Общественные блага

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2011 в 15:37, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить общественные блага и роль государства в обеспечении общественных благ на примере Республики Беларусь.

Содержание

Введение 4
1. Общественные блага, их сущность, свойства и особенности 6
1.1. Сущность и свойства общественных благ 6
1.2. Виды общественных благ 8
2. Роль государства в производстве общественных благ. Достижение оптимального объема производства 16
2.1. Пути достижения оптимального объема производства общественных благ 16
2.2. Проблемы эффективного производства общественного блага………..21
2.3. Роль государства в производстве общественных благ в Республике Беларусь на примере водоснабжения и водоотведения 28
Заключение 36
Список использованных источников 38

Работа состоит из  1 файл

ГР - общественное благо4.doc

— 308.00 Кб (Скачать документ)

       Можно выделить следующие особенности определения спроса на общественные блага: цена не является переменной величиной, кривая спроса отражает предельную полезность его полного наличного объема, все потребители используют общественное благо целиком[13, с. 320].

       Производство  общественных благ тесно связано с проблемой «безбилетника». Проблема «зайцев» приводит к тому, что объем чистого общественного блага при добровольном финансировании оказывается ниже эффективного, т.е. имеет место недопроизводство общественных благ. Тем не менее, отдельный потребитель, став «зайцем», действует рационально, стремясь максимизировать свой выигрыш. Причем, чем больше группа людей, в которой осуществляется коллективное финансирование производства общественных благ, тем меньше вероятность быть разоблаченным и, соответственно, больше соблазн получения выгод без внесения соответствующей доли оплаты. Возникает ситуация рационального иждивенчества. Поведение, отвечающее критерию индивидуальной рациональности, может противоречить критерию коллективной рациональности. Индивидуумы не выражают истинные предпочтения, потому что их налоговая цена увеличивается по мере увеличения высказанных ими пожеланий. Каждый предполагает, что его высказывания будут иметь несущественное влияние на уровень предложения, но существенно повлияют на то, что он должен платить.  В итоге он получит несущественный выигрыш.

       Выделенные  особенности общественных благ предопределяют незаинтересованность частного сектора  в их производстве. Производство общественных благ относится к категории так  называемых провалов рынка, ситуаций, в которых государство вынуждено приходить на помощь рыночному механизму[12, с.302].

       Предельная  полезность MB общественного блага - это самое большее, что потребитель  готов заплатить за получение  дополнительной единицы этого блага. Предельная общественная полезность MSB общественного блага есть сумма предельных полезностей этого блага для всех потребителей: 

 (1) 

       Предельные  полезности MBi индивидуумов убывают  по мере роста объема потребления блага. На рис. 6 изображена ситуация для трех индивидуумов. При объеме потребления общественного блага Q0 первый из них готов заплатить еще p1 долларов за еще одну единицу блага, второй - p2, третий - p3.

       Вместе  они согласны выплатить p1 + p2 + p3 долларов за увеличение объема потребления общественного блага на единицу. Следовательно, кривая MSB получается путем суммирования по вертикали кривых MBi. 

 

Рисунок 6 - Спрос на общественное благо. 

       Каждая  кривая MBi задает спрос i-го индивидуума  на общественное благо, а кривая MSB является кривой спроса общества на это благо.

       Таким образом, кривая спроса на общественное благо представляет собой сумму  кривых индивидуального спроса по вертикали. Напомним, что для частного блага  суммирование кривых индивидуального  спроса происходит по горизонтали. Как и частное благо, общественное благо для своего создания требует определенных затрат. Предельные общественные издержки MSC означают дополнительные затраты для увеличения объема общественного блага на единицу. 

Рисунок 7 - Равновесие спроса и предложения общественного блага. 

       Целесообразно увеличивать потребление общественного  блага, пока каждая следующая его  единица дает больше дополнительной общественной полезности, чем необходимые  для её создания дополнительные общественные издержки. Равновесие будет достигнуто при равенстве MSB = MSC.

Рисунок 8 – Объём производства общественного блага, который обеспечивает наибольшую эффективность использования ресурсов. 

