Необходимость государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание

Цель работы — подробно рассмотреть основные задачи и функции, которые государство выполняет в экономике, а также определить роль государства в регулировании современной российской экономики, как в целом, так и в отдельных ее сферах.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие государственного регулирования экономики 4
1.1 Основные цели и задачи государства в рыночной экономике 4
1.2 Основные направления и функции государственного регулирования 10
Глава 2. Роль государства в регулировании экономики 16
2.1 Политика доходов государства 16
2.2 Политика государства на рынке труда 20
2.3 Социальная защита 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1 курс.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

Нынешние серьезные проблемы России в этой области связаны в первую очередь с общим свертыванием инвестиционного процесса и снижением  производства. С переходом к рыночной экономике создание новых рабочих  мест существенно снизилось. Структурная  перестройка экономики, ее социальная переориентация приведет к увеличению спроса на рабочую силу в сфере услуг, будет способствовать созданию в ней новых рабочих мест.

Регулирование спроса населения  на рабочие места — другое важное направление государственной политики занятости. На снижение спроса на рабочие места наибольшее воздействие будет оказывать развитие самозанятости, рост потребности населения в домашнем воспитании детей, увеличение численности добровольно незанятых из-за повышения уровня жизни и разнообразию источников доходов.

Новые достижения научно-технического прогресса делают возможной организацию  рабочего места практически везде. Комбинация компьютерной и информационной техники с развивающимися телекоммуникациями способна радикально изменить характер труда и взаимосвязи работников. В результате этого сложился обширный сектор труда надомного и мобильного, не привязанного к постоянному месту. Расширились традиционные, неквалифицированные виды производства в швейном, обувном, текстильном и других производствах. С одной стороны, надомный труд повышает производительность труда человека, но с другой стороны, он порождает проблему социальной изоляции работников. Но все же основную часть рабочей силы по-прежнему составляют наемные работники — в среднем 90% всей рабочей силы (в наиболее развитых странах).

Государство регулирует спрос на рабочие  места, создавая условия для домашнего  воспитания детей, стимулируя самозанятость, развитие малого бизнеса. Увеличение самостоятельной  занятости, необходимость наращивать образовательный потенциал и обучение трудоспособного населения с отрывом от производства, добровольная незанятость и другие факторы будут сокращать размер спроса на рабочие места.

Государственная политика в области образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров. В политику государства на рынке труда включаются и инвестиции в человеческий потенциал — в образование. Во всем мире вложения в человеческий потенциал считаются самыми выгодными. Существуют государственные программы подготовки и переподготовки кадров. Большой интерес предпринимателей к такой на первый взгляд неприбыльной сфере не случаен, потому что именно стратегия образования определяет перспективы социально-экономического развития.

При переходе к рыночным отношениям должна адаптироваться система образования и профессионального обучения, и, несмотря на рыночные регуляторы этой сферы, роль государства остается решающей. Поэтому в России стоит задача не просто вернуть приоритетность образованию, но и наращивать образовательный потенциал, совершенствовать его структуру, а главное — создавать в обществе обстановку престижа образования и его востребованности. Реформа образования необходима, так как подготовка кадров в вузах, ПТУ не отвечает потребностям экономики в квалифицированных кадрах.

Таким образом, проводя политику по этим направлениям, государство может  существенно реформировать рынок  труда. Это необходимо, так как  на рынке труда нужно поддерживать баланс экономических и социальных приоритетов. Главное национальное богатство страны — это человеческий капитал и его интеллектуальный потенциал, так как именно они позволяют обеспечить экономический рост и повышение благосостояния народа.

