Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 16:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучить процесс развития земельных отношений с момента их формирования до настоящего времени.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- изучить исторические аспекты реформирования земельных отношений в России;
- дать оценку факторам, влияющим на процесс развития земельной реформ;
- раскрыть современную земельную реформу и развитие земельного оборота;
- рассмотреть вопросы оборота земель сельскохозяйственного назначения, понятие рента;
- выявить современные особенности развития земельных отношений.
ВВЕДЕНИЕ
Земельные отношения - одна из форм производственных отношений, возникающих между различными социальными группами людей и отдельными людьми при владении, использовании и распоряжении землей в качестве средства производства, при осуществлении предпринимательской деятельности, а так же по поводу государственного управления земельными ресурсами. Поэтапное преобразование земельных отношений в Российской Федерации, ориентированное на рыночную экономику и развитие предпринимательской деятельности граждан, предприятий и организаций, - это одна из важнейших задач государственной политики.
В свете вышесказанного особую актуальность приобретает изучение вопросов преобразования земельных отношений.
Целью курсовой работы является изучить процесс развития земельных отношений с момента их формирования до настоящего времени.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- изучить исторические
аспекты реформирования
- дать оценку факторам, влияющим на процесс развития земельной реформ;
- раскрыть современную земельную реформу и развитие земельного оборота;
- рассмотреть вопросы
оборота земель
- выявить современные
особенности развития
Предметом исследования являются земельные отношения, методы их преобразования и регулирования. В качестве объекта исследования служит аграрный сектор экономики России.
Исследование аграрных земельных отношений служит сферой научных интересов многих ученых. Среди фундаментальных работ следует назвать труды экономистов-классиков, которые являются основоположниками теории земельных отношений: Д.Рикардо, А.Смита, К.Маркса, И. фон-Тюнена. Большой вклад в изучение земельных отношений в 20-е г. внесли Чаянов А.В., Кондратьев Н.Д. Разработку современной концепции преобразования земельных отношений осуществляли Никонов А.А., Буздалов И.Н., Шмелев Г.И., Крылатых Э.Н.. Киселев СВ., Комов Н.В., Узун В.Я., Милосердое В.В., Лойко П.Ф., Анфиногентова А.А., Беленький В.Р., Волков С.Н., Панкова К.И. Следует отметить известные работы зарубежных ученых - Тизенхьюзена В., Простермана Р., Порру П., Килкенни М. и др.
1 История реформирования земельных отношений в России
Эпохальным в истории земельных отношений в России следует считать 1861 год, когда 19 февраля царь Александр II утвердил Закон «Общее положение о крестьянах, вышедших из крестьянской зависимости» и выпустил Манифест о крестьянской реформе. В этих документах была зафиксирована отмена крепостного права, что означало освобождение крестьян от личной от помещиков зависимости, но без земли. Вся земля, находившаяся в постоянном пользовании крестьян, была признана собственностью помещиков. Они обязывались предоставить крестьянам за определенные повинности в пользование усадьбу и полевой надел.
Реформа 1861 года утвердила две основные формы землепользования: общинное и подворное. К началу ХХ века в личной собственности находилось земли: у дворян - 61,9%, крестьян – 15,3%, купцов – 15%, мещан - 4,4%, духовенства - 0,3%.
С принятием закона 1896 года в Сибири начинается процесс планомерного регулирования земельных отношений. Были также приняты «Главные основания поземельного устройства государственных крестьян и инородцев, водворившихся в губерниях Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской на казенных землях». В 1898 году утверждены «Правила о порядке определения земельных наделов и о производстве поземельно-устроительных работ и об отводе лесных наделов» [5].
На основании этих документов на каждую душу мужского пола отводилось 15 десятин удобной земли и 3 десятины лесной площади [6].
На таком основании начиналась столыпинская реформа. Столыпинская реформа нанесла сильнейший удар по помещичьему и общинному землевладению. Во-первых, отменялся выкуп крестьянами надельных земель. Во-вторых, каждый земледелец получал в собственность причитающуюся ему часть общинного надела. В-третьих, любой крестьянин при желании мог прикупить помещичьи, казенные, удельные и иные земли по дешевой цене. Широкие возможности открывались и для аренды земли. В-четвертых, стимулировалось переселение крестьян из западных, центральных и южных губерний, где крестьянство страдало от малоземелья, в Сибирь. С 1906 по 1914 год численность переселенцев и ходоков составила 3760868 человек [7].
