Необходимость государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание

Цель работы — подробно рассмотреть основные задачи и функции, которые государство выполняет в экономике, а также определить роль государства в регулировании современной российской экономики, как в целом, так и в отдельных ее сферах.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие государственного регулирования экономики 4
1.1 Основные цели и задачи государства в рыночной экономике 4
1.2 Основные направления и функции государственного регулирования 10
Глава 2. Роль государства в регулировании экономики 16
2.1 Политика доходов государства 16
2.2 Политика государства на рынке труда 20
2.3 Социальная защита 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1 курс.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

В итоге изучения проблемы можно сказать, что для того чтобы улучшить качество жизни общества, государству необходимо обращать больше внимания на выполнение своих функций в экономике, в особенности связанных с антикризисной поддержкой населения.

 

Глава 2. Роль государства в регулировании экономики

2.1 Политика доходов государства

Политика доходов государства  подразумевает политику государства  непосредственно в области доходов  и в области заработной платы. Существуют два взаимосвязанных  подхода к изучению проблемы распределения дохода в обществе:

  • функциональное распределение доходов — оно связано с тем, каким способом денежный доход общества делится на заработную плату, ренту, проценты и прибыль;
  • личное распределение доходов связано со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств.

В любом обществе всегда наблюдается  определенная степень неравенства  доходов, ее можно изобразить графически с помощью кривой Лоренца. Кривую Лоренца можно использовать, чтобы  сравнивать распределение доходов в различные периоды времени, в различных странах или между различными группами населения.

Существуют основные причины, из-за которых формируется неравенство  доходов в обществе4:

  1. различия в способностях;
  2. образование и обучение;
  3. профессиональные вкусы и риск;
  4. владение собственностью;
  5. господство на рынке;
  6. удача, связи, несчастья и дискриминация.

Эти факторы существенно влияют на изначальный доход человека. Но, кроме этих есть еще и некоторые  специфические факторы углубления неравенства. В России, например, очень велика доля таких факторов, как неоправданно низкая цена труда на начальном этапе рыночных реформ, и неотрегулированность правового поля реформ. Эти причины позволяют относительно небольшой группе российских граждан присваивать большие теневые доходы. Правительством предусматривается обеспечить более справедливое распределение доходов на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения доходов и собственности граждан. Также планируется введение эффективного контроля над реальными доходами. Такой контроль может проводиться путем проверки соответствия размеров декларируемых налогоплательщиками доходов фактически произведенным ими расходам. При обнаружении какого-либо несоответствия в этой области будут применяться соответствующие меры.

Но, тем не менее, хотя пагубное влияние  сильного неравенства доходов на экономику очевидно, общество все  же не может без него обойтись. Достаточно трудно подсчитать оптимальную степень  неравенства, и эта проблема становится основным самым важным вопросом в определении стратегии государства, касающейся проблемы неравенства доходов. На этот вопрос нет общепринятого ответа, и можно привести аргументы за и против усиления неравенства. Основной аргумент в пользу равного распределения доходов состоит в том, что равенство доходов необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя или предельной полезности.

Но можно привести и аргумент в пользу неравенства доходов, так  как только если будет наблюдаться  неравенство, то будут и стимулы  для производства продукции и получения дохода предпринимателями. Таким образом, окончательного решения о том, какое влияние должно оказывать государство на распределение доходов в обществе, вынести нельзя, можно лишь сказать, что нельзя также вдаваться ни в одну из крайностей, так как плохо влияет на экономику как абсолютное равенство в доходах, так и сильно выраженное неравенство.

Но распределение доходов в  обществе неразрывно связано и с  расходами населения. Есть 3 типа расходов населения:

  • уплата налогов государству;
  • расходы на личное потребление;
  • сбережения.

Часть доходов населения поступает  государству в форме налогов с граждан. Основным налогом является подоходный налог, составляющий 13%.

