Несовершенная конкуренция и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 15:37, реферат

Описание

Ограниченность совершенной конкуренции приводит к тому, что большинство реальных рынков – это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили потому, что конкуренция, а, следовательно, и механизм рыночного саморегулирования, действуют на них несовершенно.

Содержание

Понятие Несовершенной конкуренции
Монопсония
Олигополия
Чистая монополия
Заключение
Источники и дополнительная литература

Работа состоит из  1 файл

экономика реферат.docx

— 41.78 Кб (Скачать документ)

 

В равновесии оба продавца назначают одну и ту же цену Р = АС = МС. Общий рыночный выпуск такой же, какой имел бы место при совершенной конкуренции. Равновесие существует тогда, когда ни одна фирма больше не может извлекать выгоды от понижения цен, т. е. когда цена равна средним издержкам, а экономические прибыли равны нулю. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. При этом каждая фирма исходит из того, что если другие фирмы не будут менять свою цену, то и у нее отсутствует побуждение повышать цену. К огорчению покупателей, ценовые войны, как правило, непродолжительны. Олигополистические фирмы по истечении некоторого времени вступают между собой в сотрудничество, чтобы в перспективе избежать войн и, следовательно, нежелательных воздействий на прибыль. 

 

Модели олигополии

Нет единой модели олигополии. Можно разработать ряд моделей, объясняющих поведение фирм в  конкретных ситуациях, основываясь  на том, какие строят предположения  фирмы относительно реакции своих  соперников. Описываемые ниже модели показывают, как при олигополии проявляется  тенденция к уменьшению прибылей из-за конкуренции. Разрушительное действие олигополистического соперничества  на цены толкает фирмы к сговору, чтобы уменьшить конкуренцию  и увеличить прибыли. 

 

Модель олигополии, основанной на сговоре. На олигополистическом рынке  каждая фирма имеет выбор между  кооперированным (кооперативным) и  некооперированным (некооперативным) поведением. В первом случае фирмы  не связаны в своем поведении  никакими явными или тайными соглашениями друг с другом. Именно такая стратегия  порождает ценовые войны. К кооперированному поведению фирмы приходят, если намерены уменьшить взаимную конкуренцию. Если в условиях олигополии фирмы активно  и тесно сотрудничают между собой, это значит, что они вступают в  сговор. Это понятие используется в тех случаях, когда две или  более фирмы сообща установили фиксированные  цены или объемы выпуска и поделили рынок или же решили совместно вести дело. Сговор является родовым понятием в отношении картеля, треста. 

 

Картель - это группа фирм, действующих совместно и согласующих  решения по поводу объемов выпуска  продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. В  США картели запрещены законом. Тем не менее фирмы часто поддаются искушению вступить в тайный сговор, что дает возможность оградить себя от конкуренции, не прибегая при этом к открытому соглашению. Выгоды от сговора, если он был успешным, могут быть громадными. 

 

Наиболее известный международный  картель - это картель Организации  стран-экспортеров нефти ОПЕК, сформировавшийся в I960 г. В 1973 г. он впервые использовал  свою силу, чтобы наложить эмбарго  на поставки нефти. Тогда цена барреля  сырой нефти утроилась. В течение 70-х гг. ОПЕК успешно контролировал  экспорт сырой нефти. Но к середине 80-х гг. образовался избыток нефти и цена резко упала до менее чем $10 за баррель вместо $30 в 1979 г. 

 

Модель ценового лидерства

На олигополистических рынках одна фирма действует как ценовой  лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свою прибыль, в то время как другие фирмы  следуют за лидером. Соперничающие  фирмы назначают ту же цену, которая  установлена лидером. Лидирующая фирма  исходит из того, что другие фирмы  на олигополистическом рынке не будут  реагировать таким образом, что  изменят цену, которую она установила. Модель лидерства в ценах называется частичной монополией, поскольку  лидер устанавливает монопольную  цену, которая основана на его предельном доходе и предельных издержках. Другие фирмы принимают эту цену как  данную, они следуют за ценами лидера, полагая, что более крупные фирмы  обладают большей информацией о  рыночном спросе. 

 

Ценовое лидерство имеет  характер скрытого сговора, ибо открытые соглашения о ценах запрещены  антимонопольным законодательством. Ценовое лидерство обладает преимуществом  перед картелем, поскольку оно  сохраняет свободу фирм относительно их производственной и сбытовой деятельности, тогда как в картелях они регулируются квотами и/или размежеванием рынка. Различают два основных типа ценового лидерства: 

а) лидерство фирмы с  существенно более низкими издержками, нежели у конкурентного окружения;  

б) лидерство фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, но несущественно отличающейся от последователей по уровню издержек.

Выделяют модель рынка  доминирующей фирмы с конкурентным окружением и закрытым входом и со свободным входом.

Обычно принято говорить, что в олигополистических отраслях господствует «большая двойка», «большая тройка», «большая четверка» и т.д. Более половины продаж приходится на долю от 2 до 10 фирм. Например, в США  на долю четырех компаний приходится 92% выпуска всех автомобилей. Олигополия характерна для многих отраслей промышленности в России. Так, легковые автомобили производятся пятью предприятиями (ВАЗ, АЗЛК, ГАЗ, УАЗ, Ижмаш). Динамную сталь выпускают три предприятия, 82% шин для сельскохозяйственных машин – четыре, 92% кальцинированной соды – три, все производство магнитной ленты сосредоточено на двух предприятиях, автогрейдеров – на трех.