       Например, жители города хотят построить мечеть. Размер пожертвований, которые они  согласны сделать, зависит от предполагаемого размера мечети. Равновесие будет достигнуто при равенстве предельной общественной полезности предельным общественным издержкам.

       Для достижения эффективного размещения ресурсов общественное благо должно производиться  в таком объёме, при котором предельная общественная выгода от потребления равна предельным издержкам выпуска данного блага: MSB = MSC (точка А на рис. 8)

       Таким образом, существует некоторый однозначно определённый объём производства общественного  блага, который обеспечивает наибольшую эффективность использования ресурсов. Для определения этого объёма нужно точно знать общественные предпочтения в отношении общественного блага[1, с.243].

2.3. Роль государства в производстве общественных благ в Республике Беларусь на примере водоснабжения и водоотведения

 

      В первую очередь вода является основой  биологической жизни человека и, следовательно, незаменимым условием существования человеческого сообщества в целом. Определенное и постоянное содержание воды – необходимое условие существования живого организма, который на 60–80 % состоит из воды. Без воды человек и общество могут прожить не более трех суток, при 2% дефиците воды от массы тела (1–1,5 литра) появляется жажда, снижается работоспособность, при потере 6–8% человек теряет работоспособность, подвижность, наступает полуобморочное состояние, утрата 10–20% создает опасность для жизни.

      Здоровье  и продолжительность жизни во многом определяется качеством питьевой воды. При изменении качества потребляемой воды и ее солевого состава нарушаются процессы пищеварения и усвоения пищи, кроветворения и пр. Качество воды в значительной мере определяет характер и уровень инфекционных и неинфекционных заболеваний, генетических болезней, особенности развития организма человека. Некачественная питьевая вода является причиной многих заболеваний почек, зубов, сердца, щитовидной железы и т. д., которые принимают массовый характер, снижают работоспособность населения и требуют значительных затрат на медицинское обслуживание и лечение.

      Неудовлетворительное водоснабжение и канализация являются причиной 80% всех заболеваний в развивающихся странах. По оценкам экспертов, половина больничных коек во всем мире занята пациентами, страдающими от заболеваний, вызванных потреблением воды, качество которой не соответствует санитарным нормам. По данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня вкладывать в строительство сооружений водоснабжения и канализации в 16 раз выгоднее, чем потом лечить больных, пострадавших от некачественной воды.

      Вода  является мощным оздоровительным и реабилитационным медицинским средством, позволяющим восстановить силы после физических и психологических нагрузок рабочего дня. Вода является универсальным растворителем, удаляющим загрязнения с пищи, тела, одежды, санитарно - эпидемиологически опасные выделения организма и обеспечивающим нормативные санитарно-гигиенические условия в помещениях, зданиях и на прилегающих территориях. Обеспечивая чистоту и комфортные (благоприятные) условия обитания и жизнедеятельности человека, вода защищает общество от массовых заболеваний (эпидемий) и оздоравливает окружающую человека среду в городах и населенных пунктах, сохраняя санитарно-гигиеническую безопасность социальной среды.

      Для выполнения этой функции по результатам  отечественной и зарубежной эксплуатации водопроводов, одному человеку требуется 110–150 л. воды в сутки, что по массе значительно больше биологической потребности в воде и других продуктах, необходимых для нормальной жизни в современной квартире.

      Также вода является наиболее распространенным и доступным веществом для тушения пожаров, которые в истории человечества уничтожали целые города, да и сегодня ежегодно наносят обществу серьезный материальный ущерб и уносят тысячи жизней. Применение водных систем пожаротушения в жилых и общественных зданиях обеспечивает пожарную безопасность всего общества.

      Вода  обеспечивает жизнь не только человеку, но и всему растительному и  животному миру на территории обитания общества, и особенно на территории плотного заселения – городов  и населенных пунктов. Для поддержания экологического равновесия на этих территориях необходимо обеспечивать растительный и связанный с ним экологической цепочкой животный мир оптимальным количеством воды питьевого качества, производить поливку, уборку и мойку территории для удаления отходов жизнедеятельности и поддержания экологически здоровых условий, близких к природным. Для обеспечения экологической безопасности на территории городов, удельное среднесуточное потребление воды на одного жителя составляет 50–90 л/сут в зависимости от климатических условий, мощности источника водоснабжения, степени благоустройства населенных пунктов и других местных условий.

