Неравенства доходов социальных слоев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития экономики России, тема уровня жизни населения и доходов, как главного показателя уровня жизни, очень актуальна.
Тема курсовой работы актуальна потому, что доходы населения являются важнейшим индикатором благосостояния и социального расслоения общества.
Неравенство доходов характерно для всех стран, независимо от уровня благосостояния в целом, поэтому измерение доходов - проблема общая. Дифференциация доходов населения, один из важнейших социально-экономических показателей, характеризующий степень неравномерности распределения материальных и духовных благ между членами общества. Доход главный источник благ в современном обществе. Использование доходов происходит по двум направлениям: потребление и накопление.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1 Теоретические основы неравенства доходов 5
1.1 Роль дохода населения в экономическом развитии страны 5
1.2 Факторы влияния на величину доходов населения 8
1.3 Дифференциация доходов 11
2 Неравенство доходов в России 15
2.1 Политика государства в области доходов 15
2.2 Последствия неравенства доходов 18
2.3 Сокращение неравенства 20
3 Методы борьбы с неравенством доходов 25
Заключение 28
Список используемых источников……………….…………………………….30

Работа состоит из  1 файл

Неравенства в оплате труда социальных слоёв.docx

— 55.23 Кб (Скачать документ)

     Размеры доходов и их различия обусловлены  воздействием следующих факторов:

     1) социально-политических;

     2) социально-демографических (пол,  возраст, выносливость, наличие таланта  и способностей и т.д.);

     3) социально-профессиональных (профессия,  специальность, образование, квалификация, опыт и т.п.);

     4) социально-статусных (занятый или  незанятый общественно полезной  деятельностью; ребенок, учащийся, наемный работник, владелец собственности,  предприниматель, фермер, свободный  художник, пенсионер, инвалид и  т.д.);

     5) социально-экономических (род занятий  или деятельности, вид производства, условия труда и т.д.);

     6) социально-географических (природно-климатические  особенности места жительства, плотность  и характер расселения, национальные  особенности).

     2.3 Сокращение неравенства

     Проблема  неравенства действительно сегодня  остро встала в России, но, к сожалению, она недооценена властью и  зачастую выпадает из поля зрения политиков. Неравенство доходов и богатства  может достигать огромных масштабов  и тогда оно создает угрозу для политической и экономической  стабильности в стране. Поэтому практически  все развитые страны мира постоянно  реализуют меры по сокращению такого неравенства

     Государственные программы стабилизации доходов  имеют место в различных странах. Но порядок их формирования различен. Одна часть средств таких программ формируется через государственный  бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за счет прибыли на самих предприятиях и фондах, (В бывших странах «государственного  социализма» около 70% средств таких  программ формировалось за счет государственного бюджета и только 25-30% средств - за счет прибылей предприятий). Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются  потребности в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и  нетрудоспособных, обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения здоровья. Степень удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся  в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками, сложившимися в обществе. Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.

     Первое  направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости  от труда, но при этом принимаются  во внимание и размеры удовлетворенных  потребностей.

     Второе  направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют  связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты  направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным  работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой  дотации зависит от количества детей  и уровня доходов родителей.

     Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая  в форме льгот и услуг, поступает  населению непосредственно в  натуральной форме через соответствующие  учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств  формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться  по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального  труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент.

     Потребителем  части государственной помощи выступают  не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют в этом потребность  и только в меру этой потребности. Например, за бесплатной медицинской  помощью в большей степени  обращаются те, кто чаще и серьезнее  болеет и не может оплачивать медицинские  услуги, услугами школьных учреждений - тот, у кого больше детей в школьном возрасте.

     Другими словами, выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в  уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне  самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть особенно активной

     Государственная политика доходов является составной  частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям  населения через систему социального  обеспечения и нейтрализацию  инфляционного обесценивания доходов  и сбережений населения.

     Социальные  трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего  спроса.

     Государство, организуя через бюджет перераспределение  доходов, решает проблему повышения  доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального  воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности  и т.д. Степень воздействия государства  на процесс перераспределения доходов  можно измерить объемом и динамикой  расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также  размером налогообложения доходов. Возможности государства в перераспределении  доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений  ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и  инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному  росту налогов, способному подорвать  рыночные стимулы.

     Механизм  социальных трансфертов включает изъятие  в форме налогов части доходов  у средне- и высокодоходных слоев  населения и выплату пособий  наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых  рынком, например, гарантированием  цен фермерам и введением минимальных  ставок заработной платы. Главный аргумент в пользу равного распределения  доходов заключается в том, что  оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или  предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит  в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в  виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному  увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному  труду, а следовательно, снизится эффективность  экономики и народное хозяйство (при прочих равных условиях) рискует  войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х - первой половине 80-х гг.).

     Социально-экономическое  неравенство - принципиально важный фактор в объяснении динамики экономического развития и демографических процессов  в России. Достигнув угрожающей величины, оно стало основным препятствием для расширенного воспроизводства  человеческого капитала и повышения  темпов экономического подъема. Именно поэтому показатели неравенства  и относительной бедности должны стать ключевым ориентиром согласованной  экономической, социальной и институциональной  политики. Проблему нарастающей относительной  бедности и увеличивающегося разрыва  между верхними и нижними слоями не решить без пересмотра распределительных  отношений с целью увеличения налоговой нагрузки на сверхдоходы  и повышения доходов малоимущих до уровня норм социального государства. В последние десятилетия практически  во всех странах мира активизировались процессы диспропорционального распределения доходов населения. Растет неравенство доходов внутри государств, увеличиваются масштабы бедности, причем эти явления происходят на фоне роста среднемировых показателей производства и потребления. Низкий уровень доходов у основной части населения и накопление богатства относительно небольшой группой индивидов понижают совокупный потребительский спрос, делают его односторонним, что не способствует развитию производства и реального сектора экономики. В связи с этим нарастающее социально-экономическое расслоение стало одной из наиболее острых проблем современности. Проведение экономических реформ в России также сопровождается усилением социальной напряженности, деструктивной дифференциацией доходов населения и ростом бедности. Чрезмерная разделение общества оказывает негативное влияние на экономическое развитие России, препятствует формированию институтов социального государства, развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса платежеспособного большинства населения. Поэтому государство должно прилагать значительные усилия и затрачивать ресурсы для снижения неравенства. 

