3.2.
Совершенствование
налоговой системы РФ
В период 2010 - 2012 годов будет продолжена
реализация целей и задач, предусмотренных
"Основными направлениями налоговой
политики в Российской Федерации на 2008
- 2011 годы" и "Основными направлениями
налоговой политики на 2009 год и плановый
период 2010 и 2011 годов".
При этом реализация основных направлений
налоговой политики будет проводиться
во взаимосвязи с основными направлениями
Программы антикризисных мер Правительства
Российской Федерации и с проектами по
реализации основных направлений деятельности
Правительства Российской Федерации на
период до 2012 года.
Предлагается
внесение изменений в законодательство
и уточнение ранее заявленных подходов
к проведению налоговой реформы по вопросам:
-совершенствования
налогового контроля за использованием
трансфертных цен в целях налогообложения;
-
создания института консолидированной
налоговой отчетности по налогу
на прибыль организаций;
-
совершенствования порядка учета
в налоговых органах организаций
и физических лиц, оптимизации
взаимодействия, в том числе посредством
передачи документов в электронном
виде, между налоговыми органами
и банками, органами исполнительной
власти, местными администрациями, другими
организациями, которые обязаны сообщать
в налоговые органы сведения, связанные
с налоговым администрированием.
Помимо этого планируется
внесение изменений в действующее законодательство
о налогах и сборах по следующим направлениям.
1.
Налог на прибыль организаций
- Должны быть
внесены изменения в законодательство
о налогах и сборах, направленные на сокращение
возможностей минимизации налогообложения,
связанных с переносом на будущее убытков
поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых
компаний.
- В 2010 году
необходимо решить вопрос нормативного
регулирования отнесения процентов по
долговым обязательствам на расходы, учитываемые
при формировании налоговой базы по налогу
на прибыль организаций.
- Требуется
установить Кодексом правила налогообложения
налогом на прибыль организаций по операциям
с ценными бумагами.
- Следует предусмотреть
норму, в соответствии с которой сделками
РЕПО будут признаваться также операции
с эмиссионными ценными бумагами иностранных
эмитентов, соответствующих совокупности
признаков эмиссионной ценной бумаги,
указанной в статье 2 Федерального закона
от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных
бумаг".
- Следует законодательно
закрепить возможность прекращения обязательств
по операциям РЕПО зачетом (взаимозачетом)
однородных требований и обязательств
без переквалификации сделок.
- Принимая
во внимание нестабильность на финансовых
рынках, требуют уточнения установленные
статьей 280 Кодекса правила определения
рыночных цен ценных бумаг для налога
на прибыль организаций.
- В рамках
системы мер, направленных на создание
стимулов к появлению в России регионального
финансового центра, будут установлены
особенности порядка налогообложения
прибыли клиринговых организаций при
осуществлении централизованного клиринга
как составной части организованных биржевых
торгов.
- Также предполагается
рассмотреть целесообразность уточнения
правил текущей переоценки отдельных
видов финансовых инструментов срочных
сделок (опционов) в целях налога на прибыль
организаций для профессиональных участников
фондового рынка.
- В рамках
разработки концепции создания в Российской
Федерации мирового финансового центра
в 2009 - 2010 годах будут дополнительно рассмотрены
вопросы, связанные с налогообложением
доходов "стратегических" акционеров.
- Предполагается
уточнить порядок определения налоговой
базы налоговым агентом по доходам от
долевого участия для организаций, получающих
доходы от долевого участия в российских
организациях.
- В 2009 году
будут выработаны подходы к решению отдельных
вопросов налогообложения налогом на
прибыль организаций розничной и мелкооптовой
торговли.
- С 2010 года
будет усовершенствован механизм учета
для целей налогообложения расходов организаций
на освоение природных ресурсов.
- Начиная
с 2010 года должна быть, введена в действие
новая редакция статьи 275.1 Кодекса, направленная
на уточнение порядка налогообложения
прибыли налогоплательщиков, осуществляющих
деятельность, связанную с использованием
объектов обслуживающих производств и
хозяйств.
- Предполагается
отказаться в налоговом учете от переоценки
полученных и выданных авансов и задатков,
выраженных в иностранной валюте.
2.
Совершенствование налога на добавленную
стоимость
- В плановом
периоде предполагается продолжить работу
по оптимизации перечня документов, подтверждающих
обоснованность применения нулевой ставки.
- В целях совершенствования
процедуры возмещения налога целесообразно
рассмотреть вопрос о внесении в Кодекс
изменений, направленных на сокращение
сроков возмещения при осуществлении
отдельных операций, облагаемых налогом
по нулевой ставке.
- Необходимо
уточнить порядок ведения раздельного
учета для целей налога на добавленную
стоимость организациями, осуществляющими
клиринговую деятельность на рынке ценных
бумаг, деятельность по определению обязательств
из заключаемых на биржах гражданско-правовых
договоров, предметом которых является
товар или иностранная валюта, финансовых
инструментов срочных сделок, а также
обеспечению и контролю их исполнения.
