Недобросовестная конкуренция и как с ней бороться

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:10, курсовая работа

Описание

Борьба с недобросовестной конкуренцией велась всегда с момента зарождения ремесла и торговли, но особенно остро необходимость в противодействии ей появилась в связи научно-технической революцией, повлекшей за собой усиление специализации труда каждого человека, ускорение и удешевление транспортировки любых грузов, и как следствие развитие рыночных отношений в глобальных масштабах, рождение крупных предприятий, которые в борьбе друг с другом за рынки сбыта зачастую прибегают к методам недобросовестной конкуренции. Всё это выявило необходимость борьбы с недобросовестной конкуренцией не только предприятиями подвергающимся ей, но и государством, в целях обеспечения общего экономического благосостояния общества.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Основные виды недобросовестной конкуренции. 4
1.1 Конкуренция как центральное звено рыночного механизма. 4
1.2 Понятие и основные виды недобросовестной конкуренции. 8
1.3 Монополия и недобросовестная конкуренция. 17
Глава 2. Борьба с недобросовестной конкуренцией. 19
2.1 Методы противодействия недобросовестной конкуренции предприятиями. 19
2.2 Государственные законы и органы исполнительной власти РФ направленные на борьбу с недобросовестной конкуренцией. 22
Заключение. 30
Список использованных источников. 31

Работа состоит из  1 файл

Мой курсовой.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

    Представляется, что приведенные нормы не дают основания для включения пресечения недобросовестной конкуренции в число объектов права интеллектуальной собственности. Прежде всего, с точки зрения теории права невозможно относить действие (совокупность действий) к объектам права собственности, в том числе интеллектуальной собственности. Кроме того, не следует забывать о том, что анализ зарубежного законодательства всегда сопряжен с определенными трудностями, в частности, лингвистическими и культурно-историческими, в связи с чем дословный перевод какого-либо нормативно-правового акта не всегда точно передает его истинный смысл. На наш взгляд, рассматриваемые международно-правовые нор-мы позволяют говорить о пресечении недобросовестной конкуренции как совокупности действий, направленных на защиту объектов интеллектуальной собственности. Сходные определения встречаются и в зарубежных источниках: так, например, в материалах Международного Бюро ВОИС указывается, что "Парижская Конвенция предусматривает пресечение недобросовестной конкуренции как один из способов защиты интеллектуальной собственности".

    Исторически сложилось так, что вопросы недобросовестной конкуренции регулировались в комплексе  с охраной объектов промышленной собственности (напомним, что под  последними понимаются те объекты интеллектуальной собственности, которые используются в хозяйственной деятельности с целью извлечения прибыли: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и т.д.). В зарубежных странах весьма распространенной является практика принятия нормативных актов, посвященных объектам промышленной собственности и вопросам недобросовестной конкуренции одновременно (например, Закон о товарных знаках и недобросовестной конкуренции, принятый в Канаде в 1952 г.). Однако, несмотря на такую взаимосвязь, недобросовестная конкуренция представляет собой самостоятельное социально-экономическое и правовое явление.

    Принято считать, что "правовой институт недобросовестной конкуренции входит в такую отрасль  законодательства, как "конкурентное право", известную законодательству многих стран и представляющую собой комплекс норм различных отраслей права, регулирующих конкурентные отношения, причем последние могут возникать не только по поводу объектов интеллектуальной собственности, но и договорных обязательств, личных прав предпринимателей и др.

    Таким образом, пресечение недобросовестной конкуренции, бесспорно, не сводимо  к объектам интеллектуальной собственности  и должно рассматриваться как  одно из правовых средств их защиты.

    Легальное определение недобросовестной конкуренции  на международно-правовом уровне дано в п.2 ст.10-bis Парижской Конвенции: "Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах". П.3 этой же статьи несколько конкретизирует приведенную норму: "В частности, подлежат запрету:

    - все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять  предприятие, товары, промышленную  или коммерческую деятельность  данной фирмы за предприятие,  товары, промышленную или коммерческую  деятельность конкурента;

    - ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

    - использование в ходе коммерческой  деятельности указаний или обозначений,  которые вводят потребителя в  заблуждение относительно природы, способа изготовления, характеристик, пригодности для определенных целей или количества товаров.

    Еще 12 видов деятельности определяются как недобросовестная конкуренция  в комментарии к Типовому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран. Это следующие виды:

    1) подкуп покупателей конкурентов,  направленный на то, чтобы привлечь  их в качестве клиентов и  сохранить на будущее их признательность;

    2) выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;

    3) неправомочное использование или  раскрытие ноу-хау конкурента;

    4) побуждение служащих конкурента  к нарушению или разрыву их  контрактов с нанимателем;

    5) угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли;

    6) бойкотирование торговли другой  фирмы для противодействия или  недопущения конкуренции;

    7) демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже себестоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;

    8) создание впечатления, что потребителю  предоставляется возможность покупки  на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого  нет;

    9) намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;

    10) поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;

    11) выпуск рекламы, в которой проводится  сравнение с товарами или услугами  конкурентов;

    12) нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.

    Рассмотрим  поподробнее некоторые из них.

