Налоговый кодекс РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:57, курсовая работа

Описание

Цель исследования – анализ необходимости налогов в жизни общественности, индивида, гражданина, муниципальных организаций.
В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:
раскрытие теоретических аспектов понятия налог, налоговый кодекс;
изучение элементов, этапов и принципов налогового кодекса, налогового планирования;
исследование проблемы уплаты налогов с помощью изучения понятий налогов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность налогов 6
1.1. Понятие Налогового кодекса и признаки налога 6
1.2. Функции налогов 12
Глава 2. Виды налогов и сборов в Российской Федерации 16
Глава 3. Налоговое планирование 19
3.1. Понятие и отличия налогового планирования от уклонения от уплаты налогов 19
3.2. Опасности налогового планирования 22
3.3. Пределы налогового планирования 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Налоговый кодекс РФ.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)

      Федеральное агентство по образованию РФ

      Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

      Восточно-Сибирский  государственный  технологический  университет 

      Межрегиональный институт подготовки кадров 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      по  дисциплине: «Экономическая теория» 

      на  тему: Налоговый кодекс РФ 

          Выполнил: студент гр.ТД-10 Намжилова С.Ш.

                                       Проверил: руководитель: зав. кафедрой «Таможенное дело», доцент, к.э.н, Танганова Т.А. 

                ___________«___»_____2011г.

                отметка о допуске к защите дата допуска

                __________ «___»_____2011г.

                оценка по защите  дата защиты 
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Улан-Удэ 2011 г.

Содержание

 

Введение

 

     Для российской науки актуальность и  сложность проблем налогов и налогообложения состояла в том, что советское "общество законодательно провозгласило построение первого в мире государства без налогов". Это означало, что за годы социалистического строительства в СССР отсутствовала мотивация и востребованность научных разработок в области налогообложения.

            Осуществление экономической реформы в России означало необходимость проведения налоговой реформы и связанных с ней теоретических исследований, в том числе принятия налогового законодательства.

     Одна  из первых проблем, которую надо было решать, - это уточнить содержание категории "налог".

     Хотя  этот вопрос до сих пор остается дискуссионным в силу двойственной (экономической и правовой) природы  налога, но можно утверждать, что  определенное продвижение по данному направлению есть.

     При утверждении законодательным образом  конкретных налоговых форм, под которыми в первую очередь понимается состав и структура налоговой системы, особое значение имеет трактовка  понятий "налог", "пошлина", "сбор". Это имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку различия между ними оказывают существенное влияние на эффективность действия налогового режима, распределения налоговой нагрузки.

     Различия  также важны и для осуществления  юридических доктрин в рамках единой налоговой системы.

     В российской практике эти понятия  часто смешиваются либо подменяются, что недопустимо при решении  проблем создания объективной системы  взаимоотношений плательщиков с  государством, которые базируются на равенстве экономических интересов и паритете разных форм собственности.

     Определение понятия налога и выявление его  признаков является важной задачей, поскольку имеет целью вскрыть  сущность и характерные особенности  правоотношений, складывающихся в процессе функционирования системы налогообложения.

     Кроме того, в отличие от остальных видов  платежей налог не имеет установленных  и предусмотренных законом особенностей, чем и определяется особый механизм его взимания. Поэтому в понятие "налог" должны быть заложены отличительные  элементы, позволяющие определить его место среди других платежей в бюджет.

      Любое государство, концентрированно выражая  интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и  реализует соответствующую политику - экономическую, военную, социальную, международную и др. Одним из основных в процессе государственного регулирования используются финансовые механизмы, которые непосредственно воплощаются в финансовой и налоговой политике государства.

         Налоговая политика государства - есть система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.

      1. Цели и задачи налоговой политики  обычно определяются в зависимости  от конкретной экономической  конъюнктуры.

      2. Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый год через принятие государственного бюджета.

      3. Проведение же самой налоговой  политики оформляется путем принятия  соответствующих нормативных актов:  федеральных законов, указов президентов,  федеральных законов, постановлений правительства и иных подзаконных актов.

      4. Необходимо отметить, что Конституция  РФ (ст. 114 ч. 1 п.» Б») закрепила принцип  единой финансовой политики, а  поскольку налоговая политика - это  составная часть финансовой политики  государства, ей также присуще внутреннее единство.

     Все вышеперечисленное подтверждает актуальность этой темы.

      Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретическое значение состоит в обобщении опубликованных материалов по теме исследования и изучении теоретических основ налогового кодекса. Практическая значимость -  в обосновании особой значимости налогового планирования на предприятиях и в организациях и в жизни людей, выявлении путей законного обхода, изъятия, уплаты налогов.

     Цель  исследования – анализ необходимости налогов в жизни общественности, индивида, гражданина, муниципальных организаций.

     В соответствии с поставленной целью  в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:

  • раскрытие теоретических аспектов понятия налог, налоговый кодекс;
  • изучение элементов, этапов и принципов налогового кодекса, налогового планирования;
  • исследование проблемы уплаты налогов с помощью изучения понятий налогов.

