Налогово-бюджетная политика РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:11, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства. Роль фискальной политики в целостном экономическом управлении велика. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственными денежными доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1.Сущность, цели и типы налогово-бюджетной политики………………………………………5
2.Инструменты регулирования налогово-бюджетной политики в рыночной экономике и условия их применения……………………………………………………………………………15
3.Особенности, основные направления совершенствования налогово-бюджетной политики Республики Беларусь………………………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………………………...34

Работа состоит из  1 файл

надина курсовая на распечатку.doc

— 1.36 Мб (Скачать документ)

Более взвешенный подход требуется и в предоставлении льгот иностранным инвесторам. Несмотря на то, что базовый пакет налоговых льгот определен Декретом Президента от 6 августа 2009 г. № 10, инвестиционные проекты в большинстве случаев содержат предложения по дополнительным преференциям. При этом льготы, что называется, копируются – инвесторы предъявляют претензии, что им предоставлен режим менее благоприятный в сравнении с другими. Вносятся предложения об установлении всякого рода стабилизационных оговорок в отношении неизменности налогового законодательства, хотя на протяжении последних лет речь о повышении налоговых ставок и введении новых налогов уже никто не ведет.

Все это лишает налоговую  систему необходимой гибкости, заставляет ее подстраиваться под индивидуальные налоговые режимы. В ряде случаев это приводит к тому, что со временем для инвесторов и бюджета налоги, такие как, например, земельный и на недвижимость, обесцениваются. А ведь эти налоги формируют основу местных бюджетов.  Причем уровень таких платежей и так невысок, он составляет лишь 1,2% доходов консолидированного бюджета. А их удельный вес в затратах предприятий составляет менее половины процента.

В результате на инвестиционных проектах готовы зарабатывать инвесторы  и их партнеры. Только государство вынуждено отказываться от причитающихся ему доходов, хотя предоставляет в пользование инвесторам необходимую инфраструктуру и всевозможные экономические выгоды.

Налоговая система сегодня  содержит необходимые инструменты, направленные на минимизацию обложения прямых доходов от инвестиций, – это и соглашения об избежании двойного налогообложения, и невысокий уровень изъятия налога на прибыль, и наличие в налоговом законодательстве общепринятых механизмов стимулирования инвестиций (перенос убытков, ускоренная амортизация). Поэтому государство должно рассматриваться в качестве равноправного партнера в реализации инвестиционных проектов и рассчитывать на причитающуюся ему долю прибыли, которую в последующем оно перераспределяет через бюджет, обеспечивая повышение уровня жизни граждан.

Без льгот в этом вопросе  пока полностью обойтись нельзя, но они должны быть скорее исключением, исходя из специфики инвестиционных проектов, а не правилом. Министерства и концерны, а особенно местные  органы власти, должны ужесточить подходы к инициированию вопросов о предоставлении налоговых льгот в рамках заключаемых инвестиционных договоров.

В целом для сокращения количества налоговых льгот, их ревизии  и повышения эффективности в  текущем году в Минфине намечено разработать методику определения так называемых налоговых расходов, то есть принципы ежегодной количественной оценки налоговых льгот для дальнейшего использования при составлении доходной части бюджета.

Сегодня местные налоги практически полностью отменены. Тем не менее, в компетенции местных властей сохранен инструмент повышения (или понижения) ставок налога на недвижимость и земельного налога не более чем в два раза. Уже отмечалось, что эти налоги несущественно влияют на затраты предприятий, при этом их роль в местных бюджетах достаточно велика, порядка 3,2%.  Данный механизм должен быть сохранен, местные власти должны продолжать им пользоваться. При этом не стоит забывать, что с 2012 года изменение ставок имущественных налогов возможно только с начала очередного финансового года.

С целью расширения налоговой базы по налогу на недвижимость стоит рассмотреть  вопрос о возможности определения  в качестве объекта обложения  этим налогом рыночной, а не остаточной стоимости недвижимого имущества  по аналогии с земельным налогом, где облагается кадастровая стоимость. Это сделает в текущем году рабочая группа по упрощению налоговой системы[9, c.28-31].