Большую помощь в становлении частно-крестьянского землевладения и хозяйствования оказал Крестьянский банк, выдававший льготные ссуды на покупку земли, инвентаря, удобрений, строительство, переселение и другие нужды. С 1907 по 1917 г. было выдано ссуд на сумму 30668009 рублей 299699 домохозяйствам, безвозвратных пособий на сумму 1279689 рублей 58020 домохозяевам, авансов в счет ссуд под залог надельной земли на сумму 11053 рубля 2343 крестьянским хозяйствам [8]. Одной из задач реформы было насаждение крестьянской земельной собственности и формирование крепкого крестьянина.
Столыпин считал крепкого, наделенного землей крестьянина фигурой, способной обеспечить подъем производительных сил в сельском хозяйстве, снабдить страну продовольствием. Известны его слова: «…нельзя составлять закон, исключительно имея в виду слабых и немощных, нет, в мировой борьбе, в соревновании народов почетное место могут занять только те из них, которые достигнут полного напряжения своей материальной и нравственной мощи» [11].
В подтверждение этих слов можно привести такие данные. За годы реформы (до 1917 г.) сельское хозяйство России достигло высоких результатов: выросли размеры посевных площадей, в том числе под техническими культурами, увеличилась продукция животноводства, выросли товарность и доходность хозяйств, экспортные поставки. Так, производство зерна с 1860 по 1913 год выросло в 2,6 раза, с 33 до 86 млн тонн, картофеля - в 5,6 раза. Экспорт зерна возрос с 1,1 млн тонн до 10,6 млн тонн, составив 30% мирового. Росссия заняла первое место в мировом экспорте зерна (США - третье место).
Однако, несмотря на очевидные успехи реформы, разрушение общинных отношений шло медленно и болезненно. Накануне революции по 40 губерниям Европейской России вышло из общины, закрепило землю в частную собственность только 24% от общего количества дворов, сосредоточив лишь 15%земли. Надельное общинное землепользование сохраняло господствующее положение. Частная собственность на землю не стала основной формой собственности в сельском хозяйстве.
Таким образом, столыпинская реформа имела для России как положительные, так и отрицательные результаты. Слой зажиточных крестьян, ведущих товарное хозяйство, мог бы быть больше, если бы реформа проводилась более последовательно. К тому же Столыпин в своей реформаторской деятельности ориентировался, по нашему мнению, на американский путь развития сельского хозяйства, что для России было неприемлемо.
2 Оценка факторов, влияющих на процесс развития земельной реформ
Современные российские экономисты неоднозначно оценивают ход и результаты земельно-аграрной реформы Столыпина.
Так, умеренное крыло экономистов больший акцент делает на положительные моменты, отмечая, что, во-первых, реформа дала импульс для развития частных крестьянских хозяйств. Оно считает, что Столыпин не ратовал за ликвидацию помещичьего землевладения, видя в нем сохранение культуры и агрикультуры на селе.
Во-вторых, реформа не нацеливалась на повсеместное и ускоренное разрушение общины, напротив, там, где хлебопашество имело второстепенное значение, община могла быть лучшим способом использования земли. Таким образом, столыпинская реформа была направлена на то, чтобы обеспечить сосуществование и развитие различных форм собственности и хозяйствования в сельском хозяйстве.
В-третьих, Столыпин был противником национализации земли, но он и не принимал идею уравнительного бесплатного раздела земли между всеми желающими ее иметь. Сверх своего надела крестьянин мог получить землю только за плату, хотя и на льготных условиях. При таком условии частное землевладение сосредоточивалось у «крепких и сильных мужиков».
В-четвертых, предусматривались существенные ограничения частной собственности на землю. П.А. Столыпин предлагал такие ограничения: «надельная земля не может быть отчуждена лицу иного сословия; надельная земля не может быть заложена иначе, как в Крестьянский банк; она не может быть продана за наличные деньги; она не может быть завещана иначе, как по обычаю…».
В-пятых, Столыпин
Иначе в экономической науке оценивают цели, средства и результаты реформы 1906-1911 годов представители леворадикального крыла. Концептуальное содержание столыпинской реформы подвергается их аргументированной критике.
