Недобросовестная конкуренция и как с ней бороться

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:10, курсовая работа

Описание

Борьба с недобросовестной конкуренцией велась всегда с момента зарождения ремесла и торговли, но особенно остро необходимость в противодействии ей появилась в связи научно-технической революцией, повлекшей за собой усиление специализации труда каждого человека, ускорение и удешевление транспортировки любых грузов, и как следствие развитие рыночных отношений в глобальных масштабах, рождение крупных предприятий, которые в борьбе друг с другом за рынки сбыта зачастую прибегают к методам недобросовестной конкуренции. Всё это выявило необходимость борьбы с недобросовестной конкуренцией не только предприятиями подвергающимся ей, но и государством, в целях обеспечения общего экономического благосостояния общества.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Основные виды недобросовестной конкуренции. 4
1.1 Конкуренция как центральное звено рыночного механизма. 4
1.2 Понятие и основные виды недобросовестной конкуренции. 8
1.3 Монополия и недобросовестная конкуренция. 17
Глава 2. Борьба с недобросовестной конкуренцией. 19
2.1 Методы противодействия недобросовестной конкуренции предприятиями. 19
2.2 Государственные законы и органы исполнительной власти РФ направленные на борьбу с недобросовестной конкуренцией. 22
Заключение. 30
Список использованных источников. 31

Работа состоит из  1 файл

Мой курсовой.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)
fy">    Развитие  компьютеров и компьютерных сетей  с развитием компьютерного пиратства  и воровства вынудило правительства  многих стран применять различные  меры; например, в США организована специальная группа, отвечающая за безопасность и неприкосновенность компьютерных сетей и компьютерных баз данных, т.к. любой человек, имеющий компьютер, доступ в сеть и определенный интеллект может получать доступ в такие компьютерные банки данных, которые содержат строго конфиденциальную и секретную информацию, которая не предназначена для рядового пользователя. В качестве примера можно привести случай, произошедший в США, когда один пользователь смог подключиться к сети компьютеров министерства обороны США, в результате его злого умысла была полностью уничтожена важная информация одного из пентагоновских компьютеров.

  • Угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли – наиболее яркий пример данного метода приведён в IT-индустрии: компания Intel подала иск на фирму VIA, обвиняя её в нарушении патента путём создания чипсета, предназначенного для нового поколения процессоров Pentium. Иск Intel был отклонён, однако это заставило VIA выпустить данный чипсет позже назначенного срока, благодаря чему Intel успела выйти на рынок со своими материнскими платами на собственных чипсетах раньше, чем это сумела сделать VIA.
  • Демпинг – применяется крупными компаниями для захвата новых рынков путём продажи своих товаров ниже себестоимости. В рамках внутреннего рынка государства использование демпинга приводит к разорению мелких фирм и предпринимателей, что способствует установлению монополии. Однако существует и международный демпинг, то есть захват внешних рынков. В этом случае нередко финансирование демпинга может вестись за счёт государства путём субсидирования экспортных поставок из средств государственного бюджета.

    Помимо  основного типа демпинга выделяются ещё и следующие виды демпинга:

    Валютный  демпинг - экспорт товаров по ценам ниже рыночных за счет снижения обменного курса валюты страны-экспортера. Экспортеры, приобретая товары по низким внутренним ценам, реализуют их по демпинговым ценам на внешнем рынке за твердую валюту, которая затем обменивается на национальную валюту, что ведет к получению курсовой прибыли.

    Грабительский демпинг - преднамеренный вывоз товара за границу по ценам более низким, чем цены внутреннего рынка, с  намерением подорвать положение  зарубежных поставщиков на их собственном  рынке. Целью такой акции является устранение конкуренции на внешнем рынке и образование монополии.

    Социальный  демпинг - демпинг, вызываемый предложением импортных товаров по низкой цене, при расчете которой учитывается  низкий уровень заработной платы.

    Спорадический демпинг - ситуация, при которой реализация товара за рубежом приводит к его непредвиденному избытку на рынке.

    Товарный  демпинг - экспорт товаров по ценам  ниже цен внутреннего рынка.

    Устойчивый  демпинг - перманентные длительные усилия по проведению демпинговой политики с целью завоевания конкурентоспособной позиции на внешнем рынке, являющемся более гибким в отношении цен по сравнению с внутренним рынком продавца.

  • Намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента – применяется для выпуска некачественных подделок под продукцию конкурента. Для фирм, чью  продукцию  копируют,  подделки  имеют  катастрофические последствия: резко сужается рынок сбыта, прибыль резко  снижается,  уходя  к производителям подделок, подделки подрывают авторитет фирмы,  т.к.  подделки кроме своей дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому  подделки  быстро выходят из строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья  марка была подделана.
  • Поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами – при данном способе предприятие подвергающееся такому методу может потерять значительную часть своих клиентов, контракты будут уходить к конкурентам.

    В российском законодательстве указанной  проблеме посвящен Закон РФ "О  конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. в ред. от 25 мая 1995 г., который определяет недобросовестную конкуренцию как любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить (или причинили) убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации."

