НТР и социально экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению и анализу Научно-технической революции и её социально-экономических последствий. Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия, сущность и содержание НТР, её влияние на социально-экономические процессы, показать направления современной НТР, выяснить социально-экономические последствия НТР. Научно-техническая революция ускорила развитие мировой цивилизации, придав экономике новое качество экономического роста, в основе которого ведущее место принадлежит инновациям.

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 329.50 Кб (Скачать документ)

 

Федеральное агентство по образованию  РФ

Самарский государственный экономический  университет

Кафедра «Теоретическая экономика  и международные экономические  отношения»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Политическая экономия»

на тему «НТР и социально экономические последствия»

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная курсовая работа посвящена  рассмотрению и анализу Научно-технической революции и её социально-экономических последствий

Целью данной курсовой работы  является раскрытие понятия, сущность и содержание НТР, её влияние на социально-экономические процессы, показать направления современной НТР, выяснить социально-экономические последствия НТР.

Научно-техническая революция ускорила развитие мировой цивилизации, придав экономике новое качество экономического роста, в основе которого ведущее место принадлежит инновациям. В связи с этим проблемы поиска инновационных механизмов, связывающих фундаментальную науку и реальное производство, приобретают особую актуальность данной теме курсовой работы.

Одной из задач  работы является раскрытие сущности и значения НТР, её характерных черт и проблем. Наиболее важной задачей является раскрытие экономических и социальных последствий, в том числе отрицательных и положительных. Раскрыть влияние НТР на экономический рост, существенные изменения в экономике: рост эффективности капиталовложений, тенденции ускорение воспроизводства основных фондов, изменение в характере труда и управления, улучшений условий жизни человека и др. Показать отрицательный социальный эффект , возможные деформации человека и окружающей среды, нарушение экологического равновесия. Необходимо так же подчеркнуть проблемы, возникающие с процессами НТР с макроэкономической позиции.

Ещё одной задачей  является выразить и проанализировать универсальность, системность и  комплексность современной НТР, показать ряд новых черт. Отразить переход к новым и новейшим производствам и отраслям.

Объектом исследования данной работы служит сама Научно-техническая революция, а предметом – социально-экономические последствия.

Методом исследований является изучение множества  публикаций по данному  вопросу, сбор информации по заранее заданным признакам, рассмотрение универсальных энциклопедий, научных статей из экономических журналов и др.

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка источников информации. Во введении сформулирована цель и задачи работы, определены методы,  актуальность данной темы. Первая глава посвящена об основных характерных чертах НТР и историчности. Вся история развития  человечества,  особенно  история  XIX-XX  веков, свидетельствует, что кардинальные перемены  в  экономической,  социальной  и общественно-политической сферах жизни отдельных людей,  стран и мирового сообщества в целом, происходили тогда  и  только  тогда,  когда  совершались научно-технические  революции   (НТР),   приводившие   к   появлению   новых технологий не имевших аналогов  в  системе  предшествовавшего  производства. Новые  экономические,  социальные,  да  и  этические  отношения  в   системе сообщества  людей  в  развитии  цивилизации  наблюдались  и   с   появлением технологий, базирующихся на паровых машинах, и с  появлением  технологий  на основе электричества и, наконец, с появлением электронных, информационных  и томных технологий.

Вторая глава посвящена достижения и последствиям НТР.  Любое  изменение  материального   производства   вызванного   научно экспериментальной и практически технической  деятельностью  ведет  за  собой изменение социально-политической жизни людей. Не всегда  эти изменения сразу  видны,  а  оценить  их   последствия   как   положительные,   так   и отрицательные можно  только  после  тщательного  анализа.  Данная  работа  и посвящена оценки воздействия НТР на  людей  и  ее  социально-экономические последствия.

В третьей главе подробно изучен современный этап развития в нашем  обществе, переход к новому, принципиально  отличному от всех предшествующих эпох экономическому росту. Также отмечено участие и место России в современной НТР.

В заключении сформулированы основные выводы проделанные в ходе рассмотрения данной темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные  характерные черты НТР

1.1Понятие и предпосылки  НТР

Научно-техническая революция – коренное преобразование производственных сил общества на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства и всей жизни общества. Наука превращается в непосредственную производительную силу, тесно переплетается с техникой и производством (поэтому и называется не отдельно научная, техническая или промышленная, а научно-техническая революция), и это изменяет весь облик общественного производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, оказывает воздействие на все стороны жизни.

