Неравенства доходов социальных слоев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития экономики России, тема уровня жизни населения и доходов, как главного показателя уровня жизни, очень актуальна.
Тема курсовой работы актуальна потому, что доходы населения являются важнейшим индикатором благосостояния и социального расслоения общества.
Неравенство доходов характерно для всех стран, независимо от уровня благосостояния в целом, поэтому измерение доходов - проблема общая. Дифференциация доходов населения, один из важнейших социально-экономических показателей, характеризующий степень неравномерности распределения материальных и духовных благ между членами общества. Доход главный источник благ в современном обществе. Использование доходов происходит по двум направлениям: потребление и накопление.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1 Теоретические основы неравенства доходов 5
1.1 Роль дохода населения в экономическом развитии страны 5
1.2 Факторы влияния на величину доходов населения 8
1.3 Дифференциация доходов 11
2 Неравенство доходов в России 15
2.1 Политика государства в области доходов 15
2.2 Последствия неравенства доходов 18
2.3 Сокращение неравенства 20
3 Методы борьбы с неравенством доходов 25
Заключение 28
Список используемых источников……………….…………………………….30

Работа состоит из  1 файл

Неравенства в оплате труда социальных слоёв.docx

— 55.23 Кб (Скачать документ)
align="justify">     Изучение  социальной дифференциации населения  является одной из главных задач, тем более что становление  рыночных отношений в экономике  объективно углубляет социальное расслоение общества. В части доходов дифференциация населения представляет собой объективно обусловленное соотношение в  доходах различных социально-демографических  групп населения. Она есть результат  комплексного взаимодействия экономических, демографических, социальных и географических факторов. Учитывая важное место в  совокупных доходах населения денежной оплаты труда, их дифференциация близка к дифференциации заработной платы  и во многом зависит от нее. Дифференциация доходов фактически вызывает различия в потреблении населением товаров  и услуг, т.е. в его уровне жизни. Дифференциация доходов, как правило, рассматривается по размеру среднедушевого совокупного дохода населения в  целом, отдельных регионов и групп  домохозяйств (проживающих в городской  местности, в сельской местности, из них хозяйств пенсионеров, имеющих  детей до 16 лет т.д.). К показателям  дифференциации денежных доходов относятся: децильный коэффициент дифференциации; коэффициент фондов; кривая Лоренца  и коэффициент Джини; коэффициент  контрастов, при их расчете используются данные о доходах крайних (бедных и богатых) групп населения (децильный  коэффициент, коэффициент фондов, коэффициент контрастов) или полностью распределение населения по доходам (кривая и коэффициент Лоренца и коэффициент Джини). Для расчета децильного коэффициента дифференциации необходимо вычислить крайние (первый и девятый) децили. Под децилем понимается варианта, которая делит ранжированную по доходам совокупность на десять равных по объему групп.

     Дифференциация  денежных доходов работников складывается преимущественно под влиянием двух факторов: дифференциации заработной платы и дифференциации различий в семейном положении работников. Однако дифференциацию заработной платы  и дифференциацию доходов нельзя оценивать с одних и тех  же позиций. В первом случае мы имеем  такое экономическое неравенство, которое отвечает понятию социальной справедливости в рамках данного  общественного строя и является условием прогресса.

     Причины дифференциации.

     Один  из источников социальной напряженности  в любой стране - разница в уровнях  благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:

     1) величиной имущества всех видов,  находящегося в собственности  отдельных граждан;

     2) величиной текущих доходов граждан.

     Люди  получают доходы в результате того, что либо создают собственный  бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся  в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в  пользование другим людям или  фирмам. А те используют эту собственность  для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность  их неравенства. Причиной тому:

     1) разная ценность принадлежащих  людям факторов производства (капитал  в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход,  чем в форме лопаты);

     2) разная успешность использования  факторов производства (например, работник  в фирме, производящей дефицитный  товар, может получать более  высокий заработок, чем его  коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары  которой продаются с трудом);

     3) разный объем принадлежащих людям  факторов производства (владелец  двух нефтяных скважин получает  при прочих равных условиях  больший доход, чем владелец  одной скважины).

     Существует  ряд показателей оценки дифференциации доходов населения:

     - распределение населения по уровню  среднедушевых доходов - показатель  удельного веса или процента  населения в тех или иных  заданных интервалов среднедушевых  доходов;

     - распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения - показатель о процентах доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из двадцатипроцентных групп населения;

     - децильный коэффициент дифференциации доходов - соотношение денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее в наименее обеспеченного населения.

     Доход на душу населения не отражает неравномерности  его распределения. Для определения  степени неравенства доходов  в мировой практике используется кривая Лоренца.

     Изложенные  обстоятельства обусловливают необходимость  направленного воздействия на дифференциацию доходов. Для этих целей используются различные методы. О росте благосостояния говорят не только повышение размера  денежного дохода, но и изменение  в его уровне, происходящее в различных  группах населения. В этом отношении  ряды распределения работников (населения) по размерам заработной платы (доходов) не только содержат такие важные экономические показатели, как минимальная, средняя и максимальная заработная плата (или душевой доход), но и позволяют определить абсолютную и относительную численность работников, получающих заработную плату (доход) определенного уровня.

