Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 16:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучить процесс развития земельных отношений с момента их формирования до настоящего времени.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- изучить исторические аспекты реформирования земельных отношений в России;
- дать оценку факторам, влияющим на процесс развития земельной реформ;
- раскрыть современную земельную реформу и развитие земельного оборота;
- рассмотреть вопросы оборота земель сельскохозяйственного назначения, понятие рента;
- выявить современные особенности развития земельных отношений.
В результате имеет место диспропорция между спросом и предложением земли. В большинстве случаев предложение превышает спрос; за исключением, пожалуй, земель вокруг крупных городов, где цена определяется рынком. Несовершенство рыночного механизма и ограниченное число рыночных субъектов не способствует установлению на рынке земли в России объективной равновесной рыночной цены.
Земельный налог же рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости участка, которая призвана, в том числе, назначать объективную стартовую цену при продаже земли. А кадастровая оценка земель также основана на статистическом анализе рыночных цен аналогичных объектов недвижимости.
Однако информация о ценах на землю, определенная в договорах купли-продажи земельных участков, не всегда соответствует реальным рыночным ценам. Как правило, цены на землю в договорах занижены или же использована нормативная цена земли, например, в пригородах г. Москвы и г. Санкт-Петербурга зарегистрированные цены за земельные участки составляют 25-70 руб./кв.м. при среднем уровне спроса и предложения 135-300 руб./кв.м [9].
В результате, отсутствие достоверной информации о ценах сделок с землей, деятельность бюрократического аппарата, который стремиться извлечь ренту из административного ресурса делает муниципальные образования монополистом в процессе формирования цены. Администрации заинтересованы в ограничении предложения на рынке земли при общей тенденции к увеличению спроса на нее. Это позволяет им продавать (сдавать в аренду) земельные участки по цене, существенно превышающей ее рыночную стоимость.
По сведениям «ИТАР-ТАСС», постоянно приходят жалобы на завышенную кадастровую оценку. В ряде мест, по утверждениям экспертов, она завышается почти в 20 раз, что в итоге приводит к необоснованному увеличению платежей земельного налога, ссылаясь на представителей крупных агрохолдингов, утверждает, что с конца 2010 г. цены выросли в несколько раз и продолжают увеличиваться. За 2011 год цена на землю сельхозназначения удвоилась, а в 2010 г. выросла еще в 1,5 - 3 раза. Один гектар паевой земли в южных районах и Черноземье стоит от $1500 до 2000. Из этой суммы, собственнику пая достается, в лучшем случае, $400. На затраты по оформление 1 га земли в собственность расходуется от $400 до 500. Цена же 1 га отмежеванной и полностью оформленной земли в южных регионах достигает $5000 [12].
Поэтому, отсутствие реальной стоимости земли приводит к тому, что с одной стороны, мелкий землевладелец не может продать или заложить земельный участок, а с другой стороны, малым предприятиям сложно (и даже невозможно) конкурировать на аукционах по продаже государственных (муниципальных) земель с крупным бизнесом. Это препятствует конкуренции, увеличивает концентрацию на рынке и степень его монополизации.
Положение усугубляется низким уровнем развития инфраструктуры земельного рынка, высоким уровнем коррупции, сложностью процедур предоставления, оформления, регистрации и защиты прав на земельный участок.
Однако, хаотичное развитие земельного рынка в России, похоже, полностью перестало устраивать государство. Последней каплей стали скандалы с аукционами по распродаже за бесценок прав аренды федеральных лесов в пользующихся наибольшим спросом районах Подмосковья. В итоге до 1 января 2011 года запрещены любые операции с федеральной землей и тем, что на ней расположено [11].
Для увеличения количества рыночных субъектов, необходимого для развития конкурентного рынка, ориентированного на вовлечение земли в хозяйственную деятельность, на государственном уровне принято ряд мер. С целью упрощения процесса закрепления прав собственности и объективной оценки земельных ресурсов в марте 2009 года была создана единая Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии, которая ведает всеми вопросами регистрации прав и учета недвижимости. До 1 января 2011 года - оформление всех документов по недвижимости перевели в режим «одного окна». С 1 января 2012 года в стране начнут работать так называемые кадастровые инженеры, которые будут заниматься как обмером земли, так и постройками, то есть заменят землемеров и сотрудников БТИ [8].
Последующее государственное
регулирование рынка земли
Например, на организацию и правовую поддержку ресурсного рынка, который позволит свести вместе субъектов земельных отношений, что повысит эластичности спроса и предложения и обеспечит эффективное ценообразование.
Для развития добросовестной конкуренции, необходима кредитная и финансовая поддержка малого и среднего бизнеса, не имеющего достаточного объема собственных средств на приобретение земельных участков и ориентированного на долгосрочное использование земельного ресурса и инвестирующего капиталы в мероприятия по сохранению его полезных потребительских свойств.
В связи с этим представляется необходимым узаконить льготы по земельному налогу, активизировать предоставление ссуд на приобретение земельных участков, а также дотаций на осуществление хозяйственной деятельности, разработать и реализовать федеральные целевые программы повышения плодородия почв, строительства дорог, мелиоративных систем и т. п.
