государства
понимают, что даже выведенные в оффшорные
зоны капиталы только базируются в них,
а реально функционируют в промышленно
развитых странах. В эти же страны переводятся
и доходы с этих капиталов. Правительства
развитых стран осознают, что жесткая
позиция по отношению к налогообложению
и взаимоотношениям крупных компаний
с «налоговыми гаванями» может побудить
инвесторов и компании покинуть данную
страну. Правительства развитых стран
понимают, что «налоговые гавани» или
«убежища» играют важную роль в смягчении
остроты конкурентной борьбы и противоречий
между развитыми странами за привлечение
капиталов и дают правительству важный
аргумент для внутриполитической борьбы
в них, позволяя властям защищать предоставление
существенных налоговых льгот предпринимателям.
Однако
в рамках данной конкуренции предприниматели
промышленно развитых стран рассматривают
реформу налогообложения как одну из основных
и первоочередных задач в сторону упрощения
налоговой системы, что позволит минимизировать
нарушение принципа справедливости налогообложения.
Для решения этой
задачи в области прямого налогообложения
используется концепция совокупного дохода
налогоплательщика, который включает
все виды финансовых доходов, полученных
за определенный период времени. Принятие
данной концепции означает существенное
расширение базы обложения подоходными
налогами, поскольку в облагаемую базу
включаются не только прямые доходы, но
и доходы от недвижимости, ценных бумаг,
прироста капиталов и других доходов.
Одной из важнейших тенденций в реформировании налогообложения доходов граждан в промышленно развитых странах наметилась тенденция увеличения вычетов и налоговых льгот, учитываемых при налогообложении доходов населения.
В сфере корпоративного налогообложения наблюдаются тенденции снижения общей ставки налога с одновременным расширением налогооблагаемой базы. В этом государство преследует цели поддержания конкурентоспособности национальной налоговой системы, соблюдения принципа справедливости при налогообложении и поддержания достигнутого уровня государственных доходов.
В ряде промышленно развитых стран существуют различные подходы к проблеме налогообложения распределяемой и перераспределяемой прибыли. В частности, прибыль облагается как на уровне компании, так и на уровне акционера; наблюдается уменьшение налогооблагаемой прибыли на уровне компании и уровне акционера; установление специальных ставок на распределяемую прибыль и др.
Общей
практикой косвенного налогообложения
в развитых странах является использование
налога на добавленную стоимость.
Анализ налоговой политики промышленно
развитых стран свидетельствует, что одной
из главных закономерностей этих стран
является повышение роли налогов на потребление.
В частности, удельный вес налогов на потребление
этих стран вырос с 12 до 18% при практически
неизменной доле налога на прибыль и подоходного
налога.
Промышленно
развитые страны в качестве обязательного
условия вступления в страны ЕС выдвинули
условие введения в национальную налоговую
систему НДС на уровне 15-20%, что, по их мнению,
будет способствовать выравниванию условий
конкуренции для субъектов экономики
в различных странах.