Несовершенная конкуренция и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 15:37, реферат

Описание

Ограниченность совершенной конкуренции приводит к тому, что большинство реальных рынков – это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили потому, что конкуренция, а, следовательно, и механизм рыночного саморегулирования, действуют на них несовершенно.

Содержание

Понятие Несовершенной конкуренции
Монопсония
Олигополия
Чистая монополия
Заключение
Источники и дополнительная литература

Работа состоит из  1 файл

экономика реферат.docx

— 41.78 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  
Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования  
«Российская таможенная академия» 
Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова  филиал  
Российской таможенной академии

 

 

► Кафедра экономики таможенного дела

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ :  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

 

 

 

 

ВИДЫ  НЕСОВЕРШЕННОЙ  КОНКУРЕНЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка :  Гарипова Елена Группа ФТД 1112

 

Руководитель : Винокурова Юлия Сергеевна

 

 

 

Санкт – Петербург 

2012

 

ПЛАН

 

 

  1. Понятие Несовершенной конкуренции 
  2. Монопсония
  3. Олигополия
  4. Чистая монополия
  5. Заключение
  6. Источники и дополнительная литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Несовершенная конкуренция

 

Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. 

 

Ограниченность совершенной  конкуренции приводит к тому, что  большинство реальных рынков – это  рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили потому, что конкуренция, а, следовательно, и механизм рыночного саморегулирования, действуют на них несовершенно. 

 

Самым общим показателем  существования на рынке несовершенной  конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной  конкуренции.

Исходя из этого, предпосылками несовершенной конкуренции  являются:

  • значительная доля продаж на рынке у отдельных производителей;
  • неоднородность продукта;
  • наличие барьеров для входа в отрасль;
  • несовершенство информации;
  • участник конкуренции в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
  • производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят;
  • присутствие монополии (наличие одного производителя) или монопсонии (наличие одного покупателя); вмешательство государства в функционирование рынка.

Каждый из этих факторов в отдельности, или все они  вместе, способствуют нарушению рыночного  саморегулирования. Отдельные фирмы  приобретают рыночную власть – могут  влиять на уровень цен и объем  предложения на рынке. Если на рынке  совершенной конкуренции объем  выпуска продукции фирмы не влияет на уровень рыночных цен, то на рынке  несовершенной конкуренции такое  влияние существует – поведение  фирмы становится значимым в масштабах  отрасли. 

 

Формы несовершенной  конкуренции 

 

Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция: монополистическая  конкуренция, олигополия, монополия, монопсония и олигопсония являются формами  несовершенной конкуренции. 

 

Монополистическая конкуренция  является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено  точной абстрактной модели, как это  можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию  и стратегию развития производителя, предсказать которые практически  невозможно, а также от природы  стратегического выбора, имеющейся  у фирм данной категории. 

 

Монополия и монопсония –  это крайние случаи несовершенной  конкуренции. Чаще встречается олигополия (от греч. «олигос» – немногий, «полео» – продаю) – основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов и олигопсония (от греч. «олигос» – малочисленный и «опсония» – покупка) – превышение продавцов над покупателями. Примером олигополии могут служить три гиганта автомобильной промышленности США – «Дженерал моторе», «Форд» и «Крайслер», которые вместе производят свыше 90% всей продукции.

 

  1. Монопсония 

Монопсония (греч. μóνος; - один, óψων¡α - покупка) - ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж. Другими словами монопсония - это монополия покупателя. В широком смысле слова термин "монопсония" относят ко всем рынкам, где определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели, потребители товаров и услуг. 

 

Наиболее типичным ее проявлением является государственная монопсония и монопсония на рынке труда. 

 

Монопсония государственная - рыночная ситуация, при которой государство является единственным покупателем какой-либо продукции (например, вооружения); зачастую используется как средство для поддержки некоторых отраслей (прежде всего сельского хозяйства), продукцию которых государство покупает по твердым ценам. 

 

В качестве примера, государственной  монопсонии можно привести Советское  государство, которое было практически  единственным покупателем производимой колхозами и совхозами сельхозпродукции. Будучи монопсонистом на рынке этой продукции, правительство проводило политику зональной и внутризональной дифференциации закупочных цен. Хотя такая дифференциация официально объяснялась необходимостью учета природно-климатических условий, специализации и технической оснащенности хозяйств, фактически она заключалась в том, что хозяйства с высокими затратами на производство продавали свою продукцию государству по высоким ценам, а хозяйства с низкими затратами по низким ценам. 

 

Возможны также ситуации, когда монопсония является следствием конкурентных взаимодействий. 

 

«Коммерческая» монопсония носит временный, неустойчивый характер, т. е. быстро разрушается. Тем не менее в условиях сбалансированного рынка монопсония может приводить к таким негативным последствиям, что и монополия. Например, искусственное занижение цен, навязывание контрагентам невыгодных условий договора и пр. Подобные действия предприятий-монопсонистов преследуются антимонопольным законодательством. 