В земельной политике надо изменить идеологию, ориентируясь на следующие приоритеты:
1. Землю надо рассматривать
в единстве ее основных
2. Необходимо разумно
сочетать государственные и
3. При установлении направлений развития землепользования и землеустройства не следует насаждать строго определенные формы собственности и хозяйствования на земле. Они должны, исходя из объективных экономических законов, сами доказать право на существование. При этом не надо забывать исторически оправдавших себя преимуществ крупного производства перед мелкими и крупных форм землепользования перед парцеллярным.
4. Для старта в восстановлении экономики и обеспечении ее эффективного функционирования в дальнейшем нужно вовлечь в нее земельно-ресурсный потенциал, но, не проедая или продавая его, а делая двигателем развития производительных сил и производственных отношений, организуя его рациональное использование и охрану.
5. Земельную политику
надо строить, исходя из
Контроль за использованием и охраной земли является одной из функций государственного управления земельными ресурсами. Без контроля нельзя эффективно управлять. Поэтому его нужно всячески развивать и сделать только государственным.
Оценка земель - основное звено экономического механизма регулирования земельных отношений. Пока земля не оценена, нельзя даже начинать говорить об обороте земельных участков, о земельном рынке, залоге земель, совершенствовании налоговой и инвестиционной политики. Данные оценки земель влияют на объемы земельных платежей, повышение эффективности использования земель различного назначения.
По данным Росгосстата России, в государственной собственности находится 92,4 % всей земли. В 2012 году планируется завершить приватизацию государственной собственности в РФ, окончательно сформировать систему управления федеральным имуществом и удвоить доходы от приватизации государственного имущества. После разграничения государственной собственности на землю, планируется, что 16,3% земли будет в частной собственности, 2,2% - в собственности РФ, 8,2% - в собственности субъектов РФ, 73,3% - в собственности муниципальных образований [11].
Решение земельного вопроса в России может заключаться в том, чтобы наибольшие земельные участки, пригодные для слабо механизированной или ручной обработки силами одной среднестатистической российской семьи, могли находиться в личной собственности. Вся же остальная земля, пригодная для сельскохозяйственного производства, а также земля, находящейся сейчас в ведении муниципалитетов городов и поселков, должна находиться в «ответственной собственности», права на которую должны быть поделены между двумя независимыми владельцами, которые будут являться равноправными собственниками их общего земельного участка. Одним из совладельцев такой собственности должно выступать государство в лице центральной или местной представительной власти. В качестве другого собственника - любое физическое или юридическое лицо. Между совладельцами заключается бессрочный договор по пользованию совместной земельной собственностью на определенных условиях.
Вопросы ее купли-продажи, а также дарение решаются совместно обоими собственниками. Совместно решаются также вопросы перепрофилирования земли и ее расчленения на участки.
3аключение
Исторический экскурс
в области земельных отношений
показал, что в России земельный
вопрос всегда был сложным и
Земельные отношения в
зарубежных странах весьма разнообразны,
имеют свою специфику. Важно отметить,
что в них сильна роль государства
в регулировании земельных
Земельные отношения в современной России должны регулироваться рынком. Роль государства на рынке земли должна заключаться в сочетании минимума административного вмешательства и максимума экономического содействия развитию земельного оборота. Исходя из результатов наших исследований земельных отношений в России, мы сформулировали основные принципы регулирования земельных отношений:
- обеспечение обязательности
в использовании
- достижение оптимального сочетания форм собственности, владения и пользования землей.
- недопустимость
- сочетание регулирования
использования земли в
- недопущение разрушения плодородной силы земли - этого главного ее качества как основного средства производства;
Наши исследования показывают, что наибольшая эффективность использования земли в основных сельскохозяйственных районах Республики Башкортостан достигается в хозяйствах с площадью сельскохозяйственных угодий от 3000 га до 5000 га.
В концепции закона о введении оборота сельскохозяйственных земель в Российской Федерации считаем целесообразным:
- иностранным гражданам
и юридическим лицам
- предусмотреть в законе гражданам, имеющим право на получение земельной доли (пая), определенной при реорганизации колхозов, совхозов, иных сельскохозяйственных предприятий, право получить землю однократно и бесплатно в размере среднерайоннной доли (пая);
- ввести минимальный размер
площади для ведения
- ограничить максимальный
размер земли, находящейся в
частной собственности гражданина
или его близких родственников, не более
5 % от общей площади сельскохозяйственных
угодий в границах административно-
- определить «ненадлежащее
использование земли» как
Список использованной литературы
1. Акмаров П.Б. Эффективность использования производственных ресурсов коллективными хозяйствами. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2002. № 4.
2. Башоров В. Автоматизированная система ведения земельного кадастра: земельная реформа. // Экономика сельского хозяйства России. 1999. - № 2. - С. 23.
3. Белова Т. Экономико-
4. Белоусов Н., Головин
А. Фермерские хозяйства
Информация о работе Оценка факторов, влияющих на процесс развития земельной реформ в России