- Целесообразно
внесение изменений в порядок оформления
счетов-фактур, а также решение вопроса
о возможности оформления счетов-фактур
с отрицательными показателями (кредит-счетов)
с целью урегулирования порядка применения
налоговых вычетов.
- В настоящее
время осуществляется подготовка к проведению
пилотного проекта по созданию системы
составления и выставления счетов-фактур
в электронном виде.
- В конце 2008
года в главу 21 Кодекса были внесены изменения,
направленные на создание возможности
принятия к вычету сумм налога на добавленную
стоимость, уплаченного в составе авансовых
платежей.
3.
Совершенствование акцизного налогообложения
- В настоящее
время статьей 204 Кодекса установлен порядок,
в соответствии с которым уплата акциза
при реализации (передаче) налогоплательщиками
произведенных ими подакцизных товаров
производится за истекший налоговый период
равными долями не позднее 25-го числа месяца,
следующего за отчетным месяцем, и не позднее
15-го числа второго месяца, следующего
за отчетным месяцем.
- Предлагается
уточнить действующий порядок исчисления
и уплаты акцизов, указав, что суммы акциза,
уплаченные при приобретении подакцизных
товаров, использованных в качестве сырья,
принимаются к вычету только в том случае,
если использование этого сырья предусмотрено
ГОСТами, ТУ, рецептурами и другой нормативно-технической
документацией, согласованной с соответствующим
федеральным органом исполнительной власти.
- Предполагается
уточнить нормы, регламентирующие представление
банковской гарантии (поручительства
банка), при осуществлении налогоплательщиками
реализации подакцизных товаров на экспорт.
- Предполагается
осуществлять ежегодную индексацию ставок
акцизов с учетом реально складывающейся
экономической ситуации.
4.
Налог на доходы физических лиц
- Для упрощения
работы, связанной с декларированием доходов
налогоплательщиков, предполагается освободить
от представления налоговой декларации
физических лиц, у которых налоговых обязательств
перед бюджетом не возникает.
- В среднесрочной
перспективе необходимо уточнить определение
налогового резидентства физических лиц.
- Будет продолжена
работа по уточнению в законодательном
порядке перечня доходов, освобождаемых
от налогообложения, установленных статьей
217 Кодекса.
5.
Введение налога на недвижимость взамен
действующих земельного налога и налога
на имущество физических лиц
В
Бюджетном послании Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации "О бюджетной политике в 2009
- 2011 годах" указывается на необходимость
принятия главы Кодекса, регулирующей
взимание налога на жилую недвижимость
граждан.
6.
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ),
взимаемый при добыче углеводородного
сырья (нефти и природного газа)
- Будут введены
"налоговые каникулы" при добыче
нефти на новых месторождениях, расположенных
в Черном и Охотском морях.
- В целях создания
стимулов для разработки малых месторождений
предполагается ввести понижающие коэффициенты
при добыче нефти на таких месторождениях.
- В рамках
повышения эффективности использования
природных ресурсов в Российской Федерации
предлагается продолжить работу по созданию
налоговых и финансовых стимулов для утилизации
попутного нефтяного газа, а также рассмотреть
вопрос об отмене нулевой ставки с фактических
потерь нефти и налогообложении добытой
нефти на устье скважины с созданием соответствующих
систем учета нефти и попутного газа.
- В рамках
дальнейшего совершенствования порядка
налогообложения добычи полезных ископаемых
предполагается разработать и закрепить
с 2010 - 2011 годов в законодательстве о налогах
и сборах механизм, позволяющий создавать
налоговые стимулы для добычи нефти из
комплексных месторождений, что позволит
значительно увеличить эффективность
разработки месторождений.
- Предполагалось
перейти в долгосрочной перспективе на
налогообложение добавочного дохода,
возникающего при добыче природных ресурсов
7.
Совершенствование
водного налога
В
целях стимулирования рационального использования
водных объектов хозяйствующими субъектами
необходимо изменение действующих в настоящее
время ставок водного налога, поскольку
они не направлены на создание мотивации
хозяйствующих субъектов в рациональном
использовании водных объектов.
8.
Совершенствование порядка изменения
срока уплаты налога и иные вопросы налогового
администрирования
- Следует уточнить
такое основание для предоставления отсрочки
(рассрочки) по уплате налога, как "задержка
заинтересованному лицу финансирования
из бюджета", "недофинансирование".
- Также необходимо
уточнить Перечень сезонных отраслей
и видов деятельности, применяемый для
целей налогообложения, утвержденный
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 6 апреля 1999 г. N 382, в соответствии
с которым отсрочка (рассрочка) может предоставляться
на основании подпункта 5 пункта 2 статьи
64 Кодекса.
