Налогово-бюджетная политика РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:11, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства. Роль фискальной политики в целостном экономическом управлении велика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственными денежными доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1.Сущность, цели и типы налогово-бюджетной политики………………………………………5
2.Инструменты регулирования налогово-бюджетной политики в рыночной экономике и условия их применения……………………………………………………………………………15
3.Особенности, основные направления совершенствования налогово-бюджетной политики Республики Беларусь………………………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………………………...34

Работа состоит из  1 файл

надина курсовая на распечатку.doc

— 1.36 Мб (Скачать документ)

Рис. 1.4 Разновидности дискреционной фискальной политики

При проведении дискреционной фискальной политики важен учет следующих, проверенных  на практике функциональных зависимостей:

1. Рост государственных расходов  увеличивает совокупный спрос  (потребление и инвестиции). Вследствие этого увеличивается выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Государственные расходы влияют на совокупный спрос так же, как инвестиции (по Кейнсу — действуют как мультипликатор инвестиций).

2. Увеличение суммы налогов уменьшает  личный располагаемый доход домашних хозяйств. При этом сокращается покупательский спрос, объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот – снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости. Изменение налогов дает мультипликационный эффект. Между тем мультипликатор налогов меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов.

Недискреционная  фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов, ориентируется на механизм, без участия государства устраняющий неблагоприятные «проявления» делового цикла. При этом исключается необходимость частых изменений экономической политики правительств.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы — это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в, экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при «перегреве».

К числу встроенных стабилизаторов относятся, например, система автоматических изменений в налоговых отчислениях, система пособий по безработице, социальных выплат и льгот. Сущность системы автоматических изменений в налоговых отчислениях состоит в том, что государством разрабатывается шкала ставок налоговых отчислений в зависимости от величины получаемого дохода или заработной платы. Если доходы возрастают, увеличивается сумма отчислений в виде налога, но в случае их сокращения ограничивается и размер налоговых поступлений. Поскольку рост налогов вызывает снижение совокупного спроса, государство должно следить за тем, чтобы налоги не превышали допустимый предел. Эту функцию и выполняет прогрессивная налоговая система, являясь «встроенным стабилизатором». При росте валового национального дохода растут доходы, но при этом по прогрессивной налоговой системе растет и величина налогов.

На автоматическом режиме также  функционирует система индексации доходов, пособий по безработице, пенсионных выплат и т.д. Посредством встроенных стабилизаторов государство в определенной мере сглаживает отрицательный эффект на экономику налоговой системы.

Рис. 1.5. Схема воздействия встроенных стабилизаторов на экономику

В качестве основных автоматических стабилизаторов выступают налоги, а также социальные выплаты. Их регулирующее воздействие на экономику неоднозначно[17, c.454].

Например, на фазе подъема растут доходы фирм и населения. При прогрессивной  налоговой ставке увеличиваются налоги. Сокращается безработица. Улучшается благосостояние малообеспеченных. Как следствие, уменьшаются социальные расходы государства – на выплату пособий по безработице и иные социальные нужды. В итоге снижается совокупный спрос, сдерживается экономический рост.

На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются прежде всего за счет сокращения доходов фирм и домашних хозяйств. Растет безработица. Соответственно, увеличиваются выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице и т. д., что стимулирует рост покупательной способности населения, способствует преодолению спада экономики.

Рассмотрим действие основных видов  встроенных стабилизаторов[15, c.458].

Подоходный налог действует  следующим образом: при спаде  уровень деловой активности снижается, поэтому величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда совокупный доход максимален, налоговые поступления увеличиваются. При этом ставка налога остается неизменной. Однако налоги — это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при «перегреве» максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при «перегреве» и «подогревается» при рецессии. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом, частью цены товара, поэтому в период рецессии, когда общий объем продаж падает, налоговые поступления от косвенных налогов — изъятия из экономики — сокращаются. При «перегреве», наоборот, совокупные доходы увеличиваются, объем продаж в экономике растет, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Стабилизация экономики происходит автоматически.

Пособие по безработице и пособие  по бедности являются автоматическими  стабилизаторами, поскольку общая  сумма их выплат увеличивается при  спаде — по мере того, как люди начинают терять работу, становясь  безработными и оказываясь ниже черты бедности, — и сокращаются при буме, когда наблюдается сверхзанятость и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов и поэтому совокупных расходов, стимулируя подъем, когда экономика находится в состоянии рецессии. Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Таким образом, автоматическими стабилизаторами  являются только те виды налогов и  трансфертов, величина которых меняется в зависимости от фазы экономического цикла.