Во-первых, цель - фермеризация российской деревни, по мнению леворадикалов, носила политический характер и состояла в сохранении помещичье-дворянского класса и приспособлении его к буржуазному развитию. Крупные фермеры (кулаки) должны были выступить союзниками, подтягивая первых, и вместе с ними пролетаризировать крестьянство, превращая большинство в батраков. Стоявшая на пути этих преобразований община подлежала разрушению. Во-вторых, отмечается тот необыкновенный натиск, с каким Столыпин пытался провести данную идею в жизнь, опираясь в числе прочего на массовый террор против крестьян, сопротивляющихся выделению земельных участков из общинных фондов, равно как и против политических противников и оппонентов реформы. При этом ссылаются на слова С. Витте: «Если будет когда-либо издан сборник речей Столыпина в первой, второй и третьей Думе, то каждый читатель подумает: «Какой либеральный государственный деятель», и одновременно никто столько не казнил, и самым безобразным образом, как он, Столыпин, никто не произвольничал так, как он, никто не оплевал так закон, как он, никто не уничтожал так хотя бы видимость правосудия, как он, Столыпин, и все сопровождая самыми либеральными речами и жестами» [17].
В-третьих, проведенная с беспрецедентными «социальными издержками» реформа имела не те результаты, на которые рассчитывал реформатор. В деревню, вместо социального мира, был привнесен антагонизм между обуржуазившейся крестьянской верхушкой (кулаками) и пролетаризирующейся крестьянской массой, между кулаками и помещичьим сословием. Не случайно кулачество в большинстве своем поддержало актуализированный революционными событиями лозунг конфискации всех помещичьих земель.
В-четвертых, экономические результаты реформы следует оценивать скромнее. Несмотря на сильный административный нажим, к началу 1916 года из общины окончательно вышло 2008 домохозяев, а совокупное число новых домохозяйств достигло примерно 2,5 млн.
В-пятых, несмотря на определенное расширение применения машин, основная масса крестьянских хозяйств оставалась технически отсталой, применяющей деревянные орудия труда (сохи, плуги, бороны). Полеводство велось экстенсивными методами с преобладанием зерновых, что отчасти диктовалось возрастающими экспортными потребностями. В худшем в сравнении с земледелием положении оказалось животноводство. За трехлетие, 1911-1913 годы, общее количество скота уменьшилось с 188,6 млн до 173,4 млн голов.
В известном смысле знаковым результатом столыпинской реформы явился голод, охвативший в 1911-1913 годах многие губернии России и 30 млн крестьян [18].
Критикуя судьбоносноую столыпинскую реформу земельно-аграрных отношений в России, леворадикалы отмечают, что наши современные реформаторы любят кивать на «светлое дореволюционное прошлое» Отечества. Однако опыт и итоги столыпинской реформы, вопреки массированной пропаганде преимуществ «нового землеустройства», не вывели российское сельское хозяйство на траекторию экономически и социально устойчивого прогресса.
3 Современная земельная реформа
Земельная реформа - это совокупность экономических, организационных, социально-политических, правовых мер, которые были направлены на преобразования в сфере земельных отношений. Основными этапами земельной реформы являлись: инвентаризация земель; передача земель в собственность, аренду; формирование соответствующей правовой базы.
Переход от планово-административной экономики к рыночной потребовал преобразований в области земельных отношений. Сложившаяся в советское время структура земельных ресурсов и система земельных правоотношений в рыночных условиях не могла обеспечивать эффективное использование земельных ресурсов, что объективно потребовало реформирования.
Были приняты законы, направленные на формирование различных форм собственности на землю, активизацию оборота земельных ресурсов, повышение эффективности их использования. Особо выделяют принятие Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г., утвердившего принципы земельного законодательства. Земельным кодексом Российской Федерации были заложены основы землеустройства, государственного земельного кадастра и земельного контроля, платности и ответственности землепользования, а также основы правоотношений в области управления и распоряжения земельными ресурсами в интересах жизнедеятельности граждан, проживающих на территории РФ.
Земельная реформа в РФ осуществляется с отставанием по срокам, не произошло кардинального повышения эффективности использования земли, качественного увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала. Причинами такого отставания является несоответствие оформленных в советский период прав на землю хозяйствующих субъектов новым, рыночным условиям. Такая форма права, как постоянное (бессрочное) пользование земельными участками, была преобладающей для большинства предприятий и организаций.
Земельным кодексом РФ и законом о его введении в действие прямо предусмотрена обязанность всех юридических лиц (за исключением органов государственной и муниципальной власти, государственных и муниципальных учреждений, а также казенных предприятий) переоформить по своим земельным участкам право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности или право аренды.
Информация о работе Оценка факторов, влияющих на процесс развития земельной реформ в России