Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:30, контрольная работа
Конкуренция – универсальный показатель развитости или недоразвитости конкуренции.
Конкуренция (от латин.) – «бежать вместе», соперничать.
Смысл конкуренции - в обеспечении собственного интереса, экономическое выживание, борьба «всех против всех».
1 Общая характеристика конкуренции
Конкуренция – универсальный показатель развитости или недоразвитости конкуренции.
Конкуренция (от латин.) – «бежать вместе», соперничать.
Смысл конкуренции - в обеспечении собственного интереса, экономическое выживание, борьба «всех против всех».
А. Смит трактовал конкуренцию, как поведенческую категорию.
Конкуренция – борьба (соперничество) старого с новым, состязательность в производстве, борьба старого неэффективного с новым эффективным. Формой существования конкуренции является право, нормы права, формальные и неформальные нормы права.
Суть конкуренции – постоянный поиск, предложения лучших условий для покупателя и продавца. Быть конкурентоспособным значит опережать своих соперников в привлекательности предложения, стремление быть впереди.
Рыночный процесс представляет
собой смену ситуаций неопределенности.
Постоянное изменение осведомленности
участников меняет альтернативные возможности
по сделкам, что ведет к смене
планов купить или продать. В этом
смысле рыночный процесс является конкурентным.
Конкуренция – оборотная
Cодержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе ее функций.
В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции:
1) регулирующую;
2) аллокационную;
3) инновационную;
4) адаптационную;
5) распределительную;
6) контролирующую.
Регулирующая функция
заключается в воздействии
Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией размещения (от англ. allocation — размещение), выражается в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь труда, земли и кfпитала) в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.
Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных продлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.
Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет нам переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности. Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (валового национального продукта) среди потребителей.
И, наконец, контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.
Не трудно понять, что вся совокупность перечисленных функций, взятая и их органическом единстве, обеспечивает (хуже или лучше) общую результативность функционирования рыночной экономики, что именно режим и механизм конкуренции обусловливают развитие рынка в качестве саморегулирующейся и самокорректирующейся системы.
Нельзя не заметить, что функции конкуренции и функции рынка во многом совпадают. И это вполне объяснимо: ведь конкуренция выражает суть рынка и рыночной экономики.
И, наконец, контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.
2 Виды и формы рыночной конкуренции
Существуют следующие виды конкуреции:
-совершенная конкуренция – конкуренция, при которой есть такое количество участников, когда ни один из них не может своим предложением цены повлиять решающим образом на установившуюся рыночную цену.
-несовершенная конкуренция – конкуренция, при которой есть обстоятельство, ограничивающее конкуренцию (рис.1).
Рисунок 1 – Структура несовершенной конкуренции.
-Ценовая конкуренция – ценовая дискриминация (угнетение, запрещение) =>монополия, степень монопольной власти увеличивается.
-Неценовая конкуренция – посредством усовершенствования качества продукции и условия ее продажи (улучшение продаж рекламы и т.д.) (рис.2).
Рисунок 2 – Ценовая и неценовая конкуренция
-Возможна конкуренция между товарами и товарами-заменителями.
Конкуренция (бежать вместе,
соперничать) является выражением экономических
отношений в условиях рыночного
хозяйства. Она представляет собой
определенную форму развития производительных
сил, форму развития факторов производства,
или экономических ресурсов общества.
Конкурентные отношения складываются
между всеми субъектами рыночной
экономики (домашними хозяйствами,
фирмами и государством), между
агентами спроса и предложения, между
потребителями и
В экономической литературе существует множество определений категории «конкуренция».
По определению классической политической экономии, конкуренция есть соревнование ради прибыли. Однако сам объект этого соревнования превращает его в борьбу, принимающую самые разные, часто весьма жесткие формы и методы. Это борьба за более выгодные условия покупки сыр и продажи товаров. Это борьба за экономическое выживание в обществе ном производстве.
Наряду с примитивно-бытовыми
определениями конкуренции как
борьбы за кошелек покупателя и т.п.
в экономической литературе приводятся
и такие экономически содержательные
ее определения, как отношения между
хозяйствующими субъектами по поводу
сравнения экономических
Множество определений конкуренции
отражают сложность и
Рыночная конкуренция — это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной экономики как системы. Рыночная цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения и в которой в конечном счете реализуются успехи и неудачи в конкурентной борьбе, является результатом взаимодействия множества факторов и механизмов. Она формируется до рынка под влиянием множества факторов, но корректируется на рынке.