В 2010 году национальная экономика столкнулась с неблагоприятным воздействием ряда факторов как монетарного, так выдачи кредитов банками и располагаемых доходов населения в реальном выражении (январь — ноябрь 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г.) немонетарного характера. Среди них можно выделить существенную девальвацию белорусского рубля, резкое ускорение инфляции, длительный период неопределенности на внутреннем валютном рынке, отток из банков средств населения в национальной и иностранной валютах, рост  удельного веса проблемных активов клиентов, снижение международных рейтингов и пр. В условиях множественности обменных курсов на валютном сегменте финансовогорынка имели место уход многих сделок в “тень”, снижение степени ликвидности рынка межбанковского кредитования.

В изменившихся условиях Национальным банком Республики Беларусь принимались  оперативные меры по сохранению стабильности банковского сектора. Однако его возможности в ряде случаев обеспечивались лишь кредитной поддержкой банковской системы с общей направленностью на сохранение ее устойчивости, а также перекредитованием экономики. Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь отличалась двойственностью: с одной стороны, обеспечивала увеличение предложения денег через помощь банковскому сектору в преодолении кризиса ликвидности, а с другой — вела к относительному сокращению денежной массы через девальвацию курса белорусского рубля. Все это не могло не отразиться на динамике основных монетарных показателей (Таблица 3.1).

Инфляция в 2011 г. достигла самого высокого уровня за последние 11 лет (рисунок 3.1), при этом рост цен в различных секторах экономики и регионах республики был неравномерен[6, c.15-16].

Таблица 3.2

Динамика основных монетарных показателей экономики Беларуси в 2011 г.

Рисунок 3.1 Инфляция в Республике Беларусь в 2000-2011 гг.

В Министерстве финансов подготовлены проекты основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Беларуси на 2012 год и среднесрочной финансовой программы на 2012-2014 годы. Главные акценты в этих проектах сделаны на обеспечении финансовой и социальной стабильности, создании макроэкономических условий для развития эффективной и конкурентоспособной экономики, улучшении качества жизни людей.

Уже с первых дней этого  года в Министерстве финансов были предприняты действия, направленные на достижение необходимой сбалансированности, недопущения бюджетного стимулирования внутреннего спроса за счет исполнения бюджета с дефицитом. В итоге профицит консолидированного бюджета Беларуси, который включает республиканский и местные бюджеты, за пять месяцев 2011 года превысил 1 трлн. рублей и составил 1,4% к ВВП. Тем не менее, учитывая необходимость увеличения социальных расходов бюджета, вызванный девальвацией рост расходов по погашению и обслуживанию государственного долга, увеличение других вызванных инфляцией первоочередных направлений расходов, по итогам года дефицит консолидированного бюджета планируется в размере 1,5% к ВВП.

В области расходов бюджета, в связи со значительным сокращением налоговой нагрузки, предполагается соразмерное уменьшение государственной поддержки реального сектора экономики. Выделяемые средства будут перераспределены на стимулирование экспорта и создание новых инновационных производств.

В финансировании науки  приоритетным должно стать внебюджетное финансирование научной деятельности, востребованной реальным сектором экономики. Заказчиками научных исследований будут выступать отраслевые министерства и их предприятия, местные органы власти. Это позволит увязать финансирование науки с потребностями реального сектора экономики.

Средства, которые направляются на бюджетное субсидирование организаций ЖКХ, будут увязаны с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. В 2011 году их уровень за счет средств населения должен обеспечивать покрытие не менее 30% затрат на оказание услуг, в 2012 – 35%, в 2013 – 40%, в 2014 – 50% затрат. При этом тарифную политику на услуги ЖКХ важно серьезно изменить, введя дифференцированную оплату коммунальных услуг, которая будет зависеть от объема и времени их потребления.

Доведение до себестоимости оплаты населением ряда услуг позволит создать конкурентную среду на рынке жилищно-коммунальных услуг, привлечь к их предоставлению частный бизнес и, в конечном итоге, будет способствовать сокращению затрат по их оказанию.

