Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:36, курсовая работа
Особое место в истории экономической мысли по праву принадлежит Адаму Смиту (1723-1790). Именно его знаменитая книга "Исследование о природе и причинах богатства народов", вышедшая в свет в 1776 г., принесла новой науке широкое общественное признание. Шотландский профессор моральной философии стал первым классиком экономической науки.
Вступление...............................................................................................2
Глава 1.Становление и развитие экономических взглов А.Смита
1.1 Исторические условия формирования идей А.Смита.....................3
1.2 Методология А.Смита.Предмет и метод изучения.Концепция экономического либерализма..................................................................4
Глава 2.Понятие «Невидимой руки» и его роль в объяснении рыночной экономики................................................................................7
2.1 «Понятие невидимой руки» в объяснении рыночной экономики..7
2.2 Роль «Невидимой руки» в объяснении рыночной экономики.......8
Заключение..............................................................................................14
Список литературы.................................................................................16
Глоссарий................................................................................................17
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
« ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ »
Институт
международного бизнеса
Кафедра
политической экономии
Курсовая
работа по дисциплине «Экономическая
теория»
на
тему «Невидимая
рука адама смита»
Содержание
Вступление..............
Глава 1.Становление и развитие экономических взглов А.Смита
1.1 Исторические
условия формирования идей А.
1.2 Методология
А.Смита.Предмет и метод изучения.Концепция
экономического либерализма...................
Глава
2.Понятие «Невидимой руки» и его
роль в объяснении рыночной экономики.....................
2.1 «Понятие невидимой руки» в объяснении рыночной экономики..7
2.2 Роль «Невидимой руки» в объяснении рыночной экономики.......8
Заключение....................
Список
литературы....................
Глоссарий.....................
Вступление
“У А. Смита политическая экономия развивалась в некоторую целостность, охватываемая ею область получила до известной степени законченные очертания…”
С возникновением классической политической экономии экономика получила признание в качестве науки. Это значит, что экономическая мысль перестала довольствоваться знаниями на уровне здравого смысла, попыталась увидеть то, что недоступно обыденному взгляду. Одновременно формирование классической политэкономии было частью еще одного, более масштабного процесса. В XVIII в. речь шла не только о новой науке, но и о новой идеологии, переоценке самого места экономических ценностей в жизни общества. Купцы, фермеры, промышленники - социальные слои, взращенные рыночной экономикой, - уже вышли на авансцену истории, но в общественном сознании все еще оставались "третьим сословием", людьми сомнительного происхождения и малопочтенных профессий.
Особое
место в истории экономической
мысли по праву принадлежит Адаму
Смиту (1723-1790). Именно его знаменитая книга
"Исследование о природе и причинах
богатства народов", вышедшая в свет
в 1776 г., принесла новой науке широкое общественное
признание. Шотландский профессор моральной
философии стал первым классиком экономической
науки. В фигуре А. Смита символически
пересеклись две линии в развитии экономической
мысли: как философ-моралист он вобрал
в себя многовековую аристотелевскую
традицию этического осмысления хозяйственных
явлений; как экономист - удачно обобщил
идеи своих предшественников и современников
и стал основоположником новой традиции
экономической теории, названной впоследствии
классической школой политической экономии.
Всемирное признание Смита-ученого было
во многом обусловлено успехом Смита-моралиста,
чьи идеи примиряли сознанием с реальностями
жизни.
Глава
1. Становление и развитие экономических
взглядов А. Смита
1.1
Исторические условия
Своего высшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских ученых А. Смита и Д. Рикардо, когда Великобритания была самой передовой в экономическом отношении страной. Британия обладала относительно высокоразвитым сельским хозяйством, быстро растущей промышленностью, вела активную внешнюю торговлю. Капиталистические отношения получили в ней большое развитие. Здесь выделились основные классы буржуазного общества: буржуазия, рабочие, землевладельцы. Вместе с тем расширение капиталистических отношений сковывалось многочисленными феодальными порядками. Буржуазия видела главного врага в дворянстве и была заинтересована в научном анализе капиталистического способа производства, чтобы выявить перспективы общественного развития.
Таким
образом, в Великобритании во второй
половине ХVIII века сложились благоприятные
условия для взлета экономической
мысли, каким было творчество А. Смита
и Д. Рикардо.
