Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства. Роль фискальной политики в целостном экономическом управлении велика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственными денежными доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
1.Сущность, цели и типы налогово-бюджетной политики………………………………………5
2.Инструменты регулирования налогово-бюджетной политики в рыночной экономике и условия их применения……………………………………………………………………………15
3.Особенности, основные направления совершенствования налогово-бюджетной политики Республики Беларусь………………………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………………………...34
Более взвешенный подход требуется и в предоставлении льгот иностранным инвесторам. Несмотря на то, что базовый пакет налоговых льгот определен Декретом Президента от 6 августа 2009 г. № 10, инвестиционные проекты в большинстве случаев содержат предложения по дополнительным преференциям. При этом льготы, что называется, копируются – инвесторы предъявляют претензии, что им предоставлен режим менее благоприятный в сравнении с другими. Вносятся предложения об установлении всякого рода стабилизационных оговорок в отношении неизменности налогового законодательства, хотя на протяжении последних лет речь о повышении налоговых ставок и введении новых налогов уже никто не ведет.
Все это лишает налоговую систему необходимой гибкости, заставляет ее подстраиваться под индивидуальные налоговые режимы. В ряде случаев это приводит к тому, что со временем для инвесторов и бюджета налоги, такие как, например, земельный и на недвижимость, обесцениваются. А ведь эти налоги формируют основу местных бюджетов. Причем уровень таких платежей и так невысок, он составляет лишь 1,2% доходов консолидированного бюджета. А их удельный вес в затратах предприятий составляет менее половины процента.
В результате на инвестиционных проектах готовы зарабатывать инвесторы и их партнеры. Только государство вынуждено отказываться от причитающихся ему доходов, хотя предоставляет в пользование инвесторам необходимую инфраструктуру и всевозможные экономические выгоды.
Налоговая система сегодня содержит необходимые инструменты, направленные на минимизацию обложения прямых доходов от инвестиций, – это и соглашения об избежании двойного налогообложения, и невысокий уровень изъятия налога на прибыль, и наличие в налоговом законодательстве общепринятых механизмов стимулирования инвестиций (перенос убытков, ускоренная амортизация). Поэтому государство должно рассматриваться в качестве равноправного партнера в реализации инвестиционных проектов и рассчитывать на причитающуюся ему долю прибыли, которую в последующем оно перераспределяет через бюджет, обеспечивая повышение уровня жизни граждан.
Без льгот в этом вопросе пока полностью обойтись нельзя, но они должны быть скорее исключением, исходя из специфики инвестиционных проектов, а не правилом. Министерства и концерны, а особенно местные органы власти, должны ужесточить подходы к инициированию вопросов о предоставлении налоговых льгот в рамках заключаемых инвестиционных договоров.
В целом для сокращения количества налоговых льгот, их ревизии и повышения эффективности в текущем году в Минфине намечено разработать методику определения так называемых налоговых расходов, то есть принципы ежегодной количественной оценки налоговых льгот для дальнейшего использования при составлении доходной части бюджета.
Сегодня местные налоги
практически полностью
С целью расширения налоговой базы
по налогу на недвижимость стоит рассмотреть
вопрос о возможности определения
в качестве объекта обложения
этим налогом рыночной, а не остаточной
стоимости недвижимого
В 2010 году национальная экономика столкнулась с неблагоприятным воздействием ряда факторов как монетарного, так выдачи кредитов банками и располагаемых доходов населения в реальном выражении (январь — ноябрь 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г.) немонетарного характера. Среди них можно выделить существенную девальвацию белорусского рубля, резкое ускорение инфляции, длительный период неопределенности на внутреннем валютном рынке, отток из банков средств населения в национальной и иностранной валютах, рост удельного веса проблемных активов клиентов, снижение международных рейтингов и пр. В условиях множественности обменных курсов на валютном сегменте финансовогорынка имели место уход многих сделок в “тень”, снижение степени ликвидности рынка межбанковского кредитования.
В изменившихся условиях Национальным банком Республики Беларусь принимались оперативные меры по сохранению стабильности банковского сектора. Однако его возможности в ряде случаев обеспечивались лишь кредитной поддержкой банковской системы с общей направленностью на сохранение ее устойчивости, а также перекредитованием экономики. Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь отличалась двойственностью: с одной стороны, обеспечивала увеличение предложения денег через помощь банковскому сектору в преодолении кризиса ликвидности, а с другой — вела к относительному сокращению денежной массы через девальвацию курса белорусского рубля. Все это не могло не отразиться на динамике основных монетарных показателей (Таблица 3.1).
Инфляция в 2011 г. достигла самого высокого уровня за последние 11 лет (рисунок 3.1), при этом рост цен в различных секторах экономики и регионах республики был неравномерен[6, c.15-16].
Таблица 3.2
Динамика основных монетарных показателей экономики Беларуси в 2011 г.
Рисунок 3.1 Инфляция в Республике Беларусь в 2000-2011 гг.
В Министерстве финансов подготовлены проекты основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Беларуси на 2012 год и среднесрочной финансовой программы на 2012-2014 годы. Главные акценты в этих проектах сделаны на обеспечении финансовой и социальной стабильности, создании макроэкономических условий для развития эффективной и конкурентоспособной экономики, улучшении качества жизни людей.