Нау́чно-техни́ческая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XX в., качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил, коренная перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

 Формирование естественнонаучных предпосылок НТР относится к концу 19 - началу 20 веков, когда классическая механическая ньютоновская картина мира работами Герца, Рентгена, Лебедева, Лоренца, Томсона, Резерфорда, Бора, Пуанкаре, Планка, Эйнштейна была заменена релятивистской механикой, а по существу - новой естественнонаучной картиной мира. Поскольку работы в области физики и математики оказали стимулирующее воздействие на другие области естествознания, это была революция в естествознании.

На основе этих работ как  из рога изобилия посыпались научные  открытия - динамика твердого тела, аэродинамика, механика жидкости и газов, теория устойчивости движения, физико-химический анализ, теория вероятностей и другие. Но эти научные открытия еще не находили технического применения. Даже такие видные достижения технического прогресса того времени, как крекинг-процесс, двигатель внутреннего сгорания, самолет и радио базировались на использовании знаний классической механики. Однако эти научные открытия не могли не повлиять на общее миропонимание людей, на настрой их мыслей, перестройку этих мыслей. Именно эта революция явилась предтечей последующей за ней научно-технической революции, которая возникает на основе использования новейших научных достижений в технике и развивает дальше как технику, так и науку.

В 30-х годах нашего века проявляются первые ростки научно-технической  революции - новая квантовая теория, волновая механика, начало комплексной механизации производственных процессов, появление первых автоматов, радиолокации, осуществлены деление ядра и цепная реакция. Научные открытия получают быстрое применение. Дж.Бернал писал, что "впервые в истории наука и ученые принимают непосредственное и открытое участие в серьезных экономических, промышленных и военных событиях своего времени" .

Участие науки в функционировании производства привело к качественному  изменению технического базиса производства. Завершается переход от паровых двигателей к электродвигателям, происходит качественное техническое усовершенствование двигателя внутреннего сгорания и переход к турбодвигателям, дальнейшее развитие получают средства транспорта и связи, появляются реактивные самолеты, ракеты, полимеры и пластические массы, техника массового поточного производства и ядерная техника.

С середины 50-х годов в  полной мере развертывается революционная  форма научно-технического прогресса как преобладающая форма развития науки и техники. Происходят дифференциация и интеграция различных областей научного знания. Углубляется специализация научной деятельности и в то же время интегративные процессы в науке преодолевают профессиональную ограниченность ученых, способствуют решению крупных комплексных научных проблем.

Для структурных сдвигов  в науке свойственно также  изменение удельного веса и значимости технических наук, занимающих лидирующее положение. Прежнее их понимание  как прикладных отраслей механики, физики, химии отмирает и технические науки становятся самостоятельной группой наук, выполняющих функции познания, конструирования и функционирования мира искусственно созданной технической среды - второй формы объективной реальности. Все большую значимость приобретают фундаментальные научные исследования как теоретическая основа революционных сдвигов в технологии. Быстрыми темпами начинают развиваться биологические науки, возникает бионика как особая наука о свойствах живых организмов и использовании этих свойств в технике и технологии.

В процессе углубления науки  в более сложные области материального  мира содержание науки обогащается, наполняется новыми фактами, гипотезами, законами, теоретическими принципами и теориями. Возрастает точность и  достоверность результатов научных исследований. Это обеспечивает все большую роль науки в развитии и функционировании практики, что приводит к изменению функций науки. Наука превращается в одну из производительных сил общества, а по мере дальнейшего развития научно- технической революции она становится непосредственной производительной силой общества.

Автоматизация производственных процессов, как следствие передачи нетворческих сторон трудовых функций  человека техническим устройствам, выдвигается постепенно в число  лидеров технического прогресса. Впитывая в себя новейшие достижения науки и техники, автоматизация качественно меняет место и роль человека в непосредственном технологическом процессе. Из непременного агента этого процесса человек превращается в его регулятора в широком смысле этого слова. Постепенное включение компьютеров в технологический процесс начинает заменять отдельные стороны логических функций человека и делает первые шаги кибернетизация производства. На этом этапе развития научно-технической революции были автоматизированы уже ранее механизированные процессы, но многие виды труда еще остались за пределами автоматизации. Однако весьма заметно проявляется тенденция ускорения темпов автоматизации и расширения ее рамок, она постепенно охватывает вспомогательные участки промышленного производства, сельское хозяйство и сферу бытовых услуг, приводит к резкому росту технического обеспечения функционирования всех отраслей народного хозяйства.