      В соответствии с существующими критериям  цивилизованного общества, действие принципов «социального равенства» и «социальной справедливости», «экологической ответственности перед потомками», «защита прав человека», «гарантии права на жизнь и здоровье» и т.п. процессы водоснабжения и водоотведения имеет отличительную специфику. В частотности:

      -   неизбирательность в потреблении - не позволяется устранять никого из участников сообщества от потребления этого блага (воды) независимо от его вклада в процесс формирования этого блага;

      -   неисключительностью в потреблении - процессы потребления воды одним субъектом не должно мешать потреблению его другим;

      - неделимость выгоды – выгода от пользования неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо (наиболее ярко это проявляется в сфере водоотведения);

      - ограниченность воды как блага, что требует создания соответствующих механизмов их производства и распределения, а значит – необходимость нести издержки;

    - сильные побочное воздействие процессов водоснабжение на потребление или производство другого блага, или их обратная зависимость, так называемые «Внешние эффекты», (экстерналии, externalities). Внешние эффекты, т.е. последствия, наступающие для других сторон экологически значимой хозяйственной деятельности в результате того или иного действия, которые не учитывались лицом, совершившим действие. Тем самым снижается уровень благосостояния и издержки других субъектов хозяйственной деятельности, а сами последствия не учитываются в частных расчетах совершившего действие предприятия. Таким образом, рынок не обеспечивает обратного сигнала о стоимости внешних эффектов для нарушителя, у которого в связи с этим отсутствуют стимулы к ограничению указанных действий (если они не регламентированы законодательно).

      Всё это признаки, позволяющие отнести  питьевую воду к понятию «общественного блага». Которые с одной стороны для своего существования требуют соответствующих издержек (усилий) общества, а с другой невозможность четкого разграничения между выгодаполучателями и определения размеров выгоды не позволяет однозначно распределить ответственность между ними за компенсацию издержек.

      Поэтому процессы создания, распределения и  защиты интересов в отношении  «общественных благ» всегда был  заботой государства, как проявление одной из функции его существования как общественного института.

      С другой стороны вода выступает важнейшим (а в большинстве случаев безальтернативным  фактором производства) для потребителей преследующих коммерческие цели (получение  выгоды). Т.е. вода, услуги водоснабжения  и водоотведения вступают товаром в соответствующих экономических отношениях. В относительно этого товара существует спрос, формируется предложение, устанавливается цена (тарифы) проявляется конкуренция. К примеру, предприятие в принципе имеет альтернативу между пользованием центральными коммунальными сетями, созданием своей системы (в том циркуляционной), подключении к сетям предприятия-соседа, внедрении «безводных» технологий.  Необходимо заметить, что проявление Питьевой воды как «частного блага» для Общества провоцирует интерес к этой сфере у частных субъектов.

      Системы водоснабжения и водоотведения - это комплекс водных объектов, имущественной инфраструктура (сетей и сооружений), технологий (знаний) и специалистов. Для государства одним из основных инструментов для реализации своей руководящей роли в создании, распределении и защите интересов в отношении воды как «общественного блага» выступает возможность управления (прямого или косвенного) системами водоснабжения и водоотведения. Любая потеря реального контроля государства над системами водоснабжения и водоотведения означает для него усиление рисков срыва своих обязательств перед Обществом.

      Для минимизации издержек общества инфраструктура которая обеспечивает реализацию процессов водоснабжения и водоотведения создавалась без дублирующих (альтернативных) подсистем (пример центральные системы водоснабжения и водоотведения населенных пунктов).

      Исторически сложилось, что для управления соответствующей  единой инфраструктурой, формирования коллектива специалистов Государство  создавала свои специализированные организационные структуры предприятия водопроводно – канализационного хозяйства.

Информация о работе Общественные блага