Расходы на личное потребление. Благодаря этим расходам большая часть общего дохода перемещается от граждан обратно в производственный сектор экономики. Масштабы и структура общего объема производства страны во многом зависят от размера и структуры потребительских расходов. Потребительские расходы можно классифицировать несколькими способами, одной из таких классификаций является разделение их на потребление товаров и услуг.

Сбережениями является та часть дохода, которая не потребляется, а откладывается впрок. Сбережения бывают в форме средств на банковских счетах, вложений в страховые полисы, облигации, акции и другие финансовые активы. Причины для сбережений весьма разнообразны, но их все можно свести либо к защите доходов, либо к спекуляции. Домашние хозяйства делают сбережения, чтобы обеспечить себя на «черный» день, в случае непредвиденных обстоятельств — болезни, несчастного случая, безработицы, в случае выхода на пенсию, чтобы финансировать обучение детей или просто для полной финансовой обеспеченности своей семьи.

Кроме того, сбережения могут использоваться для биржевых игр и спекуляции. Можно направить часть своего дохода на покупку ценных бумаг, получая доход от повышения их номинальной стоимости. В настоящее время в России сбережения делаются в основном в форме покупки валюты.

Возможность делать сбережения зависит главным образом от размеров дохода человека. Если этот доход очень низкий, то домашнее хозяйство начинает расходовать свои сбережения. Благодаря этому, оно может затрачивать на потребление сумму, превышающую тот доход, который остался после уплаты налогов. Домашнее хозяйство может достичь этого также с помощью кредитов и займов, за счет сбережений, которые будут накоплены потом, когда доход станет выше. При этом и сбережения и доходы напрямую зависят от размеров дохода.

Помимо политики распределения  доходов, к политике доходов государства  относят и политику заработной платы. Регулирование заработной платы является важнейшим социально-экономическим фактором и в индустриальном и в постиндустриальном обществе, оно основывается на трех принципах5:

  1. достойной оплате труда, что позволяет удовлетворить потребности работника и его семьи;
  2. взвешенном определении цены труда с помощью рыночных и государственных методов в интересах социальной стабильности;
  3. социальной сплоченности — главном условии повышения ответственности государства, работодателей и работников за реализацию прав человека в социально-трудовой сфере, уменьшения неравенства в доступе к материальным и интеллектуальным благам, сведения к минимуму поляризации общества.

Существуют различные показатели, по которым можно охарактеризовать состояние заработной платы в  экономике6:

    • минимальная и средняя заработная плата, соотнесенная с покупательной способностью (количество приобретаемых наборов потребительской корзины);
    • доля минимальной заработной платы по отношению к средней ее величине;
    • соотношение заработной платы нижней и верхней децильных групп ее получателей (децильный коэффициент дифференциации оплаты труда);
    • доля заработной платы в структуре затрат на рабочую силу и по отношению к ВВП.

В России практически по всем этим показателям состояние заработной платы можно оценить как неудовлетворительное. Например, размер минимальной заработной платы составляет всего 1/4 часть прожиточного минимума, а доля работников с оплатой труда ниже прожиточного минимума — более 30% от общей численности работающих. Такая ситуация является недопустимой, и она свидетельствует о крайне несовершенных методах регулирования. В настоящее время в России происходят сложные социальные процессы, и в условиях очень большой поляризации доходов важно разработать рыночные механизмы по выравниванию и перераспределению доходов, отказавшись от устаревших среднестатистических методов оценки состояния и динамики доходов населения.

Большим препятствием к повышению  благосостояния является и нехватка хорошо оплачиваемых рабочих мест, и если не принять в ближайшее  время важных государственных решений по этому поводу, то это может еще больше обострить социальную ситуацию в стране. Требуется существенный пересмотр государственной и местной политики занятости и регулирования доходов, формирования четких ориентиров для работодателей. Нужна государственная программа регулирования заработной платы, позволяющая мотивировать россиян к творческому и эффективному труду.