     Экономический рост при неубывающей дифференциации доходов может привести лишь к  некоторому улучшению ситуации, но принципиально не решает проблему бедности и повышения благосостояния всего  общества.

     Известно, что экономический рост в значительной степени предопределяется инвестициями. Но на то и на другое оказывает воздействие  неравенство в распределении  доходов. Оптимальное распределение  доходов может существенно повысить как темпы роста, так и объемы инвестиций. Само по себе избыточное неравенство  доходов является системной характеристикой  экономических и социальных дисфункций. 

 

     2 Неравенство доходов в России

     2.1 Политика государства  в области доходов

     В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно  допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает  пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время  для высоких доходов устанавливаются  прогрессивно более высокие ставки налогов.

     Важную  роль в политике доходов играет финансирование социальных программ. Система поддержания  уровня доходов граждан, как правило, состоит из двух видов программ. К первому виду относятся программы  социального страхования, которые  частично возмещают потери заработков, связанные с уходом на пенсию и  временной безработицей. Эти программы  финансируются за счет налогов на заработную плату, резервируемых для  этих целей, и соответствующие пособия  считаются заработанным правом, а  не государственной благотворительностью.

     Ко  второму виду относятся программы  государственной помощи, в соответствии с которыми предоставляют пособия  тем, кто не может заработать сам, будучи нетрудоспособным или имеющим  детей на своем иждивении. Эти  программы финансируются из общих  налоговых поступлений. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется путем распределения  национального дохода. Материальными  носителями финансовых распределительных  отношений являются финансовые ресурсы, представляющие собой денежные средства, накапливаемые государством и экономическими (хозяйствующими) субъектами.

     Государственная политика доходов заключается в  перераспределении их через госбюджет  путем дифференцированного налогообложения  различных групп получателей  дохода и социальных выплат. При  этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

     Социальные  трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в  хозяйственной деятельности в настоящее  время или в прошлом. Государство, организуя через бюджет перераспределение  доходов, решает проблему повышения  доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального  воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности  и т.д. Степень воздействия государства  на процесс перераспределения доходов  можно измерить объемом и динамикой  расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также  размером налогообложения доходов. Возможности государства в перераспределении  доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений  ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и  инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному  росту налогов, способному подорвать  рыночные стимулы.

     Механизм  социальных трансфертов включает изъятие  в форме налогов части доходов  у средне- и высокодоходных слоев  населения и выплату пособий  наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых  рынком, например, гарантированием  цен фермерам и введением минимальных  ставок заработной платы.

     Главный аргумент в пользу равного распределения  доходов заключается в том, что  оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или  предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит  в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в  виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство рискует войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х - первой половине 80-х гг.).

     Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).

     Государство непосредственно вмешивается в  первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает  верхний предел увеличения номинальной  заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение  оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности  национальной продукции, поощрения  инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с  учетом общих потребностей экономического и социального развития. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы  в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

     2.2 Последствия неравенства  доходов

     Изменения в доходах населения и расслоение общества приводят к самым негативным последствиям. Создаются слои людей, находящихся за чертой бедности, что  недопустимо в развитом обществе. Происходит моральное расслоение общества на «своих» и «чужих», теряется общность целей, интересов, чувство здорового  патриотизма. В результате деления  общества, населения регионов и отдельных  граждан на богатых и бедных возникают  межрегиональные и, даже, межнациональные  противоречия, что приводит к разрушению единства России. Происходит отток  квалифицированных работников в  сферы, не требующие соответствующих  знаний, за границу. В результате ухудшается образовательный, профессиональный потенциал  общества, наукоёмкие отрасли деградируют. В результате низкого уровня жизни  снижается трудовая активность населения, ухудшается здоровье, снижается рождаемость, что приводит к демографическим  кризисам.

     Неравенство доходов и богатства может  достигать огромных масштабов и  тогда оно создает угрозу для  политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически  все развитые страны мира постоянно  реализуют меры по сокращению такого неравенства. Но сначала попробуем  разобраться в том, почему нежелательно и абсолютное равенство в доходах. Дело в том, что такая организация  экономической жизни убивает  у людей стимулы к производительному  труду. Ведь все мы рождаемся разными  и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на такие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов. Впрочем, люди с одинаковым типом способностей выполняют одни и те же обязанности тоже по-разному, с разной производительностью труда и качеством продукции. Как оплачивать эти различные результаты труда? Что важнее - факт труда или его результат? Если оплачивать одинаково - «по факту труда», то обидятся люди, работающие с большей производительностью и наделенные полезными обществу талантами. Многие из них перестанут работать в полную силу (зачем напрягаться, если всем платят одинаково?). А значит, результативность их труда опустится до уровня наименее одаренных и трудолюбивых членов общества. Итогом этого станет уменьшение возможностей экономического прогресса страны и замедление темпов роста благосостояния всех ее граждан. Именно такие последствия «уравниловки» в оплате труда оказали крайне губительное влияние на экономику СССР и стали одной из главных причин постепенного прекращения ее роста. Поэтому оплачивать деятельность людей приходится по-разному. И поскольку врожденные способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов. В силу этого определенное неравенство доходов; следует признать нормальным. Более того - это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей.

Информация о работе Неравенства доходов социальных слоев