1.2
Методология А. Смита. Предмет
и метод изучения. Концепция экономического
либерализма
В основу своих воззрений А. Смит положил идею естественного порядка. Он исходил из того, что люди, оказывая друг другу услуги, обмениваясь трудом и его продуктами, руководствуются стремлениями к личной выгоде. Но, преследуя личную выгоду, каждый человек, считал он, способствует интересам всего общества - росту производительных сил. В связи с этим он пишет о "невидимой руке", которая управляет сложным взаимодействием хозяйственной деятельности индивидуумов. Общество Смит трактовал как совокупность индивидов, от природы наделенных определенными свойствами для жизни. Если в учении о нравственности А. Смит заявлял, что человеку свойственно чувство симпатии, то в экономическом учении он отстаивает идею о том, что человеку от природы присущ эгоизм. По Смиту, который исходит из идеи естественного порядка, люди движимы эгоизмом и всегда думают о своей выгоде, действуют в соответствии со своей природой.
Как Петти и другие представители классической школы, Смит стремился проникнуть во внутреннюю физиологию буржуазного общества и в связи с этим широко пользовался методом логической абстракции. Но не менее важной задачей политической экономии Смит считал необходимость показать конкретную картину экономической жизни, выработку рекомендаций для экономической политики. В этой связи он сводил в систему поверхностные явления без всякой связи с внутренним методом исследования. Это привело Смита к двойственности метода его исследования. По этому поводу Маркс писал: "Сам Смит с большой наивностью движется в постоянном противоречии. С одной стороны, он прослеживает внутреннюю связь экономических категорий, или скрытую структуру буржуазной экономической системы. С другой стороны, он ставит рядом с этим связь, как она дана видимым образом в явлениях конкуренции и как она, стало быть, представляется чуждому науке наблюдателю, а равно и человеку, который практически захвачен процессом буржуазного производства и практически заинтересован в нем. Оба эти способа понимания... у Смита не только преспокойно уживаются один подле другого, но и переплетаются друг с другом и постоянно друг другу противоречат". Это противоречие явилось источником противоречий всей экономической теории Смита, двойственность и непоследовательность которой оказали серьезное влияние на последующее развитие политической экономии. Научные элементы его метода и теории были восприняты Д. Рикардо и далее марксистской политэкономией. Поверхностный метод и ненаучные идеи были взяты на вооружение вульгарными экономистами.
В своей книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" в качестве предмета изучения политической экономии А. Смит назвал проблему экономического развития общества и повышения его благосостояния. Как заметил в этой связи Н. Кондратьев, "весь классический труд Смита о богатстве народов написан под углом зрения, какие условия и каким образом ведут людей к наибольшему благосостоянию, как он его понимал".
Центральное
место в методологии
Без особых комментариев А. Смит преподносит читателю и положение о "невидимой руке". Он говорит о ней как бы между прочим, обращая внимание читателя на то, что "каждый отдельный человек... имеет в виду свою собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества... причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения... " и что "преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это".
Наконец,
в связи с особенностями
Глава
2. Понятие "невидимой руки" и
его роль в объяснении рыночной экономики
2.1
“Понятие невидимой руки”
Предположение, введённое Адамом Смитом, согласно которому отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению выгоды и пользы для всего общества называется “невидимой рукой” рынка
Принцип “невидимой руки” заключается в том, что производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая "невидимой рукой", активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, причем часто даже не думая об этом, а преследуя лишь собственный интерес.
"Невидимая рука" - объективный рыночный механизм, который координирует решения покупателей и продавцов.
Сигнальная
функция прибыли незаметно, но надежно
обеспечивает такое распределение ресурсов,
которое уравновешивает спрос и предложение
(то есть если производство убыточно, то
количество задействованных ресурсов
в данном производстве будет уменьшаться.
В конечном итоге такое производство вовсе
исчезнет под давлением конкурентной
среды. Ресурсы будут тратиться для развития
прибыльного производства).
2.2 Роль
“невидимой руки” в объяснении
рыночной экономики
Центральное
место в методологии
Сущность "экономического человека" достаточно рельефно показана уже во второй главе книги I "Богатства народов", где особо впечатляет положение о том, что разделение труда является результатом определенной склонности человеческой природы к торговле и обмену. Напомнив вначале читателю, что собаки друг с другом сознательно костью не меняются, А. Смит характеризует "экономического человека" словами: "Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них... Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно - таков смысл всякого подобного предложения... Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов".