Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 14:38, курсовая работа
Цель работы - исследование природы и специфики сохранения, развития научно-технического прогресса, научно-технического потенциала стран мировой экономики.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
рассмотреть научно-технический прогресс, его сущность и проблемы воспроизводства экономической системой;
проанализировать особенности современного этапа научно-технического прогресса;
рассмотреть экономический потенциал стран, который предусматривает развитие и сохранение научно – технического потенциала;
рассмотреть основные элементы политики в области поддержки научно – технического инновационного потенциала и др.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 НТП: СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ 5
1.1 Экономическое содержание и функции НТП 5
1.2 Особенности современного этапа НТП 9
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАН МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА 13
2.1 НТР и ее последствия 13
2.2 Научно-технический потенциал 17
3 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ 22
3.1 Законодательная база 22
3.2 Прикладные исследования и разработки 24
3.3 Государственная система поддержки научно-технического инновационного предпринимательства 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Если оценивать с
позиций управления информационный
элемент системы
Сформированная система фондов позволяет аккумулировать ресурсы и обеспечивает финансирование различных этапов разработок. За истекшие годы получили поддержку и смогли развернуться многие предприниматели в области инноваций.[11]
Государственное управление инновационными процессами представляет собой целенаправленное воздействие государства на хозяйственную среду с целью повышения ее инновационной активности и восприимчивости.
Наряду с уточнением сущности и нацеленности общегосударственной инновационной политики на современном этапе общественного развития, в связи с расширением возможностей низовых звеньев в иерархии государственного управления, встает вопрос о роли региональных структур в инновационных процессах и их месте в интенсивном использовании научно - производственного потенциала отдельно взятой территории в целях ее благоприятного социально-экономического развития, решения региональных проблем. Механизм регионального регулирования инновационных процессов представляет собой совокупность форм и методов, посредством которых органы управления территорией могут оказывать воздействие на хозяйственную среду с целью получения желаемых результатов.
В самом общем виде стратегия территориального развития заключается в максимальном использовании благоприятного и минимизация негативного воздействия территориальных факторов.
Рассмотрев вопросы, определенные задачами работы, можно сделать вывод, что научно-технический потенциал любой страны является основным двигателем экономик стран. В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий по сохранению научно-технического потенциала, его развития и поддержки. Эти мероприятия должны разрабатываться при активной поддержке государства.
Решающее значение в
условиях нового этапа НТР, в условиях
структурной перестройки
Для России сейчас особую
значимость приобрело творческое использование
опыта развитых стран по реализации
мер государственной поддержки
инновационных процессов в
Научно-технический потенциал является непрерывным и сложным процессом открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной жизни. В результате научно-технического прогресса происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.
К настоящему времени в структурах, ответственных за оказание государственной поддержки научно-технического инновационного потенциала, в области инноваций, сложилась система среднесрочного планирования мероприятий на основе составления однолетних, двухлетних программ и их финансирования на долевой основе бюджетами разных уровней.
Без поддержки государства невозможно развивать и сохранять научно-технический, инновационные потенциал. Политика государства представляет собой совокупность форм, методов, направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.
В стране имеющей мощный научно-технический потенциал, необходимо его поддерживать, развивать и сохранять.
Научно-технический прогресс воплощается в периодических научно-технических революциях - НТР. Происходит сращивание науки и производства, их интеграция. Главные движущие силы материально-технической базы общества: научный интеллект; его реализация в новых поколениях техники.
Изучение истории инновационных систем, научно-технического прогресса развитых стран на протяжении ХХ в. определяющим фактором их формирования было развитие рыночных отношений. Государства экономически развитых стран уделяло большое внимание развитию новых технологий, что позволило их продукции быть конкурентоспособной на мировом рынке. Важной функцией государства в развитых странах стало создание благоприятных условий для создания научно-технического потенциала страны.
1. Постановление Правительства РФ от 06.04.2011 № 253 о «Исследовании и разработке по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России»//Российская газета. 2011.
2. Борисов Е.Ф. Инновационное развитие – М., 2008. – С. 12.
3. Войховский Г.Н. Высокие технологии как стратегический курс развития экономики Японии// Экономика и управление в зарубежных странах. – М., 2010.
4. Волков А.Ю. Особенности японской экономической модели. – М. 2009. – С. 45.
5. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент - М.: Наука, 2010. – С. 62.
6. Дагаев А.А. Фактор НТП в современной рыночной экономике: Учебное пособие. – М., 2008
7. Крячко В.Н. Прогнозирование и планирование НТП и инновационной деятельности. – М., 2010.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения – Т. 23. – С 404.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения – Т. 24. – С. 351.
10. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник. – М.: ИНФАА – М, 2009. – С. 127.
11. Методические рекомендации по разработке инновационной политики предприятия, утвержденные приказом Минэкономики РФ от 27.01.2009 № 62 //Экономика и жизнь. 2010
12. Смирнов Д.И. Организация инновационного процесса - М.: Прогресс. - 2011. – С. 64.
13. Фурсенко А.А. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика РФ. – М., 2009. – С. 108.
14. Шишкин А.Ф. Мировая экономика. – М., 2008. – С. 96.
15. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: учебник для вузов. Т.1. – М., 2010. – С. 63.
16. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2010. – С. 85.
17. Интернет-сервер Госкомстата РФ – http:/www.gks.ru/
18. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности. – http://www.SCIINNOV.ru/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Масштабы затрат на НИОКР по странам, % ВВП
Хроническое недофинансирование, затраты на НИОКР в России, % от ВВП
Информация о работе НТП: сущность, этапы, основные проблемы и последствия