    Из  содержания вышеназванного Закона следует, что недобросовестная конкуренция  может иметь место только в  отношениях между хозяйствующими субъектами (предпринимателя-ми), и ее конкретные проявления могут быть связаны как с объектами интеллектуальной собственности непосредственно (например, "прода-жа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг), так и косвенным образом затрагивать права на те или иные результаты интеллектуальной деятельности "введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товаров", "некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов" и др.) (ст.10).

    Защита  против действий, представляющих собой  недобросовестную конкуренцию, может осуществляться двумя способами: 1) посредством обращения в Государственный антимонопольный комитет РФ или его территориальное управление с ходатайством о запрете (пре-сечении) актов недобросовестной конкуренции и применении соответствующих штрафных санкций в отношении нарушителя; 2) обращением в арбитражный суд с иском о запрете актов недобросовестной конкуренции и взыскании убытков с нарушителя.

    Нетрудно  также заметить, что в определении  недобросовестной конкуренции важную роль играют такие оценочные понятия, как "добропорядочность, разумность, справедливость", что предполагает элемент субъективного усмотрения при квалификации каких-либо действий конкретного хозяйствующего субъекта как добросовестных или недобросовестных. В силу этого несомненный интерес представляет изучение судебной практики, которая, впрочем, на данный момент не слишком обширна. Очевидно, такая ситуация объясняется несколькими причинами. Из опыта других государств известно, что особую остроту борьба с недобросовестной конкуренцией приобретает в условиях развитой рыночной экономики. Это и понятно: недобросовестная конкуренция может иметь место лишь там, где есть конкуренция вообще, т.е. состязание равноправных, экономически самостоятельных и независимых субъектов. Следовательно, эта проблема в определенной степени для нас - проблема "на будущее время". Но, тем не менее, даже в сегодняшних условиях российского рынка, несформировавшегося, характеризующегося хаотичностью и экономической "анархией", проблема честной конкуренции существует. Более того, возможно, что это тот самый случай, когда учиться на чужих ошибках не только можно, но и должно. В силу этого использование опыта развитых стран в сфере борьбы с недобросовестной конкуренцией необходимо уже сейчас. Разумеется, вряд ли стоит рассчитывать на то, что, принимая законы о борьбе с недобросовестной конкуренцией "на перспективу" - пусть даже очень хорошие, мы сможем полностью избежать этого негативного явления, присущего любой рыночной экономике. Мировой опыт показывает, что повышение уровня экономического развития неизбежно ведет к обострению конкурентной борьбы и, как следствие, к появлению все более "изощренных" форм недобросовестной конкуренции. Этот же опыт свидетельствует об огромной значимости морально-психологического аспекта рассматриваемой проблемы.

    "Современный  рынок основывается на последовательном  признании и устойчивом уважении  к чужой собственности, выгоде  конкурента, партнера, кредитора, налогоплательщика.  Ни один из субъектов рынка  (включая государство) не имеет в экономическом смысле никаких привилегий, кроме поощрения более сильных устремлений встать на высшую ступень конкурентности, использовать для этого свои знания, умения, опыт, любознательность, трудолюбие, организованность, информационную и иную мобильность."

    Приведенная цитата удачно выражает "дух" рыночной экономики в ее высшем проявлении и еще раз подтверждает общность проблем защиты интеллектуальной собственности  и борьбы с недобросовестной конкуренцией: и та, и другая могут быть эффективно разрешены лишь при условии формирования в обществе соответствующего психологического климата, при котором правовые предписания соблюдаются вследствие достаточно сильных внутренних нравственных мотиваций.

 

1.3 Монополия и недобросовестная  конкуренция.

 

    Монополия – (от греч. “моно” — один, единственный и “роlео” — продаю), исключительное право в определенной  области государства, организации, фирмы.

    Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

    Процессы  монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную  жизнь общества. Они обусловили изменение  хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.

    Таким образом, монополии на современном этапе — это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.

    Но  с другой стороны, количество негативных факторов существования монополий  значительно больше и первый из них  — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

    Еще одним негативным фактором наличия  монополий является торможение ими  развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает  экономические предпосылки для  ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

    Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

    Таким образом, монополия обуславливает  застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред производству.

    Непосредственная  связь между монополиями и  недобросовестной конкуренцией заключается  в том, что с одной стороны  использование методов недобросовестной конкуренции может привести к  созданию монополий на каких-либо рынках, с другой стороны методы недобросовестной конкуренции становятся самым лёгким способом устранения нарождающихся конкурентов для монополий. Яркими примерами могут стать: становление монополии фирмы «Стандарт Ойл» Рокфеллера, имевшего даже своих бандитов для давления на конкурентов, и компания «INTEL», одним из примеров деятельности которой является блокирование начала массового производства нового процессора, созданного российскими разработчиками, путём запрета заключения контрактов с ними всем крупным предприятиям, способным начать данное производство, под угрозой разрыва контрактов заключённых между этими предприятиями и «INTEL». После безуспешных попыток внедрить свой процессор, несмотря даже на помощь мэра Москвы Лужкова, выделившего 10 млн. долларов, наши разработчики вынуждены были продать свои работы «INTEL», основные идеи которых потом были воплощены в новых процессорах «Pentium».

Информация о работе Недобросовестная конкуренция и как с ней бороться