Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:57, курсовая работа
Цель исследования – анализ необходимости налогов в жизни общественности, индивида, гражданина, муниципальных организаций.
В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:
раскрытие теоретических аспектов понятия налог, налоговый кодекс;
изучение элементов, этапов и принципов налогового кодекса, налогового планирования;
исследование проблемы уплаты налогов с помощью изучения понятий налогов.
Введение 3
Глава 1. Сущность налогов 6
1.1. Понятие Налогового кодекса и признаки налога 6
1.2. Функции налогов 12
Глава 2. Виды налогов и сборов в Российской Федерации 16
Глава 3. Налоговое планирование 19
3.1. Понятие и отличия налогового планирования от уклонения от уплаты налогов 19
3.2. Опасности налогового планирования 22
3.3. Пределы налогового планирования 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Не
все обязательные платежи, взимаемые
на основе безвозвратности и
Налоговое правоотношение носит односторонний характер, где стержневым юридическим элементом выступает, с одной стороны, обязанность налогоплательщика уплатить законно установленные налоги и сборы и, соответственно, с другой - право государства в лице налоговых органов требовать своевременной и полной их уплаты.
Налоговое право. Общественные отношения, возникающие при установлении, взимания налогов и сборов регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические признаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отношения, принято называть институтом финансового права или даже под отраслью - «налоговое право». Нормы налогового права содержатся в различных нормативных актах: Конституция РФ, Налоговом кодексе РФ, федеральных законах о налогах, в иных нормативных актах, регулирующих налоговые отношения.
"О
налогах не договариваются" - главный
принцип налогового права.
В соответствии со ст. 17 Налогового кодекса налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (ст. 19) и следующие элементы налогообложения:
1. объект налогообложения (ст. 38);
2. налоговая база (ст. 53);
3. налоговый период (ст. 55);
4. налоговая ставка (ст. 53);
5. порядок исчисления налога (ст. 52);
6. порядок и сроки уплаты налога (ст. ст. 57, 58).
Налог определяет для налогоплательщика меру его обязанностей, а для государственного налогового органа - меру дозволенных действий. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной собственности от незаконных требований казны.
Законодательное определение налога дается с целью указать признаки данного платежа и ограничить возможности органов власти самостоятельно устанавливать платежи, которым свойственны подобные черты. Плательщиком налога является собственник, а не гражданин. Уплата налога - социальная обязанность, вытекающая из права частной собственности. При налогообложении собственности под равенством понимается экономическое равенство плательщиков, за основу которого берется фактическая способность к уплате налога на основании сравнения экономических потенциалов.
Налоги поступают в пользу субъектов публичной власти, т.е. для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Из определения налога видно, что целью его взимания является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.
До вступления в силу части первой НК РФ (1 января 1999 г) фактически все обязательные платежи в бюджеты объединялись законодателем понятием "налоговая система". Статья 2 Закона РФ от 27.12. 1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" устанавливала, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Таким образом, действовавшее до принятия НК РФ налоговое законодательство подразумевало под налоговыми платежами практически всю совокупность бюджетных доходов.
С принятием НК РФ и БК РФ налоги и сборы как правовые категории были нормативно отделены от иных (неналоговых) платежей. В частности, п.1 ст.41 БК РФ четко разграничены налоговые и неналоговые платежи. При этом к налоговым доходам отнесены все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
В настоящее время термином "налоговые платежи" охватываются только два вида обязательных бюджетных платежей - налоги и сборы.
В
действующем налоговом
В данном определении уточнено, что налог взимается с организаций и физических лиц и форма платежа обязательно является денежной. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Согласно п.5 ст.3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Смысл заключается в том, что платеж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога, указанных в законе.
В определении налога, приведенном в ст.8 НК РФ, не указано, что налог должен быть установлен в законодательном порядке, что является недостатком данного определения.
Сущность налога состоит именно в отчуждении принадлежащих частным лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств.
Сущность налога проявляется в единстве, взаимопереплетении его функций. Функция налога - это направление правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства.
В настоящее время в юридической литературе термин "функция" употребляется для характеристики социальной роли государства и права. Существуют следующие признаки функции налога:
-
они вытекают из сущности
- представляют собой направление воздействия налога на общественные отношения, потребность в котором порождает необходимость налога как социального явления;
-
отражают наиболее значимые, главные
характеристики права и
-
выражают направление
-
отвечают критерию постоянства,
Одни ученые выделяют три функции - фискальную, распределительную и стимулирующую; другие к ним добавляют еще две - контрольную и поощрительную; третьи рассматривают распределительную и фискальную функции как синонимы и добавляют к ним контрольную.
Анализ концептуальных аспектов налогового законодательства позволил исследователям выделить еще большее количество функций налога: конституционную, координирующую, фискальную, стимулирующую, контрольную, межотраслевую, правовую и внешнеэкономическую (20).
Функции налогов формируют структуру налоговых отношений, определяют их основные институты, принципы и методы. Кроме количества функций, отмечается также разночтение и в содержании функций.
Есть мнение, что налог не исполняет никаких функций. Функция есть атрибут только системы налогообложения, так как теоретический потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны определенные функции - соответственно фискальная и распределительная (9).
Фискальная функция налога признается и выделяется в качестве подавляющей большинством исследователей, изучавших функции налога. Отмечают, что налогам свойственна, прежде всего, функция формирования бюджетного фонда государства, т.е. фискальная, в которой проявляется общественное назначение налога - обеспечение государства необходимыми финансовыми ресурсами. Доля налоговых поступлений в бюджетных доходах большинства государств является преобладающей.
Фискальная
функция определяется самой природой
налогов. Она характерна для всех
государств во все периоды их развития.
С ее помощью образуется государственный
денежный фонд, и создаются материальные
условия существования и
Несмотря на то, что налоги изначально служат фискальной цели, их взимание может преследовать и другие цели - экономические, конъюнктурные, структурные, социальные, экологические и т.п.
Таким образом, пользуясь налогом как косвенным инструментом воздействия, государство вызывает к жизни новые отрасли, при этом налог может быть и доходным, но цель налога явно не только фискальная.
Регулирующие возможности налога определяются конституционностью принципа всеобщности налогообложения.
Государство, как правило, облагает любую деятельность, способную приносить доход. В этом выражается абсолютность фискальной функции. Индивид лишен права выбора: платить или не платить налоги. Общеобязательность налогообложения создает необходимый фон для влияния на выбор деятельности путем манипуляции налоговыми обязательствами, сопутствующими тому или иному виду деятельности.
В этом заключается, относительность регулирующей функции, то есть ее значение исчисляется не от нуля (как фискальной), а от общего уровня налогообложения. Несмотря на относительность регулирующей функции, нельзя говорить о вторичности налоговых стимуляторов, поскольку практикой признан факт налогового планирования, то есть использование налогоплательщиком собственного капитала наиболее выгодным для себя образом. Такому влиянию подвержен практически каждый активный налогоплательщик. Это означает, что налог начинает занимать лидирующие позиции среди факторов, оказывающих влияние на экономическую жизнь общества (8).
Классификация налогов по существенным признакам позволяет определить роль каждого налога и налоговой группы в составе доходных источников консолидированного федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, выявить факт переложения налогов и величину налогового гнета.
Система
налогообложения, складывающаяся в
той или иной стране, есть результат
воздействия множества
Все налоги и сборы в Российской Федерации распределены между тремя уровнями системы налогов и сборов и отражают федеративное устройство государства. В частности, предусматриваются:
- федеральные налоги и сборы;
-
налоги и сборы субъектов
- местные налоги и сборы.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.