Уже с первых дней этого года в Министерстве финансов были предприняты действия, направленные на достижение необходимой сбалансированности, недопущения бюджетного стимулирования внутреннего спроса за счет исполнения бюджета с дефицитом. В итоге профицит консолидированного бюджета Беларуси, который включает республиканский и местные бюджеты, за пять месяцев 2011 года превысил 1 трлн. рублей и составил 1,4% к ВВП. Тем не менее, учитывая необходимость увеличения социальных расходов бюджета, вызванный девальвацией рост расходов по погашению и обслуживанию государственного долга, увеличение других вызванных инфляцией первоочередных направлений расходов, по итогам года дефицит консолидированного бюджета планируется в размере 1,5% к ВВП.
В области расходов бюджета, в связи со значительным сокращением налоговой нагрузки, предполагается соразмерное уменьшение государственной поддержки реального сектора экономики. Выделяемые средства будут перераспределены на стимулирование экспорта и создание новых инновационных производств.
В финансировании науки приоритетным должно стать внебюджетное финансирование научной деятельности, востребованной реальным сектором экономики. Заказчиками научных исследований будут выступать отраслевые министерства и их предприятия, местные органы власти. Это позволит увязать финансирование науки с потребностями реального сектора экономики.
Средства, которые направляются на бюджетное субсидирование организаций ЖКХ, будут увязаны с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. В 2011 году их уровень за счет средств населения должен обеспечивать покрытие не менее 30% затрат на оказание услуг, в 2012 – 35%, в 2013 – 40%, в 2014 – 50% затрат. При этом тарифную политику на услуги ЖКХ важно серьезно изменить, введя дифференцированную оплату коммунальных услуг, которая будет зависеть от объема и времени их потребления.
Доведение до себестоимости оплаты населением ряда услуг позволит создать конкурентную среду на рынке жилищно-коммунальных услуг, привлечь к их предоставлению частный бизнес и, в конечном итоге, будет способствовать сокращению затрат по их оказанию.
Бюджетное субсидирование услуг пассажирского транспорта (городские и пригородные пассажирские перевозки автомобильным, городским электрическим, внутренним водным транспортом и метрополитеном) в 2012-2014 годах планируется в следующих параметрах. Уровень тарифов за проезд к концу 2011 года должен покрывать 70% затрат на оказание таких услуг, в 2012 – не менее 85%, в 2013 – не менее 90%. К концу 2014 года планируется полностью отказаться от бюджетного субсидирования пассажирских перевозок.
Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги и услуги пассажирского транспорта будет сопровождаться мерами по повышению социальной защиты населения. Правда, социальная поддержка будет оказываться только в рамках адресных программ помощи нуждающимся. Средства на поддержку будут выделяться тем, кто по объективным причинам не может заработать их сам. Соответствующие расходы в бюджете предусматриваются в необходимом объеме. Пока же неэффективная система социальной поддержки сдерживает реформирование экономики и снятие ограничений в ценообразовании.
В 2012-2014 годах значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, в том числе направленные на улучшение демографической ситуации в стране. С начислениями фонд оплаты труда работников бюджетной сферы в 2012-2014 годах планируется сохранить в пределах его удельного веса в структуре расходов консолидированного бюджета, который складывается в 2011 году – около 33%.
С целью повышения заработной платы работников бюджетной сферы и ее последовательного сближения со средним уровнем по стране в соответствии с Программой деятельности правительства на 2011-2015 годы потребуется усилить работу по оптимизации сети бюджетных учреждений, численности занятых в бюджетном секторе, расширению спектра внебюджетных источников финансирования традиционных бюджетных услуг[16, c.13-14].
Заключение
Фискальная политика государства
представляет собой формирование государственного
бюджета через систему
Цели фискальной политики, направленной
на сглаживание циклических
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета: государственные закупки; налоги; трансферты.
Различают дискреционную и автоматическую политики. И дискреционная и автоматическая фискальная политика играет важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономических цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии. Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики.
Тем не менее максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика Республики Беларусь переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. В настоящее время правительству необходимо, путем снижения ненужных государственных расходов, минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, и в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
Список литературы
1.Агапова, Т. А. Макроэкономика / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. - 447 с.
2.Базылев, Н.И. Курс макроэкономики в таблицах и схемах: учеб. пособие для вузов / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. – Мн.: Соврем. шк., 2010. - 144 с.
3.Базылев, Н.И. Макроэкономика / Н.И. Базылев. – Мн. : Совр. шк., 2007. – 288 с.
4.Белокрылова. О. С. Теория переходной экономики / О.С. Белокрылова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 352 с.
5.Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник / Е.Ф.Борисов. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 384с.
6.Дайнеко, А.Е. Оценка развития экономики Беларуси и задачи на перспективу / А.Е. Дайнеко // Банкаўскi веснiк. - май 2012. - № 13. – С.14-20.
7.Едронова, В.Н. Принципы налоговой политики / В.Н. Едронова, Н.Н. Мамыкина // Финансы и кредит. – 2005. - №8.
8. Журавлева, Г. П. Экономика / Г.П. Журавлёва. – М.: Юристъ, 2004. - 574 с.
9.Кийко, Д. Сбалансировать бюджет снижением налоговой нагрузки / Д. Кийко Финансы, учёт и аудит. - 2012. - №3. – С.28-30