  • Экономический шпионаж – существует также термин промышленный шпионаж, хоть эти два термина часто используют как синонимы, но между ними существует определенная разница, т.к. в принципе промышленный шпионаж является частью экономического. Экономический шпионаж сверх промышленного охватывает и такие сферы, как показатели валовой национальный продукт и т. д. и выходит за рамки данного курсовой работы.

    Основными объектами внимания промышленного  шпионажа являются патенты, чертежи, секреты  производства, технологии, структура  издержек. С развитием промышленного шпионажа промышленные монополии тщательно охраняют содержание патентов, результаты научно-технических исследований, проекты и эскизы любой своей продукции. В организационную структуру ТНК (транснациональные компании) входят т.н. технические центры основной задачей которых является разработка новых товаров, повышение качества уже существующей продукции, разработка новых технологий и т.д.

    В целях повышения прибыли ТНК  стремятся к установлению истинной ценности собственной продукции. Для  этого производится детальнейший анализ продукции конкурентов с целью установления сравнительного качества своей продукции.

    Все промышленные монополии имеют засекреченные  лаборатории, где по всем параметрам сравнивают уровни технически решений, качество, производительность и надежность своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов. В этих лабораториях разбирают каждый узел и агрегат собственных машин и аналогичной продукции конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить действительную ценность той или иной продукции. Учитываются все недостатки или преимущества своих и чужих товаров. Все лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливают для своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентное законодательство или если это выгодно фирме.

    Недостатки  своей продукции тщательно изучаются. Затем ищутся пути их устранения, если это оказывается выгодно. Но никогда информация о слабых сторонах своей продукции не выходит за пределы таких лабораторий и конечно никогда не доходит до обычных потребителей. Само существование таких лабораторий также не афишируется.

    Существуют  различные способы получения  конфиденциальной информации о деятельности конкурентов, как законных, так и  незаконных. Законными средствами считаются  сбор и анализ информации из официально публикуемых источников, докладов, отчетов, изучений продукции конкурентов и т.д.

    Основными законными путями сбора информации о конкурентах являются: публикации конкурентов и отчеты о деятельности фирм; сведения, данные публично бывшими  служащими конкурентов; ежегодные  финансовые отчеты; обзоры рынков и доклады инженеров-консультантов; выпускаемые конкурентами издания; анализ изделий конкурентов; отчеты зарубежных филиалов и др..

    Так как каждая ТНК знает о возможных  действиях, исследований против нее  со стороны конкурентов, то в официальных публикациях и отчетах каждая ТНК старается дать минимальную информацию о своей деятельности и финансовом положении, о научно-исследовательских работах. В основном, любая крупная компания составляет несколько вариантов отчета.

    Отчет, отражающий истинное состояние дел, в считанных экземплярах представляется высшим руководителям ТНК , которые определяют политику и стратегию корпорации.

    Другой  вариант отчета, из которого исключена  наиболее важная и личная информация, структура производственных издержек, предоставляется руководителям корпорации среднего уровня, некоторым управляющим зарубежными филиалами, некоторым лицам из среды основных акционеров.

    Возможен  и третий - популярный вариант отчета, в котором отсутствует практически  всякий смысл, но зато присутствуют отличные иллюстрации, отчет прекрасно издан и т.д. ; такой отчет предназначен для акционеров и широкой общественности.

    Но  конкурирующие фирмы, зная о возможных  способах сокрытия информации, осуществляют сбор конфиденциальной информации следующими путями:

    - различного рода вопросы, задаваемые  специалистам конкурента

    - приглашение на работу специалистов  конкурента 

    Также могут быть реализованы следующие  способы:

    - тайное наблюдение за интересующим  специалистом, отделом, лаборатории

    - использование профессиональных шпионов для получения информации

    - подкуп сотрудников из основных  отделов конкурента

    - внедрение "нужных" лиц в  структуру фирмы-конкурента

    - подслушивание разговоров и т.д.

    - похищение чертежей, образцов, документов

    - шантаж и другие способы давления

    - получение информации от источников  в государственных структурах 

    - сбор информации через зарубежные  филиалы и через общих поставщиков

    Еще одним из эффективных способов экономического шпионажа является внедрение "своего человека" в государственные органы, призванные регулировать деятельность промышленных монополий, что позволяет получать необходимую информацию о конкурентах, контролировать действия связанные с антимонопольной политикой и т.п.

    Наряду  с широко известными методами современный промышленный шпионаж пользуется новейшими достижениями науки и техники. Очень часто стали использоваться различного рода микроскопические приборы на основе различных электронных схем.

    Специальная технология позволяет перехватывать  любую информацию предаваемую устно, через телефон, телефакс, компьютер. Оконные стекла могут служить микрофонами : по их колебанию специальные устройства восстанавливают картину разговора. Использование электронной техники обеспечивает специальным службам монополий, как и спецслужбам государств, возможность получать необходимую информацию о состоянии дел конкурентов, их переговорах и т.д.

    С развитием компьютерной техники  и созданием различного рода компьютерных сетей как глобального (мирового масштаба), так и различных локальных сетей, например банковских, встает проблема защиты источников информации в этих сетях, т.к. любое несанкционированное вторжение скажем в банковскую сеть может привести к потере важной информации, к потере ее секретности и как следствие -использованию этой информации в каких-либо корыстных целях.

Информация о работе Недобросовестная конкуренция и как с ней бороться