Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:32, курсовая работа
Вопросы налогообложения значимы для любого государства. Налоговые поступления служат источникам формирования доходной части бюджета, они необходимы для выполнения государством оборонных, экономических, социальных, экологических и других функций. В тоже время, налоговая система должна играть не только фискальную, но и стимулирующую роль
Введение…………………………………..……………………………………………………3
Глава 1. Экономические основы и принципы построения налоговой системы……………………………………………………….5
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства…………………….5
1.2. Понятие и основные характеристики налоговых систем………..……..….8
1.3. Механизм управления налоговой системой РФ…...……………………...12
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ……………………………………………………...19
2.1. Проблемы формирования налоговой системы РФ...……………………...19
2.2. Пути совершенствования проблем налоговой системы……………….......28
Заключение.…………..…………………………………………...……………....31
Список использованной литературы…..……………………………………...…32
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Отделение МПГУ
Специальность 061100 – Менеджмент организации
Выполнила
Студентка 1 курса,
110 группа
Бугрова О.Н.
Курсовая работа
По дисциплине: «Экономическая теория»
На тему: «Налоговая система России: проблемы её формирования».
Проверил:
Розенберг Л.Ю.
Допустить к защите
«__»___________________
______________________
Москва
2009
Содержание
Введение…………………………………..…………………
1.3. Механизм управления налоговой системой РФ…...……………………...12
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ…………………………………
2.1. Проблемы формирования налоговой системы РФ...……………………...19
2.2. Пути совершенствования проблем налоговой системы……………….......28
Заключение.…………..…………………………………
Список использованной литературы…..……………………………………...
Введение
Вопросы налогообложения значимы для любого государства. Налоговые поступления служат источникам формирования доходной части бюджета, они необходимы для выполнения государством оборонных, экономических, социальных, экологических и других функций. В тоже время, налоговая система должна играть не только фискальную, но и стимулирующую роль. Посредством различных налоговых льгот, различий в уровне ставок, и тому подобных мерах государство может стимулировать инвестиционную активность в проблемных областях экономики, либо деятельность, направленную на решение социальных проблем.
Современное устройство большинства государств с развитой рыночной экономикой подразумевает необходимость выполнения государством оборонных (обеспечение существования нации, защита ее суверенитета, национальных границ), экономических (создание и управление государственным сектором в экономике, программирование и регулирование экономики), социальных (социальные выплаты или дотации населению, забота о малоимущих слоях общества), экологических и других функций.
Важную роль, которую играет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Именно общегосударственным финансам (системе государственных и муниципальных бюджетов) принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Причем, в подавляющем большинстве стран основным источником доходов государства являются взимаемые с юридических и физических лиц налоги.
В России за счет налоговых доходов формируется более 90% доходов федерального бюджета, что соответствует общемировым показателям (во Франции налоги приносят 95% доходов государственного бюджета, в США свыше 90%, в ФРГ около 80%, в Японии 75%).
Значимость налогов для задач реализации государственного управления определяет высокую актуальность теоретических и прикладных проблем формирования налоговой системы Российской Федерации.
Целью курсовой работы является анализ формирования налоговой системы РФ и выработка предложений по ее совершенствованию в интересах всех участников налоговых отношений.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
-раскрыть понятие, сущность налогов и сборов, основные характеристики налоговой системы;
-охарактеризовать механизм управления налоговой системы РФ ;
-проанализировать проблемы налоговой системы;
-сформулировать предложения по совершенствованию налоговой системы РФ.
Предметом исследования является налоговая система РФ.
Согласно действующему законодательству, доходы бюджетов
формируются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а так же за
счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений. Однако в настоящее
время многие исследователи отмечают, что налоговым поступлениям
принадлежит важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней. В
связи с этим, уяснение понятия, признаков и классификации налогов
приобретает всё большее не только теоретическое, но и практическое
значение.
Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти» (К. Маркс). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему необходима определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Налоговый кодекс РФ определяет принципы построения налоговой системы, взимания налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции;
1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.
Все налоги содержат следующие элементы:
- объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;
- субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
- источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;
- ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;
- налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Рассмотрим основные понятия и характеристики налоговых систем.
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговом кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Формируя налоговую систему нужно исходить из ряда принципов. В законодательном порядке утверждаются все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов. Это позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента политики государства, имеющий силу закона, с одной стороны. А с другой стороны, защитить права налогоплательщика.
Можно выделить следующий принцип - множественность объектов налогообложения. Использование этого принципа при создании налоговых систем в большинстве стран объясняется, тем, что таким образом удается расширить налогооблагаемое поле и, тем, что много “мелких” налогов психологически выдержать легче, чем один, но высокий.
Одним же из важных принципов налоговых систем является стабильность правил применения налогов. Это касается как порядка расчета и изъятия налогов, так и налоговых ставок. Правила и виды налогов могут и должны меняться с изменением экономических условий, но эти изменения должны быть по возможности крайне редким. Указанный принцип обеспечивает стабильность условий хозяйствования, дает возможность фирмам планировать свою деятельность, быть уверенными в своем экономическом и финансовом развитии. Делает привлекательными инвестиционные вложения, а также способствует экономическому росту, как на уровне фирмы, так и всей экономики страны - стабильная система налогообложения. Еще одним важным принципом формирования налоговой системы является ориентирование налоговой системы, а в ней - каждого налога на «свой» объект, что позволяет устранить двойное налогообложение.
В налоговой системе должна быть определена ответственность за уклонение от уплаты налогов. И, наконец, налоги должны быть разделены по уровням изъятия: федеральный, муниципальный (местный) и т.п.
В рационально построенной системе налогообложения соблюдение этих принципов становится очевидным. В настоящее время налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенной экономической ситуации.
В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны налоговые системы можно подразделить следующим образом:
либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинство стран Латинской Америки;
умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;
жестко-фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40% ВВП; такой уровень изъятий обеспечивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции.
В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы можно подразделить так:
подоходные, делающие основной акцент на обложении доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран — США, Канады, Великобритании, Австралии;
умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы — Германии, Франции, Италии и др.;
косвенные, делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран — Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана.
В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы классифицируются на:
централизованные, наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;
Информация о работе Налоговая система России: проблемы её формирования