Действие встроенных стабилизаторов ведет к увеличению дефицита государственного бюджета в период спада и может  способствовать появлению профицита  бюджета (или уменьшению дефицита) в  период «перегрева».

Преимущество встроенных стабилизаторов состоит в том, что нет необходимости  принятия политическими деятелями  специальных решений для введения их в действие. Однако встроенные стабилизаторы  оказывают менее сильное воздействие  на экономику, чем меры дискреционной фискальной политики. Они не способны обеспечить полную занятость и неинфляционный уровень совокупного выпуска. В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и только на треть — за счет действия встроенных стабилизаторов.[15, c.459].

Таким образом, основными  инструментами стабилизационной политики при недискреционной, также как при дискреционной политике, выступают налоги и расходы государства, поскольку выплаты социального характера представляют государственные расходы.

Фискальная политика преследует следующие  цели:

1) ликвидация безработицы;

2) борьба с инфляцией;

3) стабилизация экономического  развития;

4) антициклическое регулирование  экономики;

5) стимулирование экономического  роста;

6) достижение внешнеторговой сбалансированности[20, c.318].

Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебании  и стабилизацию экономики в краткосрочном  периоде, — поддержание: [15, c.446]

  • стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);
  • полной занятости ресурсов;
  • стабильного уровня цен.

Рис. 1.6 Цели фискальной политики

Содержание бюджетно-налоговой  или фискальной политики исследователи  связывают с мерами правительства  по «корреспондированию» (взаимосвязи) государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, с целью обеспечения полной занятости и производства не инфляционного ВНП. Исходя из отмеченного лаконично фундаментальную цель фискальной политики представляют состоящей в ликвидации безработицы и регулировании инфляции[17,c.450]

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед[14, c.400]. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.

Еще больше проблем возникает при  проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

  • наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;
  • административные задержки;
  • пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов — популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьеры).

Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может  существенно влиять на динамику общественного  производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

Следует отметить, что фискальная политика может проводиться не только на уровне страны в целом, т.е. как федеральная фискальная политика. Фискальной политикой могут заниматься и занимаются более низкие административные единицы страны и государства: республики, регионы, города и т.д. В таком случае перечисленные нами выше виды расходов, доходов и займов корректируются соответствующим образом (за счет введения одних и отсутствия других видов) [18, c.27].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Инструменты регулирования  налогово-бюджетной политики в  рыночной экономике и условия их применения

 

 

Фискальная политика в государстве  проводится с помощью своих инструментов. Инструменты фискальной политики государства  – это экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой.

Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как  на совокупный спрос (величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность).

Инструментами фискальной политики выступают  расходы и доходы государственного бюджета:

  • государственные закупки (государственные расходы);
  • налоги;
  • трансферты (государственные расходы).

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, и соответствующего ей вида фискальной политики, инструменты фискальной политики государства используются по-разному. Так, инструментами стимулирующей фискальной политики выступают:

  • увеличение государственных закупок;
  • снижение налогов;
  • увеличение трансфертов.

Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:

  • сокращение государственных закупок;
  • увеличение налогов;
  • сокращение трансфертов.

Немного иной перечень инструментов фискальной политики представлен в  учебнике «Экономика» академика Журавлевой Г.П. Согласно этому источнику литературы, инструментами дискреционной фискальной политики являются общественные работы, изменение трансфертных платежей, манипулирование налоговыми ставками.

К инструментам автоматической фискальной политики автор данного учебника относит изменения в налоговых поступлениях, пособия по безработице и другие социальные выплаты, субсидии фермерам[12, с. 404].

Анализируя источники литературы, можно прийти к выводу, что главными инструментами фискальной политики являются изменение налогов и трансфертных платежей.

Государственные закупки товаров  и услуг и трансферты — это  расходы государственного бюджета, а налоги — основной источник доходов  бюджета, поэтому фискальную политику называют также бюджетно-налоговой  политикой. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг в краткосрочном периоде влияет только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов фирмам (субсидий) — и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение субсидий, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения[4, c.279].

Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог  на корпорации, акцизы) путем изменения  налоговых ставок или аккордных налогов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов. [7, с.75]

Информация о работе Налогово-бюджетная политика РБ