Если на рынке труда наблюдаются  негативные явления, то это очень  тяжело для трудящихся. Высокий уровень безработицы не только отражает неблагополучие на рынке труда, но и демонстрирует неэффективность экономики в целом. Рост безработицы вызывает политическое и социальное напряжение. В нашей стране безработица весьма существенна, поэтому социальное напряжение многократно усиливается. Безработица охватывает многие районы, и существует резкая дифференциация территориальных показателей занятости. Также важно и то, что у большинства россиян низкий уровень жизни и нет накоплений, которые помогли бы пережить тяжелые времена. Западные трудящиеся, используя в период безработицы государственный механизм социальных гарантий, намного лучше защищены от неблагоприятных явлений. Российскому государству необходимо стремиться к тому же, и именно поэтому нужно реформировать рынок труда.

2.3 Социальная защита

Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера и ее развитие. От состояния данной сферы во многом зависят процессы воспроизводства  трудовых ресурсов, их количество и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурная и духовная жизнь общества.

К базовым составляющим социальной сферы относятся: здравоохранение, образование, культура, системы социального  обеспечения и социальной защиты населения, жилищно-коммунальное хозяйство. Основной объем социальных услуг производится в общественном секторе государства. Каждый гражданин нуждается в социальной поддержке государства, особенно в начале и конце жизни. Преимущественно именно в детстве и юности, а также в старости он получает от государства максимальное количество благ. Компенсация социальных благ осуществляется в основном в серединном отрезке жизни посредством взимания налогов и социальных взносов. Это вполне разумно, так как в этот период человек имеет наивысшую способность к труду.

На современном этапе общественного  развития именно человек и его  научно-образовательный потенциал  становятся решающим фактором социального  и экономического прогресса. Качество жизни человека как обобщающая социально-экономическая категория включает не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и уровень удовлетворения духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат, душевный комфорт.

Критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития служит индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Оценка качества жизни с использованием ИРЧП строится на основных направлениях человеческого развития: образованность, долголетие, и собственно уровень жизни.

К странам с высоким уровнем  человеческого развития относятся  те, в которых ИРЧП более 0,8; со средним  — от 0,5 до 0,8; с низким — менее 0,5. В отчете ООН за 2005 г. Россия занимает 62-е место (ИРЧП составляет 0,795) из 177.9 Она находится на пятой позиции (после Малайзии) в группе стран со средним уровнем развития человеческого потенциала. На рейтинг России по ИРЧП повлияло сочетание одного из самых высоких показателей в мире по уровню образования взрослого населения (99,4%) и низкого уровня продолжительности жизни (65,3 лет). Сравнение отдельных компонентов, входящих в состав ИРЧП, дает возможность при прочих равных условиях выявить приоритетность соответствующих направлений в программах социального развития.

Рассмотрим состояние основных параметров, характеризующих качество жизни в России:

Образованность — это способность к получению и накоплению знаний, общению, обмену информацией. Необходимо отметить такую российскую специфику, как региональный разброс индекса образования. Если в районных центрах и мегаполисах 23-25% населения имеют высшее образование, то в поселках городского типа и сельских поселениях — 13-14%.

Интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют присущую им ранее  исключительность. Вместе с тем на завершающих этапах обучения необходима более точная адаптация системы профессионального образования к потребностям рынка труда.

Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Разрыв средней продолжительности жизни в нашей стране и в развитых странах мира составляет: с США — 9 лет, Великобританией и Германией — 10, Японией — 13 лет.

Характерной особенностью демографического развития является вступление страны в период усиления абсолютного сокращения численности населения трудоспособного возраста: в 2006 г. на 200 тыс. человек, 2008 г. — более 600 тыс. человек. Численность экономически активного населения (в возрасте 15-72 лет) составила 74,6 млн. человек (около 51% общей численности населения страны).10 Сокращение трудоспособного населения, происходящее на фоне старения населения и увеличения демографической нагрузки на трудоспособных, приводит к дефициту трудовых ресурсов и усилению миграционных процессов.

Как положительное явление следует  отметить прогнозируемое увеличение рождаемости. Но все же естественная убыль населения  остается главной причиной сокращения населения. Это свидетельствует  о неудовлетворительной социальной обстановке и о необходимости активизации деятельности в сфере здравоохранения.

Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования. Для оценки уровня жизни используется показатель — валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. По России этот показатель составляет 10-20% уровня развитых стран.