 

Чистая монопсония - редкое явление, как и чистая монополия. Она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Или правительство как единственный покупатель, в частности, ядерного оружия. Оно закупает все его рыночные предложения, поскольку продажа этого товара другим покупателям запрещена. 

 

Власть монопсонии - это способность единственного покупателя оказывать влияние на цены тех товаров, которые он закупает. Когда фирмы, обладающие властью монопсонии, увеличивают закупки, цена, которую они должны заплатить, увеличивается. Предложение производственных ресурсов фирме-монопсонисту характеризуется восходящей кривой. Фирма, обладающая властью монопсонии на рынке производственных ресурсов, максимизирует прибыль посредством покупки ресурса вплоть до того момента, когда предельные издержки на ресурс сравняются с доходом от предельного продукта данного производственного ресурса. 

 

Монопсония на рынке труда - модель рынка, на котором фирма «диктует заработную плату». В этом случае ставка заработной платы, которую фирма должна выплачивать, находится в прямой зависимости от количества нанимаемых работников. Такая ситуация характерна для рынков, на которых ограниченно представлена покупающая сторона (один или несколько нанимателей), согласованно действующая при найме работников. В условиях монопсонии кривая предельных издержек на ресурс (МРС) будет располагаться выше кривой предложения ресурса, так что фирма должна повышать ставки заработной платы при найме дополнительных работников. Максимизируя прибыль, фирма будет нанимать меньше работников и выплатит им более низкую заработную плату, чем на конкурентном рынке труда. 

 

Монопсония на рынке труда возникает при  следующих условиях:

  • на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой - либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;
  • данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;
  • этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.);
  • фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.

Рынок труда с элементами монопсонии не является редкостью. Особенно часто подобные ситуации складываются в небольших городах, где действует  только одна крупная фирма - наниматель труда. При совершенном конкурентном рынке труда предприниматели  имеют широкий выбор специалистов, мобильность труда абсолютна, любая  фирма нанимает труд по неизменной цене, а кривая предложения труда  в отрасли отражает предельные издержки на наем ресурса - труда.

Классический пример дифференциации продукта – аспирин. Все его виды не отличаются друг от друга по химическому  составу, но цена аспирина весьма различна. Аспирин фирмы «Байер АГ» продается в несколько раз дороже, чем менее известных производителей. В значительной мере дифференциация продукта в этом случае обязана рекламе, «Байер» сумел убедить потребителей, что его аспирин самый эффективный. Но дело не только в рекламе. В какой-то мере виды аспирина отличаются друг от друга по чистоте, противопоказаниям для детей, упаковкой и пр.

 

 

Примеры монопсонии

Единственная шахта, на которой  работают все шахтеры, находящаяся  в отдаленном приграничном городе, может служить примером чистой монопсонии. Правительство США как единственный покупатель многих материалов оборонного значения, таких, как ядерное оружие, является чистым монопсонистом для этих товаров. Оно закупает все их рыночное предложение, а продажа этих товаров другим покупателям запрещена.

Несмотря на редкую возможность  существования рынка единственного  работодателя, часто бывает, что  фирма закупает очень значительную часть всего доступного рыночного  предложения определенного ресурса. Например, предположим, что университет  обеспечивает рабочими местами 70 % рабочей силы в небольшом городке. Если бы ему понадобилось увеличить найм, скорее всего ему пришлось бы повысить заработную плату, чтобы привлечь работников из других городов или тех местных работников, которые в настоящее время не трудятся. Аналогично, если фирма-производитель самолетов приняла на работу 90% работников в городе, снижение ее активности, сворачивание производства приведет к резкому понижению заработной платы в этой местности, так как в ней, в целом, понизится спрос на рабочую силу. Подобные фирмы должны считаться с тем, что уровень их спроса на труд прямо отражается на заработной плате, которую они должны устанавливать своим работникам.

Примеры монопсонии в России  :

  • Министерство обороны на рынке вооружения.
  • Федеральное космическое агентство на рынке ракетно-космической техники.

 

 

 

  1. Олигополия

Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», компьютерных технологий, например, «Microsoft» и «Apple», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «Тойота» и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии. 

 

Особенностью олигополии является взаимозависимость решений  фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может  быть принято фирмой без учета  и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов  — это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать  при определении оптимальных  цены и объема производства. Не только издержки и спрос но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три момента. 

 

Олигополистические  рынки обладают следующими признаками:

  • Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов
  • Очень высокие барьеры для вступления в отрасль
  • Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию
  • Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора
  • Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов
  • Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке
  • В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %. ;

 

 

Олигополистические  ценовые войны

Поведение фирм на олигополистических рынках уподобляется поведению армий  на войне. Фирмы - соперники, а трофеем  выступает прибыль. Их оружием является контроль над ценами, реклама и  объем выпуска. Ценовая война - это  цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Она является одним  из многих возможных последствий  олигополистического соперничества. Войны цен хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов. Войны продолжаются до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек.  

Информация о работе Несовершенная конкуренция и ее виды