Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 11:28, курсовая работа
На современном этапе развития экономики России, тема уровня жизни населения и доходов, как главного показателя уровня жизни, очень актуальна.
Тема курсовой работы актуальна потому, что доходы населения являются важнейшим индикатором благосостояния и социального расслоения общества.
Неравенство доходов характерно для всех стран, независимо от уровня благосостояния в целом, поэтому измерение доходов - проблема общая. Дифференциация доходов населения, один из важнейших социально-экономических показателей, характеризующий степень неравномерности распределения материальных и духовных благ между членами общества. Доход главный источник благ в современном обществе. Использование доходов происходит по двум направлениям: потребление и накопление.
Содержание 2
Введение 3
1 Теоретические основы неравенства доходов 5
1.1 Роль дохода населения в экономическом развитии страны 5
1.2 Факторы влияния на величину доходов населения 8
1.3 Дифференциация доходов 11
2 Неравенство доходов в России 15
2.1 Политика государства в области доходов 15
2.2 Последствия неравенства доходов 18
2.3 Сокращение неравенства 20
3 Методы борьбы с неравенством доходов 25
Заключение 28
Список используемых источников……………….…………………………….30
Размеры доходов и их различия обусловлены воздействием следующих факторов:
1) социально-политических;
2)
социально-демографических (
3)
социально-профессиональных (профессия,
специальность, образование,
4)
социально-статусных (занятый
5)
социально-экономических (род
6) социально-географических (природно-климатические особенности места жительства, плотность и характер расселения, национальные особенности).
2.3 Сокращение неравенства
Проблема
неравенства действительно
Государственные
программы стабилизации доходов
имеют место в различных
Первое
направление характеризуется
Второе
направление характеризуется
Особенность
третьего направления определяется
тем, что основная их часть, выступающая
в форме льгот и услуг, поступает
населению непосредственно в
натуральной форме через
Потребителем части государственной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой потребности. Например, за бесплатной медицинской помощью в большей степени обращаются те, кто чаще и серьезнее болеет и не может оплачивать медицинские услуги, услугами школьных учреждений - тот, у кого больше детей в школьном возрасте.
Другими словами, выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть особенно активной
Государственная
политика доходов является составной
частью социальной политики и направлена
на решение двух главных задач: оказание
прямой помощи наиболее уязвимым слоям
населения через систему
Социальные
трансферты - это система денежных
или натуральных выплат населению,
целью социальных трансфертов является
гуманизация отношений в
Государство,
организуя через бюджет перераспределение
доходов, решает проблему повышения
доходов малоимущих слоев населения,
создает условия для
Механизм
социальных трансфертов включает изъятие
в форме налогов части доходов
у средне- и высокодоходных слоев
населения и выплату пособий
наиболее нуждающимся и инвалидам,
а также пособий по безработице.
Государство перераспределяет доходы
также путем изменения цен, устанавливаемых
рынком, например, гарантированием
цен фермерам и введением минимальных
ставок заработной платы. Главный аргумент
в пользу равного распределения
доходов заключается в том, что
оно необходимо для максимизации
удовлетворения нужд потребителя, или
предельной полезности. Основное возражение
против равенства доходов состоит
в том, что для достижения этой
цели государство должно изъять в
виде налогов часть доходов
Социально-экономическое
неравенство - принципиально важный
фактор в объяснении динамики экономического
развития и демографических процессов
в России. Достигнув угрожающей величины,
оно стало основным препятствием
для расширенного воспроизводства
человеческого капитала и повышения
темпов экономического подъема. Именно
поэтому показатели неравенства
и относительной бедности должны
стать ключевым ориентиром согласованной
экономической, социальной и институциональной
политики. Проблему нарастающей относительной
бедности и увеличивающегося разрыва
между верхними и нижними слоями
не решить без пересмотра распределительных
отношений с целью увеличения
налоговой нагрузки на сверхдоходы
и повышения доходов малоимущих
до уровня норм социального государства.
В последние десятилетия
3 Методы борьбы с неравенством доходов
Независимо от различного трактования этого понятия, бедность затронула все слои населения, приняв широчайшие масштабы в РФ.
Согласно стандартам Всемирного банка, Россия по показателю ВВП относится к среднеразвитым странам, а по показателю бедности - к развивающимся странам.
Главное
направление преодоления
Первым шагом политики в области преодоления бедности является построение (уточнение) типологии бедных семей и определение их целевых групп - полные низкодоходные семьи, многодетные семьи, семьи с инвалидами, семьи с безработными. Тщательный анализ причин бедности в разрезе этих групп, осуществление дифференцированного подхода к этим группам.
Необходима обязательная проверка нуждаемости соответствующих семей, исходя из двух критериев:
1)
совокупные доходы семьи
2)
стоимость личного имущества
находится ниже некоторого
Если задача совокупных доходов семьи в значительной степени уже решена, то введения критерия имущества как одного из показателей бедности является в России сложным и деликатным вопросом. Усреднено, в этот перечень могут быть включены: жилище (основное и так называемое второе, для жителей городов это - загородное), гараж, автомобиль, земля, рогатый скот.
Обеспечение большей избирательности при оказании социальной помощи, преимущественно заявительный ее характер и адресный характер социальных выплат - один из наиболее эффективных способов борьбы с бедностью. Здесь важно расставить приоритеты, какие, и какое количество ресурсов распределять в виде социальной помощи, кому отдать эти ресурсы - бедным, детям, пенсионерам, безработным; в какой пропорции их делить, выработать критерии их «дележа».
При
выборе среди социально уязвимых
групп населения необходимо сопоставлять
официально установленную для них
черту бедности с их доходами, официально
установленный для них
Особого внимания заслуживает изучение проблемы детской бедности, включая бездомность, уличных детей, детей в кризисных семьях.
Важной
задачей социальной политики является
выявление препятствий к
Действующая
система выявления и социальной
поддержки бедных семей и населения
в виде многочисленных пособий, льгот,
других видов помощи несовершенна и
нуждается в ее адаптации к
условиям рыночной экономики. В настоящее
время средства, выделяемые для социальной
поддержки бедных, распределяются неэффективно,
часто идут не в те семьи, которые
действительно являются бедными. В
результате действительно беднейшая
часть населения оказывается все в более
трудном положении, все большее распространение
получает застойная, долговременная бедность.
Заключение
В курсовой работе проведен анализ основ неравенства доходов, как доходы населения влияют на экономическое развитие страны и какие факторы влияют на величину доходов населения.
Так
же рассмотрено неравенство