В будущем в России возможно увеличение доходов населения, что позволит снизить уровень бедности и обеспечить рост потребительского спроса. Однако распределение доходов в стране крайне неравномерно. В России сложилась ситуация, когда подавляющее большинство доходов имеет рентное происхождение — 75%, 20% — приходится на долю прибыли, лишь 5% на долю труда, что заранее предопределяет возрастающую степень неравенства.

В целях стабилизации социальной сферы и улучшения положения в ней государство предпринимает специальные меры. Но при этом важно следить за распределением доли содержания социальной сферы между рынком и государством, так как если социальную сферу будет контролировать рынок, то невозможно будет достижение устойчивости экономической системы, потому что ценовой механизм не в состоянии справиться с провалами рынка. С другой стороны — если государство возьмет социальную сферу полностью на себя, то может возникнуть проблема социального иждивенчества.

Условия функционирования отечественной  экономики и российский менталитет имеют свои особенности. В процессе перехода к рыночной экономике российское общество оставило в СССР многие «плюсы», такие как высокая нравственность, а некоторые «минусы» достались в наследство. К ним можно отнести жизненную позицию, выраженную в том, что государство обязано обеспечить достойный уровень жизни, заработной платы и т.д. Однако этот процесс не всегда отождествляется в сознании людей с результатами труда, вкладом в общественное производство. Постепенно этот устаревший подход вытесняется, и государственная социальная политика должна поддерживать эти тенденции, обеспечивая формирование жизненной позиции, основанной на том, что каждый отвечает сам за свой выбор.

Поэтому государство должно руководствоваться  следующим принципом: поощрять конкурентные отношения там, где это целесообразно, и сохранять государственный  контроль там, где это необходимо. Таким образом, перераспределяется материальная ответственность между всеми участниками общественного производства: работодателями, работниками и государством.

К основным составляющим социальной сферы относятся: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения.

Реформирование сферы образования должно учитывать интересы всех экономических агентов. Однако объем и уровень востребуемого образования, а значит и ответственность, различны.

В области дошкольного и общего среднего образования ответственность на себя должно брать государство. Каждый гражданин имеет конституционное право на минимальный уровень образования. Если переложить финансовую нагрузку на домохозяйства, то это право может быть нарушено из-за ряда причин:

  • экономических — только 25-30% семей потенциально могут принимать участие в финансировании образования своих детей, из-за низких доходов основной части семей;
  • негативных социальных процессов — низкий уровень жизни большинства населения обусловил распространение алкоголизма, наркомании, асоциального поведения. В неблагоприятных семьях право ребенка может быть нарушено в связи с безответственностью родителей;
  • возраста хозяйствующего субъекта — право на получение минимально гарантированного образования должно быть обеспечено путем ограничения свободы ребенка принимать решение о своем образовании. Возраст, в котором ребенок начинает обучение, не позволяет ему адекватно оценить окружающую действительность и принять осознанное решение.

В области высшего образования ответственность должна быть распределена между всеми экономическими агентами, так как реализуются интересы как государства, так работников и работодателей. Средства предприятий направляются на оплату тех образовательных программ, в которых заинтересованы сами предприятия (в основном короткие программы дополнительного профессионального образования).

В настоящее время в силу ограниченности платежеспособного спроса необходимо обеспечить рост бюджетного финансирования высшего образования с постепенным  увеличением доли семейных бюджетов и средств предприятий. Если бывший ученик решает получить высшее образование, то он, как правило, уже в состоянии определить для себя альтернативную стоимость обучения. Поэтому в перспективе целесообразно сокращать бюджетное финансирование подготовки специалистов с высшим образованием.

Однако государство должно обеспечивать общедоступность этого уровня образования  путем реализации программ социальной поддержки студентов из низкодоходных  семей, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одаренных детей; развития системы долгосрочного государственного кредитования лиц, желающих, но не имеющих финансовых возможностей оплатить свое образование.

Информация о работе Необходимость государственного регулирования экономики