 

 

  1. Чистая Монополия

 

Чистая монополия — существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта или услуг, у которых нет близких заменителей. Чистые монополии в настоящее время - редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей. 
Примерами монополий в РБ могут быть — МТЗ, МАЗ, Атлант, Белаз. 
В городах существуют специфические монополии — существующие в единственном числе молокозаводы, мясозаводы и хлебозаводы.

Пресс-служба Министерства экономики сообщает, что в Беларуси по состоянию на 1 января 2011 года насчитывалось 738 организаций – монополистов, в  том числе 185 – республиканского и 535 – местного уровней.

Характерные черты  деятельности чистых монополий:

  1. Чистая монополия завышает цены, назначая монопольно высокую цену и получая монопольно высокую прибыль.
  2. Чистый монополист выбирает для себя оптимальное соотношение между объёмами производимой продукции и ценами.
  3. Поскольку у продукции монополиста нет близких аналогов и у покупателей нет выбора, приходится либо отказаться от товара вообще или покупать по завышенной цене.
  4. Продукция чистого монополиста обычно не рекламируется, поскольку единственный в своём роде товар не нуждается в ней. Монополия экономит на издержках связных с рекламой.
  5. Функция спроса на продукцию фирмы монополиста совпадает с функцией спроса в целом для отрасли, т. к. монополист один представляет всю отрасль в целом.
  6. В условиях чистой монополии существуют очень жёсткие барьеры для проникновения  в отрасль других предприятий.
  7. При чистой монополии, как правило, производится не дифференцированная продукция, не отличающаяся разнообразием.

Виды чистых монополий:

1.Естественные монополии — они складываются в результате действия естественным образом действующих факторов. 
Пример: Белтрансгаз, Бел. Железные дороги.

2.Монополии опирающиеся на уникальные месторождения природных ископаемых. 
Пример: «Инко» — Аргентинская компания добывающая 70% мирового никеля,  «Норильский Никель» — 7% мирового никеля, Южно-африканская алмазная компания DeBeers – концентрирует 70 — 80% переработки алмазов.

3.Монополии контролируемые и регулируемые государством — сети электро- и тепло-снабжения, поскольку предприятия работающие в этих отраслях производят общественно значимую продукцию, то правительство предоставляет им особые льготы и преимущества. В этом случае эти предприятия могут устанавливать низкие цены на свои товары и услуги. 
Пример в РБ: потребители оплачивают только 30% от фактической стоимости жилищно коммунальных услуг.

4.Закрытые монополии — образуются когда правительство одним компаниям разрешает данный вид деятельности, а другим запрещает. 
Пример: предприятия военно-промышленного комплекса, фармацевтическая промышленность.

Барьеры, препятствующие вступлению в отрасль контролируемую закрытой монополией:

  • Необходимость получения патентов.
  • Необходимость получения лицензий.
  • Необходимость преодоления не честной конкуренции со стороны фирм-конкурентов.

Примеры нечестной конкуренции:

  • распространение лживой информации о конкурентах
  • недобросовестная критика товаров конкурентов
  • лживая реклама
  • давление на поставщиков и банки

5.Открытые монополии — образуются в случае, если компания выходит на рынок с абсолютно новым видом продукции, ранее не производившимся. Конкурентов у неё нет, но они могут появиться в будущем, поэтому фирма открыта для конкуренции. 
Пример: французская фирма «Dupont» была первой, кто стал производить полиэтиленовую плёнку, искусственную плёнку и непромокаемую ткань. «Texas Instruments» – впервые произвела электронные часы и микрокалькуляторы.

6.Географические монополии — образуются в отдалённых и географически изолированных населённых пунктах, в горной местности, на островах или полуостровах, к примеру Нагорный Карабах и остров Ман.

7.Технологические монополии — образуются в связи с особенностями применяемой технологии, к примеру, городские телефоны.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение

На протяжении эволюции экономической  мысли относительно моделей несовершенной  конкуренции с каждым разом учитывалось  все больше обуславливающих её факторов. Однако ни одна из приведенных моделей  несовершенной конкуренции не позволяет  ответить на все вопросы, связанные  с поведением фирм на подобных рынках. Однако они могут быть использованы для анализа отдельных аспектов деятельности в условиях олигополии. Степень несовершенства рынка зависит  от разновидности несовершенной  конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя. Близкие к совершенной конкуренции условия существуют во многих секторах экономики, где преобладает новый частный бизнес. Совершенно иная картина наблюдается в отраслях, где преобладают приватизированные предприятия. Эти отрасли экономики, как правило, в высокой степени монополизированы. В монополизированной отрасли эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии существуют лишь там, где размеры создают крупные преимущества в издержках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Источники и дополнительная информация:
  • К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. «Экономикс», 14-е издание/Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 972 с.;
  • ru.wikipedia.org — статья «Монополия» в Википедии;
  • inventech.ru — статья «Что такое Монополия»;
  • aup.ru — Акулов В. Б., Рудаков М. Н. «Теория организации», Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002. 
    inventech.ru - статья "Что такое Олигополия";
  • polbu.ru - библиотека "Полка букиниста", учебник "Экономика" А.С. Булатов.
  • Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика В 2-х томах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2004.
  • Журавлева Г.П., Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – 574 с.

Информация о работе Несовершенная конкуренция и ее виды