Рост технической оснащенности отраслей народного хозяйства, все  возрастающий технический потенциал общества требует для своего функционирования все большего количества энергии. Это стимулирует как развитие традиционных способов ее получения (использование энергии падающей воды, угля, нефти, газа, торфа), так и переход к использованию новых источников энергии, особенно внутриатомной. Как основной вид энергии электричество используется не только для приведение в движение технических устройств, но и в технологических процессах (термических, световых, электромагнитных и др.).

Развертывающаяся научно-техническая революция требует не только все большего количества энергии, но и вещества. Совершенствуются способы извлечения вещества из руд, начинает практиковаться вторичная обработка сырья. Происходит рост химического синтеза веществ нужных производству и быту.

В это же время начинает бурно развиваться радиоэлектроника и все шире применяться в научных  исследованиях и на производстве. Однако настоящий "радиоэлектронный взрыв" еще впереди.

В этот период развития научно-технической  революции происходит крупное научно-техническое и культурное событие - наука и техника вырывается в космос, начинается их космизация, утрачивается геоцентрический характер научно-технического прогресса.

Человечество вступает в  качественно новый этап взаимоотношения  с природой, что имело огромное мировоззренческое значение и, вместе с тем, стимулировало дальнейшее развитие науки и техники. Наука получает огромную сумму принципиально новых знаний, что приводит к возникновению новых наук - космической биологии, космической медицине и других наук, к изменению методологии исследования в ряде областей научного знания. Так. астрономия, занимающаяся наблюдением небесных тел и процессов, стала широко применять научный эксперимент.

1.2 Сущность и значение НТР

НТР привела к коренному преобразованию производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития производства. Начавшись в середине двадцатого века под влиянием крупнейших научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством (к примеру, значительное продвижение в изучении структуры и свойств атомных ядер привело в 1954 году к созданию первой промышленной атомной электростанции в г. Обнинске), она оказала значительное влияние на все стороны жизни общества. Главные направления НТР:

  • комплексная автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого применения ЭВМ (сегодня уже никого не удивишь компьютером, а между тем лет 30 назад они привлекали всеобщее внимание);
  • открытие и применение новых видов энергии (начиная от строительства атомных, геотермальных и приливных электростанций и кончая новейшими разработками в области использования энергии ветра, солнца и магнитного поля Земли);
  • создание и применение новых видов конструкционных материалов (взглянув вокруг, мы можем увидеть, что различные пластики активно вытесняют металл и древесину) Резко возросли требования к уровню образования, квалификации и организованности работников. Об этом свидетельствуют следующие факты: численность ученых в мире удваивается каждые 10-15 лет и к 2000 году достигает 10 миллионов человек; в настоящее время в вузах обучается 70 миллионов студентов.

Информационный динамизм сегодняшнего мира привел к регулярному устареванию знаний , что породило новую образовательную концепцию , известную как непрерывное образование . Также тенденцией в области образования становится его гуманизация . Это во многом вызвано заменой человека машиной в монотонном процессе промышленного производства и его переориентировкой на более творческие виды деятельности. В результате НТР по оценкам экспертов в США до 68% роста ВНП в 1945-1970 годах объясняется ростом производительности труда и лишь 32% ростом трудозатрат. Следствием этого явилось повышение темпов экономического роста. Во многом именно благодаря этому фактору на западе смогли построить так называемое государство благоденствия, когда при сохранении демократических прав и свобод и рыночной экономики гражданам гарантируется определенный уровень социального обеспечения и благосостояния.

Важнейшим фактором успешного функционирования отраслей является масштабное внедрение достижений научно-технического прогресса на предприятия отрасли. Многолетний опыт подтверждает, что свыше 90 % прироста производительности труда, более половины экономии затрат и 60 % получаемой дополнительной прибыли достигается за счет использования в народном хозяйстве достижений научно-технического прогресса.1

Информация о работе НТР и социально экономические последствия