- В целях более
широкой практики использования инвестиционного
налогового кредита представляется целесообразным
увеличение размера инвестиционного налогового
кредита, предоставляемого заинтересованной
организации при проведении этой организацией
научно-исследовательских или опытно-конструкторских
работ либо технического перевооружения
собственного производства, с 30% до 100%
стоимости приобретенного заинтересованной
организацией оборудования.
- Предлагается
расширить перечень оснований и сроки
предоставления инвестиционного налогового
кредита для резидентов вновь создаваемых
зон территориального развития в Российской
Федерации.
- В целях повышения
оперативности принятия решений предлагается
уполномочить руководителей налоговых
органов по субъектам Российской Федерации
предоставлять отсрочки по уплате налога
на небольшие сроки (до 1 месяца) в пределах
одного финансового года.
9.
Отмена единого социального налога
В
связи с принятыми решениями
о проведении пенсионной реформы
начиная с 1 января 2010 года единый социальный
налог заменен страховыми взносами
на обязательное пенсионное страхование,
обязательное медицинское страхование
и обязательное социальное страхование
на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством.
10.
Государственная пошлина
Основными
направлениями совершенствования
государственной пошлины являются
оптимизация перечня юридически
значимых действий, совершаемых государственными
органами, органами местного самоуправления,
иными органами и (или) должностными лицами,
уполномоченными в соответствии с законодательными
актами Российской Федерации, законодательными
актами субъектов Российской Федерации
и нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления.
11.
Транспортный налог
В
целях повышения налоговой автономии
органов власти субъектов Российской
Федерации, а также создания возможностей
для повышения доходов региональных
бюджетов предполагается с 2010 года внести
следующие изменения в главу 28 Кодекса:
1) Предоставить
право органам власти субъектов
Российской Федерации устанавливать
ставки транспортного налога
также в зависимости от года
выпуска транспортного средства,
а также его экологического
класса;
2) Увеличить средние ставки транспортного
налога, установленные статьей 361 Кодекса,
в два раза, при этом сохранив действующий
в настоящее время минимальный уровень
налоговых ставок, разрешив органам власти
субъектов Российской Федерации уменьшать
данные ставки не в пять, а в десять раз.
Такой порядок позволит региональным
властям, при желании, не повышать налоговую
нагрузку на владельцев транспортных
средств либо увеличить ставки транспортного
налога на отдельные категории с целью
пополнения бюджетных доходов.
12.
Налогообложение некоммерческих организаций,
содействие практике благотворительной
деятельности и добровольчества
- Расширение
налоговых стимулов для участия в благотворительной
деятельности и снижение налоговых издержек,
связанных с осуществлением благотворительной
деятельности.
- Исключение
из налоговой базы по налогу на доходы
физических лиц выплат добровольцам за
наем жилого помещения и проезд, связанных
с осуществлением добровольческой деятельности.
- В перспективе
целесообразно рассмотреть вопрос о предоставлении
права учитывать при определении налоговой
базы по налогу на прибыль организаций
(в пределах, устанавливаемых в законодательстве
ограничений в виде доли полученных организацией-жертвователем
доходов, но не выше предельной суммы вычитаемых
пожертвований в год) расходы в виде осуществляемых
налогоплательщиками благотворительных
пожертвований.
- В перспективе
целесообразно рассмотреть вопрос об
установлении особого порядка налогообложения
некоммерческих, в том числе благотворительных,
организаций налогом на прибыль организаций,
предполагающего освобождение их доходов,
получаемых в связи с осуществлением предпринимательской
деятельности, от данного налога при соблюдении
ограничений и условий, касающихся связи
осуществляемой ими предпринимательской
деятельности с основной деятельностью.
- Следует распространить
на негосударственные некоммерческие
организации действие установленной в
отношении автономных учреждений нормы
о целевом финансировании, не учитываемом
при определении налоговой базы по налогу
на прибыль организаций, в отношении субсидий,
предоставляемых из федерального бюджета
и бюджетов других уровней.
- Необходимо
принять решение о расширении перечня
видов деятельности, гранты, на поддержку
которых не учитываются при определении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций,
с включением в этот перечень программ
в области охраны здоровья населения,
физической культуры и массового спорта
(за исключением профессионального спорта)
и других.
- Необходимо
также расширить перечень целевых поступлений
на содержание некоммерческих организаций
и ведение ими уставной деятельности,
не облагаемой налогом на прибыль организаций,
включив в него услуги (работы), полученных
безвозмездно в целях поддержки уставной
деятельности некоммерческих организаций
и их содержания, а также труд добровольцев.
- Одним из
важных направлений содействия развитию
благотворительной деятельности и добровольчества
является развитие института социальной
рекламы. В этой связи необходимо внесение
в законодательство изменений, позволяющих
установить четкое разграничение между
понятиями "реклама" и "социальная
реклама".