    Объектом  исследования является налоговый кодекс РФ, функции

налогов, виды налогов и сборов в РФ, налоговое  планирование.

          Предмет  исследования - детальное рассмотрение структуры налогов, ее элементов, этапов и принципов.

     Структура курсовой работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

     В первой главе рассмотрены сущность налогов, понятие налогового кодекса, налогового права и функции налогов.

     Во  второй главе рассмотрено виды налогов  и сборов в РФ.

     Третья  глава посвящена налоговому планированию.  

Глава 1. Сущность налогов

1.1. Понятие  Налогового кодекса и признаки налога

 

     Налоговый платеж - это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности  с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого, в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.

     Налоги - одна из древнейших экономических  и правовых категорий, определяющих взаимоотношения государства и  налогоплательщиков. Являясь обязательными  платежами в государственную  казну, они представляют собой динамичную систему, развивающуюся во взаимодействии с экономическими и политическими процессами, происходящими в обществе на той или иной стадии его исторического развития.

     Налоги - одно из основных проявлений суверенитета государства и необходимое условие  его проявления. Этим налоги отличаются от доходов государственного имущества и займов. Право взыскивать налоги, всегда было одним из суверенных прав государства.

     В зависимости от сущности, предназначения, порядка взимания все обязательные платежи можно разделить на три  основные группы: налоги, сборы и пошлины. Различать эти понятия необходимо еще и потому, что к ним применяются различные правовые режимы.

     1 января 1999 года вступила в действие  первая часть Налогового кодекса  Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс), который  призван урегулировать отношения в сфере отечественного налогообложения. Налоговый кодекс сохранил преемственность принципиальных положений Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» действующего с 1992 года. Были учтены принципы налогообложения и сборов, обозначенные в постановлениях Конституционного Суда РФ, а также практика применения судебными и налоговыми органами законодательства 1992-1998 годов.

     Первая  часть Кодекса, устанавливая основные принципы российского налогового права, раскрывает правовую концепцию налоговых отношений в России, а уровень налогового бремени, то есть экономическое содержание налоговых правоотношений (экономическая концепция), будет определяться во второй, специальной части Налогового кодекса.

     Налоговый кодекс - это федеральный  закон с высокой степенью систематизации, то есть кодификационный законодательный акт. Он представляет собой своеобразную налоговую конституцию и кроме того позволяет обеспечить внутреннюю согласованность, целостность, системность и полноту правового регулирования налоговых отношений. Налоговый кодекс является также комплексным актом, так как содержит не только материальные, но и процессуальные нормы.

       Так, в ст.17 НК РФ определены общие правила установления налога, существенно отличающие его от сборов и других платежей. Действующий в настоящее время Налоговый кодекс РФ содержит в ст.8 определение налога и сбора: "налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований".

     При поиске различий между сборами и  налогами следует помнить, что определение  понятия "налог" было позаимствовано составителями Налогового кодекса РФ из решений Конституционного Суда РФ. В свою очередь, Конституционный Суд РФ давал определение налога с учетом тех проблем, решить которые ему предстояло в конкретном деле. Поэтому понятие "налог", сформулированное Конституционным Судом РФ, с одной стороны, отражало не всю гамму конституционных характеристик налога, а, возможно, только некоторые наиболее важные, сущностные. С другой стороны, не исключается, что присущие налогу качества могут быть характерны и для других платежей.

     Пошлины и сборы не имеют финансового  значения, присущего налогам. При  уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель и  специальные интересы. Цель взыскания  пошлины или сбора состоит  лишь в покрытии без убытка, но и  без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина.

     Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции РФ. В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

     Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.

       Право парламента утверждать  налог есть выражение права  народа соглашаться на его  уплату. С этой позиции изучается  правовая природа налога.

     Непосредственное взимание налога согласовывается с парламентом как с представителем народа, но не согласовывается с каждым отдельным членом общества. Например, согласно ст.3 Федерального конституционного закона от 10.01. 1995 N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" на всероссийский референдум не могут выноситься вопросы о налогах и бюджете.

     Тем самым главная черта налога - односторонний  характер его установления. Налог  взимается в целях покрытия общественных потребностей, которые стоят отдельно от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика. С этой позиции налог является индивидуально безвозмездным. Государство, взимая налоги, не дает за них непосредственного вознаграждения плательщику. Именно поэтому из понятия "налог" следует исключить всякий элемент взаимности услуг.

     Отметим, что налог является экономической  категорией. Следовательно, необходимо учитывать, что данные односторонние, индивидуально безвозмездные пожертвования  являются экономическими. Налог является не только экономической, но и финансовой категорией. Любая финансовая категория характеризуется тем, что движение стоимости происходит на безвозвратной основе. Следовательно, налог как финансовая категория должен удовлетворять условию безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы, но данные условия определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.

Информация о работе Налоговый кодекс РФ