Бюджетное субсидирование услуг пассажирского транспорта (городские и пригородные пассажирские перевозки автомобильным, городским электрическим, внутренним водным транспортом и метрополитеном) в 2012-2014 годах планируется в следующих параметрах. Уровень тарифов за проезд к концу 2011 года должен покрывать 70% затрат на оказание таких услуг, в 2012 – не менее 85%, в 2013 – не менее 90%. К концу 2014 года планируется полностью отказаться от бюджетного субсидирования пассажирских перевозок.

Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги и услуги пассажирского транспорта будет сопровождаться мерами по повышению социальной защиты населения. Правда, социальная поддержка будет оказываться только в рамках адресных программ помощи нуждающимся. Средства на поддержку будут выделяться тем, кто по объективным причинам не может заработать их сам. Соответствующие расходы в бюджете предусматриваются в необходимом объеме. Пока же неэффективная система социальной поддержки сдерживает реформирование экономики и снятие ограничений в ценообразовании.

В 2012-2014 годах значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, в том числе направленные на улучшение демографической ситуации в стране. С начислениями фонд оплаты труда работников бюджетной сферы в 2012-2014 годах планируется сохранить в пределах его удельного веса в структуре расходов консолидированного бюджета, который складывается в 2011 году – около 33%.

С целью повышения заработной платы  работников бюджетной сферы и  ее последовательного сближения со средним уровнем по стране в соответствии с Программой деятельности правительства на 2011-2015 годы потребуется усилить работу по оптимизации сети бюджетных учреждений, численности занятых в бюджетном секторе, расширению спектра внебюджетных источников финансирования традиционных бюджетных услуг[16, c.13-14].

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Фискальная политика государства  представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения  и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции).

Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебании  и стабилизацию экономики в краткосрочном  периоде, — поддержание: стабильного  уровня совокупного объема выпуска (ВВП); полной занятости ресурсов; стабильного уровня цен. Фискальная политика является основным инструментом, наряду с денежно-кредитной политикой, в обеспечении макроэкономического регулирования.

Инструментами фискальной политики выступают  расходы и доходы государственного бюджета: государственные закупки; налоги; трансферты.

Различают дискреционную и автоматическую политики. И дискреционная и автоматическая фискальная политика играет важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономических цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии. Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики.

Тем не менее максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может  существенно влиять на динамику общественного  производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

Тема фискальной политики на сегодняшний  день весьма актуальна, так как экономика  Республики Беларусь переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. В настоящее время правительству необходимо, путем снижения ненужных государственных расходов, минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, и в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

 

 

 

Список литературы

 

 

 

1.Агапова, Т. А. Макроэкономика / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. - 447 с.

2.Базылев, Н.И. Курс макроэкономики в таблицах и схемах: учеб. пособие для вузов / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. – Мн.: Соврем. шк., 2010. - 144 с.

3.Базылев, Н.И. Макроэкономика / Н.И. Базылев. – Мн. : Совр. шк., 2007. – 288 с.

4.Белокрылова. О. С. Теория переходной экономики / О.С. Белокрылова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 352 с.

5.Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник / Е.Ф.Борисов. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 384с.

6.Дайнеко, А.Е. Оценка развития экономики Беларуси и задачи на перспективу / А.Е. Дайнеко // Банкаўскi веснiк. - май 2012. - № 13. – С.14-20.

7.Едронова, В.Н. Принципы налоговой политики / В.Н. Едронова, Н.Н. Мамыкина // Финансы и кредит. – 2005. - №8.

8. Журавлева, Г. П. Экономика / Г.П. Журавлёва. – М.: Юристъ, 2004. - 574 с.

9.Кийко, Д. Сбалансировать бюджет снижением налоговой нагрузки / Д. Кийко Финансы, учёт и аудит. - 2012. - №3. – С.28-30

Информация о работе Налогово-бюджетная политика РБ