Каждым из субъектов на
рынке двигает личный экономический
интерес. Не сдерживаемые ничем личные
корыстные интересы хозяйствующих
субъектов могут подорвать
Еще более полно и последовательно развивается действительный рыночный механизм конкуренции у Д. Рикардо и других экономистов классического направления.
Раскрывая причины возникновения конкуренции, следует учитывать, что и (учение любого экономического явления должно опираться на три подхода: 1) причинно-следственный; 2) функциональный; 3) системный.
В рамках причинно-следственного
подхода, когда выясняются «первичность»
и «вторичность» процессов, обнаруживается,
что исторически конкуренция
порождается общественным разделением
труда и частной
Профессор Майкл Портер выделил 5 сил, которые влияют на компанию в отрасли (на ее прибыль) (рис.3)
Рисунок 3 – Схема Пяти сил М. Портера.
Появление новых игроков на рынке всегда воспринимается текущими с опаской. На то есть ряд причин, среди которых особенно стоит выделить потенциальную возможность снижения прибыли за счет повышающейся конкуренции. Это связано не только с тем, что конкурент может переманить к себе часть клиентов, но и с тем, что его приход поспособствует снижению среднерыночных цен в отрасли.
Однако компании, выходящие на новый для себя рынок, всегда сталкиваются с рядом проблем.
1) Экономия на масштабе
Суть заключается в том, что чем больше компания производит продукции, тем дешевле ей обходится производство 1 единицы этой продукции. Новые игроки часто экономят на масштабах производства, в силу финансовых или каких-либо других причин, из-за чего часто не выдерживают ценовой войны с конкурентами. В противном случае им требуются солидные инвестиции в производство.
2) Дифференциация
Понятно, что компании давно присутствующие на рынке, уже закрепились в сознании потребителей. Они уже обладают несколькими торговыми марками, провели ряд рекламных кампаний. В начале своей деятельности компании приходится осуществлять большие вложения в маркетинг, чтобы дифференцироваться от конкурентов.
3) Дополнительные издержки
Когда компания выходит на новый для себя рынок, она сталкивается с новыми издержками, среди которых стоит выделить не только затраты на производство и маркетинг, но и на обучение персонала, на службу технической поддержки, на новое оборудование, дизайн и так далее.
4) Дистрибуция
Настоящая головная боль для компании-новичка. Чтобы расположить к себе дистрибуторов придется предлагать им свою продукцию по ценам ниже, чем у конкурентов. Кроме того, хорошим стимулом для них может стать проведение совместной рекламной компании, когда расходы на нее делятся пополам.
Правда, все вышеперечисленное приводит к снижению прибыли компании-новичка. Но иного пути здесь нет.
5) Патенты, know-how
Понятно, что компании, работающие на рынке длительное время, обладают большим преимуществом в этом плане. Более того, патенты могут стать важным сдерживающим фактором для новичков. Особенно в современном мире, где патентуют все, что только можно.
6) Государственные субсидии
Есть вероятность того, что крупный конкурент будет получать помощь от государства - какие-то субсидии. Правда, с такой же долей вероятности эти субсидии может получать и новый игрок на рынке, если государство поощряет конкуренцию и стремится показать это. Данный фактор целиком и полностью зависит от отрасли.
7) Преданность бренду
Наконец, стоит понимать, что в данной отрасли может быть много приверженцев бренда уже существующей компании. Следует тщательно изучить сильные и слабые стороны бренда и постараться использовать их при разработке конкурирующего решения.
Майкл Портер считает, что
в конкурентной гонке ситуация обостряется
в тех случаях, когда в отрасли
присутствует много конкурентов
или же эти конкуренты просто равны
по силам. Кроме того, конкуренция
обостряется в следующей
- при низких темпах роста в отрасли;
- при высоком уровне постоянных издержек;
- при росте производственных мощностей;
- высокие выходные барьеры;
- когда одна компания преследует какие-то серьезные стратегические задачи, пытаясь завоевать большую часть рынка;
Конкуренция ослабевает:
- когда компании стараются просто получать прибыль в отрасли, не пытаясь отнять солидную долю рынка друг у друга;
- когда издержки переключения с товара одной компании на аналогичный от другой слишком велики для потребителей;