2.2 Политика государства на рынке  труда

Рынок труда представляет собой  один из ресурсных рынков, но в отличие  от рынков товаров, услуг или капитала, он занимает особое место в экономике. Трудовые ресурсы являются особыми, так как это не только главная производительная сила, но и потребляющая. Трудовые ресурсы выступают в качестве субъекта и объекта производства. Это не просто рабочая сила, производящая блага, а прежде всего люди с их различными интересами и способностями.

Именно из-за этой особенности трудовых ресурсов государству важно согласовывать  экономические и социальные задачи. Невозможно достичь более эффективного использования труда, роста его производительности, если не учитывать социальные процессы в обществе.

На занятость населения влияют многие факторы в экономике. Наиболее существенное влияние оказывает  общее состояние экономики страны. Показатели ВВП и ВНП, характеризующие развитость экономики, тесно связаны с показателями занятости, безработицы, спроса и предложения рабочей силы. Имеется связь занятости и с финансовыми показателями: в основном с кредитными вложениями и государственным бюджетом. Наблюдается и тесная взаимосвязь занятости с реальной заработной платой, потому что именно от реального дохода зависит решение о занятости или незанятости взрослых членов семьи. Занятость также связана с макроэкономическими показателями, в особенности с инфляцией. Внешнеэкономические факторы также оказывают влияние на занятость, она реагирует, прежде всего, на иностранные инвестиции.

Из этого следует, что разработку государственной политики занятости  следует рассматривать как сложный, многоуровневый процесс, при котором  необходимо учитывать многие макроэкономические показатели. В развитых странах с рыночной экономикой государство не оставляет рынок труда без поддержки. Всегда наряду с рыночным механизмом действует и государственный, так как опыт показывает, что рыночный механизм не способен самостоятельно решить проблемы рынка труда.

В экономике выделяют различные  модели регулирования занятости  и безработицы, среди них наиболее известны две — основанные на классическом (неоклассическом) и кейнсианском (неокейнсианском) подходах7. Они различаются оценкой возможностей и пределов государственного и рыночного регулирования национального хозяйства.

Согласно классической теории происходит политика государственного невмешательства, которая возможна благодаря механизму самокоррекции экономики, обеспечивающему эффективное распределение и использование ресурсов труда. Регулятором занятости при этом выступает собственно процесс производства товаров, обеспечивающий доход, необходимый и достаточный для покупки всей продукции на рынке. Поскольку предложение создает спрос, общее перепроизводство невозможно: обмен продукта на продукт автоматически ведет к равновесию между куплей и продажей не только товаров, но и факторов производства.

Применительно к российским условиям наибольший интерес представляет кейнсианский принцип эффективного спроса как основы увеличения масштабов занятости. Его недостаток ведет к недозагрузке производственных мощностей, сворачиванию производства, сокращению занятости, росту вынужденной безработицы.

Для обеспечения поступательного развития и достаточно высокого уровня занятости необходима государственная поддержка спроса посредством стимулирования личного потребления и объема инвестиций, государство должно поощрять осуществление капиталовложений. Госрасходы в данном случае целесообразно направлять на субсидирование новых рабочих мест, организацию общественных работ. Таким образом, согласно кейнсианской теории, на фоне снижения налогового бремени и создания благоприятных условий для расширения производства политика государства стимулирует приток в экономику частных капиталовложений.

В современной экономике можно  выделить основные направления регулирования  занятости и рынка труда8:

  • регулирование системы рабочих мест;
  • регулирование спроса на рабочие места;
  • государственная политика в области образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Регулирование системы  рабочих мест является главной мерой по формированию спроса на рабочую силу в государственной политике занятости всех стран. Система рабочих мест развивается на основе государственного и частного инвестирования. Уменьшение инвестиционной активности ведет к безработице, а активизация инвестиционной политики создание хорошего инвестиционного климата влияют не только на количество рабочих мест, но и на их структуру.

Информация о работе Необходимость государственного регулирования экономики