Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:10, курсовая работа
Борьба с недобросовестной конкуренцией велась всегда с момента зарождения ремесла и торговли, но особенно остро необходимость в противодействии ей появилась в связи научно-технической революцией, повлекшей за собой усиление специализации труда каждого человека, ускорение и удешевление транспортировки любых грузов, и как следствие развитие рыночных отношений в глобальных масштабах, рождение крупных предприятий, которые в борьбе друг с другом за рынки сбыта зачастую прибегают к методам недобросовестной конкуренции. Всё это выявило необходимость борьбы с недобросовестной конкуренцией не только предприятиями подвергающимся ей, но и государством, в целях обеспечения общего экономического благосостояния общества.
Введение. 3
Глава 1. Основные виды недобросовестной конкуренции. 4
1.1 Конкуренция как центральное звено рыночного механизма. 4
1.2 Понятие и основные виды недобросовестной конкуренции. 8
1.3 Монополия и недобросовестная конкуренция. 17
Глава 2. Борьба с недобросовестной конкуренцией. 19
2.1 Методы противодействия недобросовестной конкуренции предприятиями. 19
2.2 Государственные законы и органы исполнительной власти РФ направленные на борьбу с недобросовестной конкуренцией. 22
Заключение. 30
Список использованных источников. 31
Помимо основного типа демпинга выделяются ещё и следующие виды демпинга:
Валютный демпинг - экспорт товаров по ценам ниже рыночных за счет снижения обменного курса валюты страны-экспортера. Экспортеры, приобретая товары по низким внутренним ценам, реализуют их по демпинговым ценам на внешнем рынке за твердую валюту, которая затем обменивается на национальную валюту, что ведет к получению курсовой прибыли.
Грабительский демпинг - преднамеренный вывоз товара за границу по ценам более низким, чем цены внутреннего рынка, с намерением подорвать положение зарубежных поставщиков на их собственном рынке. Целью такой акции является устранение конкуренции на внешнем рынке и образование монополии.
Социальный
демпинг - демпинг, вызываемый предложением
импортных товаров по низкой цене,
при расчете которой
Спорадический демпинг - ситуация, при которой реализация товара за рубежом приводит к его непредвиденному избытку на рынке.
Товарный демпинг - экспорт товаров по ценам ниже цен внутреннего рынка.
Устойчивый демпинг - перманентные длительные усилия по проведению демпинговой политики с целью завоевания конкурентоспособной позиции на внешнем рынке, являющемся более гибким в отношении цен по сравнению с внутренним рынком продавца.
В российском законодательстве указанной проблеме посвящен Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. в ред. от 25 мая 1995 г., который определяет недобросовестную конкуренцию как любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить (или причинили) убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации."
Из содержания вышеназванного Закона следует, что недобросовестная конкуренция может иметь место только в отношениях между хозяйствующими субъектами (предпринимателя-ми), и ее конкретные проявления могут быть связаны как с объектами интеллектуальной собственности непосредственно (например, "прода-жа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг), так и косвенным образом затрагивать права на те или иные результаты интеллектуальной деятельности "введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товаров", "некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов" и др.) (ст.10).
Защита против действий, представляющих собой недобросовестную конкуренцию, может осуществляться двумя способами: 1) посредством обращения в Государственный антимонопольный комитет РФ или его территориальное управление с ходатайством о запрете (пре-сечении) актов недобросовестной конкуренции и применении соответствующих штрафных санкций в отношении нарушителя; 2) обращением в арбитражный суд с иском о запрете актов недобросовестной конкуренции и взыскании убытков с нарушителя.
Нетрудно также заметить, что в определении недобросовестной конкуренции важную роль играют такие оценочные понятия, как "добропорядочность, разумность, справедливость", что предполагает элемент субъективного усмотрения при квалификации каких-либо действий конкретного хозяйствующего субъекта как добросовестных или недобросовестных. В силу этого несомненный интерес представляет изучение судебной практики, которая, впрочем, на данный момент не слишком обширна. Очевидно, такая ситуация объясняется несколькими причинами. Из опыта других государств известно, что особую остроту борьба с недобросовестной конкуренцией приобретает в условиях развитой рыночной экономики. Это и понятно: недобросовестная конкуренция может иметь место лишь там, где есть конкуренция вообще, т.е. состязание равноправных, экономически самостоятельных и независимых субъектов. Следовательно, эта проблема в определенной степени для нас - проблема "на будущее время". Но, тем не менее, даже в сегодняшних условиях российского рынка, несформировавшегося, характеризующегося хаотичностью и экономической "анархией", проблема честной конкуренции существует. Более того, возможно, что это тот самый случай, когда учиться на чужих ошибках не только можно, но и должно. В силу этого использование опыта развитых стран в сфере борьбы с недобросовестной конкуренцией необходимо уже сейчас. Разумеется, вряд ли стоит рассчитывать на то, что, принимая законы о борьбе с недобросовестной конкуренцией "на перспективу" - пусть даже очень хорошие, мы сможем полностью избежать этого негативного явления, присущего любой рыночной экономике. Мировой опыт показывает, что повышение уровня экономического развития неизбежно ведет к обострению конкурентной борьбы и, как следствие, к появлению все более "изощренных" форм недобросовестной конкуренции. Этот же опыт свидетельствует об огромной значимости морально-психологического аспекта рассматриваемой проблемы.
"Современный
рынок основывается на
Приведенная цитата удачно выражает "дух" рыночной экономики в ее высшем проявлении и еще раз подтверждает общность проблем защиты интеллектуальной собственности и борьбы с недобросовестной конкуренцией: и та, и другая могут быть эффективно разрешены лишь при условии формирования в обществе соответствующего психологического климата, при котором правовые предписания соблюдаются вследствие достаточно сильных внутренних нравственных мотиваций.
Монополия – (от греч. “моно” — один, единственный и “роlео” — продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополии
– крупные хозяйственные
Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.
Таким образом, монополии на современном этапе — это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.
Но с другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.
Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.
Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.
Таким
образом, монополия обуславливает
застой и загнивание хозяйственного
механизма, тормозит конкуренцию, является
угрозой для нормального рынка.
Проанализировав позитивные и негативные
факторы и последствия
Непосредственная
связь между монополиями и
недобросовестной конкуренцией заключается
в том, что с одной стороны
использование методов
Информация о работе Недобросовестная конкуренция и как с ней бороться