 

     3 Методы борьбы с неравенством доходов

     Независимо  от различного трактования этого  понятия, бедность затронула все  слои населения, приняв широчайшие масштабы в РФ.

     Согласно  стандартам Всемирного банка, Россия по показателю ВВП относится к среднеразвитым странам, а по показателю бедности - к развивающимся странам.

     Главное направление преодоления абсолютной бедности - обеспечение продуктивной занятости, повышение эффективности  труда, создание условий для трудоактивной  части населения достаточно зарабатывать и тем самым содержать себя и свою семью. В этом случае размер получаемой заработной платы выступает  как главная гарантия от бедности. Роль государства заключается в  создании рыночных условий для усиления конкурентоспособности национальной экономики через обеспечение  конкурентоспособности российских предприятий - проведение необходимой  промышленной политики, соответствующая  адаптация системы образования  и подготовки кадров, введение мер  защиты отечественного производителя.

     Первым  шагом политики в области преодоления  бедности является построение (уточнение) типологии бедных семей и определение  их целевых групп - полные низкодоходные  семьи, многодетные семьи, семьи  с инвалидами, семьи с безработными. Тщательный анализ причин бедности в  разрезе этих групп, осуществление  дифференцированного подхода к  этим группам.

     Необходима  обязательная проверка нуждаемости  соответствующих семей, исходя из двух критериев:

     1) совокупные доходы семьи находятся  ниже официально установленной  черты (стандарта) бедности,

     2) стоимость личного имущества  находится ниже некоторого официально  установленного регионального минимального  стандарта. Только одновременное  соблюдение данных двух условий  может считаться достаточным основанием для того, чтобы претендовать на получение социальной помощи.

     Если  задача совокупных доходов семьи  в значительной степени уже решена, то введения критерия имущества как  одного из показателей бедности является в России сложным и деликатным вопросом. Усреднено, в этот перечень могут быть включены: жилище (основное и так называемое второе, для жителей  городов это - загородное), гараж, автомобиль, земля, рогатый скот.

     Обеспечение большей избирательности при  оказании социальной помощи, преимущественно  заявительный ее характер и адресный характер социальных выплат - один из наиболее эффективных способов борьбы с бедностью. Здесь важно расставить приоритеты, какие, и какое количество ресурсов распределять в виде социальной помощи, кому отдать эти ресурсы - бедным, детям, пенсионерам, безработным; в какой  пропорции их делить, выработать критерии их «дележа».

     При выборе среди социально уязвимых групп населения необходимо сопоставлять официально установленную для них  черту бедности с их доходами, официально установленный для них минимальный  стандарт имущества с их имуществом.

     Особого внимания заслуживает изучение проблемы детской бедности, включая бездомность, уличных детей, детей в кризисных  семьях.

     Важной  задачей социальной политики является выявление препятствий к доступу  к социальной защите и социальным услугам населения.

     Действующая система выявления и социальной поддержки бедных семей и населения  в виде многочисленных пособий, льгот, других видов помощи несовершенна и  нуждается в ее адаптации к  условиям рыночной экономики. В настоящее  время средства, выделяемые для социальной поддержки бедных, распределяются неэффективно, часто идут не в те семьи, которые  действительно являются бедными. В  результате действительно беднейшая часть населения оказывается все в более трудном положении, все большее распространение получает застойная, долговременная бедность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Заключение

     В курсовой работе проведен анализ основ неравенства доходов, как доходы населения влияют на экономическое развитие страны и какие факторы влияют на величину доходов населения.

     Так же рассмотрено неравенство доходов  в России. Социально-экономическое неравенство - принципиально важный фактор в объяснении динамики экономического развития и демографических процессов в России. Достигнув угрожающей величины, оно стало основным препятствием для расширенного воспроизводства человеческого капитала и повышения темпов экономического подъема. Именно поэтому показатели неравенства и относительной бедности должны стать ключевым ориентиром согласованной экономической, социальной и институциональной политики. Проблему нарастающей относительной бедности и увеличивающегося разрыва между верхними и нижними слоями не решить без пересмотра распределительных отношений с целью увеличения налоговой нагрузки на сверхдоходы и повышения доходов малоимущих до уровня норм социального государства. В последние десятилетия практически во всех странах мира активизировались процессы диспропорционального распределения доходов населения. Растет неравенство доходов внутри государств, увеличиваются масштабы бедности, причем эти явления происходят на фоне роста среднемировых показателей производства и потребления. Низкий уровень доходов у основной части населения и накопление богатства относительно небольшой группой индивидов понижают совокупный потребительский спрос, делают его односторонним, что не способствует развитию производства и реального сектора экономики. В связи с этим нарастающее социально-экономическое расслоение стало одной из наиболее острых проблем современности. Проведение экономических реформ в России также сопровождается усилением социальной напряженности, деструктивной дифференциацией доходов населения и ростом бедности. Чрезмерная разделение общества оказывает негативное влияние на экономическое развитие России, препятствует формированию институтов социального государства, развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса платежеспособного большинства населения. Поэтому государство должно прилагать значительные усилия и затрачивать ресурсы для снижения неравенства.

Информация о работе Неравенства доходов социальных слоев