- другие виды внешнеэкономической деятельности
не запрещенные законами Украины. [2]
- Особенности ВЭД в Украине
Внешнеэкономический аспект современной
политической ситуации на Украине обусловливается
существованием и воздействием трех
мощных факторов:
- финансовой зависимости страны от западных
международных организаций,
- энергетической зависимости от России
и стран СНГ,
- заинтересованности в продвижении украинских
вооружений на рынки зарубежных стран,
в том числе и стран «третьего мира», а
также стран СНГ.
Следует специально отметить, что
в связи с неблагоприятно складывающейся
для Украины конъюнктурой мирового
рынка, а также с в связи
с разрушением производственного
потенциала украинской топливно-добывающей
и металло-перерабатывающей промышленности,
традиционно формировавшаяся заинтересованность
её в продвижении на внешние рынки
товаров продовольственной группы,
а также продуктов производства
черной и цветной металлургии
и угольной и химической промышленности
имеет явную тенденцию к снижению.
[3]
Украине необходимо исходить из того,
что ВЭД, представляющая собой все виды
хозяйственной деятельности, связанные
с участием страны в международном разделении
труда, является неотъемлемой частью всей
хозяйственной деятельности государства.
В новых условиях, когда экономика
Украины стремится к рыночным
условиям, когда в стране разрушены
структуры государственного регулирования
ВЭД, характерные для командно-административной
системы управления, а новые находятся
в процессе становления, цели и задачи
государственного регулирования ВЭД
существенно изменились. В современных
условиях, которые характеризуются
падением производства, дестабилизацией
финансовой системы страны, широкой
либерализацией внешнеэкономической
деятельности, означающей, по сути, ликвидацию
государственной монополии на внешнюю
торговлю и др. виды ВЭД, необходимо
определить те формы и методы воздействия
на хозяйствующие субъекты - участников
ВЭД, которые были бы способны обеспечивать
защиту государственных интересов.
Опыт проводимого в Украине (в
т.ч. в составе бывшего СССР), начиная
с 1987 года, курса на либерализацию
внешнеэкономической деятельности
в условиях общей нестабильности,
серьезного социально-экономического
кризиса, нарушения хозяйственных
связей между производителями практически
во всех сферах экономики, наличия значительных
ценовых диспропорций, экономически
совершенно необоснованного несоответствия
между ценами на сельскохозяйственную
и промышленную продукцию в пользу
последней, дезорганизации хозяйственной
инфраструктуры на большом экономическом
пространстве, показал, что политика поспешной
либерализации ВЭД привела к достаточно
крупным издержкам в экономике.
Отсутствие должного порядка во
внешнеэкономической сфере деятельности,
необоснованное ослабление государственного
контроля в этой области оказывает
негативное влияние на развитие национальной
экономики, приводит к значительному
оттоку капитала из страны, поскольку
нестабильное политико-экономическое
положение в Украине не может
стимулировать производственные капиталовложения.
И в этих условиях либерализация
ВЭД, неэффективность государственного
валютного контроля привели к "утечке"
капиталов из Украины. К тому же "обесценивается"
и сам курс на либерализацию ВЭД:
бессмысленно стимулировать экспорт,
если валютные доходы оседают за рубежом
и не вкладываются в украинскую экономику.
В таких условиях, сложившаяся в
стране ситуация требует:
- усиления контроля над репатриацией
украинских капиталов,
- создания условий для надежного и выгодного
помещения иностранной валюты в национальные
банки.
Но для этого необходимо скорректировать
политику либерализации ВЭД в
сторону более четкой и рациональной
организации государственного контроля
ВЭД, который, с одной стороны, должен
обеспечить защиту государственных
интересов, а с другой стороны, не
нарушать действия субъектов хозяйственной
деятельности, как с экономической,
так и с правовой точек зрения.
На современном этапе складывающиеся
направления развития внешнеэкономических
связей Украины создают реальную
угрозу национальному производству,
которое уже сейчас серьезно страдает
от конкуренции многих товаров, поступающих
по импорту. К такой свободной, не защищённой
государством конкуренции украинская
промышленность еще не готова. Здесь необходим
весьма взвешенный подход при определении
приоритетов во внешнеэкономической политике
Украины и выборе тех или иных средств
такой политики, способных защитить от
разрушения ряд отраслей украинской промышленности,
и, прежде всего, наукоёмких производств.
По некоторым оценкам, если положение
не изменится, через 2-3 года может сложиться
ситуация, при которой многие отрасли
национальной промышленности, включая
электронику и некоторые другие наукоёмкие
и трудоёмкие прогрессивные виды производства,
окажутся окончательно разрушенными.
[4]
- Органы государственного регулирования ВЭД на Украине и их компетенция.
Высшим органом регулирования
ВЭД является, ВРУ. К ее компетенции
относятся:
- Принятие, изменение и отмена законов, касающихся ВЭД.
- Утверждение главных направлений на финансирование ВЭП Украины.
- Утверждение и изменение структуры органов государственного регулирования ВЭД.
- Заключение международных договоров Украины с другими странами на правительственном уровне.
- Утверждение ставок и условий налогообложения (таможенные тарифы, вводные, выводные пошлины) при осуществлении режимов ВЭД на территории Украины.
Кабинет Министров Украины:
- Принимает меры по осуществлению ВЭП Украины в соответствии с законами Украины.
- Осуществляет координацию деятельности министерств, государственных комитетов и ведомств Украины по регулированию ВЭД, координирует работу торговых представительств Украины за рубежом (министерство экономики).
- Принимает нормативные акты по вопросам ВЭД.
- Проводит переговоры и заключает межправительственные договоры.
- Вносит на рассмотрение Верховного Совета предложения по структуре министерств, государственных органов и ведомств, занимающихся регулированием ВЭД.
- Обеспечивает составление платежного баланса и свободного валютного плана.
- Осуществляет меры по обеспечению рационального использования средств государственного валютного фонда Украины.
Национальный банк Украины:
- Осуществляет хранение и использование золотовалютного резерва Украины и других государственных ценностей, обеспечивающих платежеспособность Украины (картины, золотая плата Кремля, Алмазный Фонд).
- Представляет интересы Украины в отношениях с центробанками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учериждениями и заключает соответствующие межбанковские соглашения.
- Регулирует курс национальной валюты к денежным единицам других государств.
- Осуществляет учет и расчеты по предоставленным и полученным государственным кредитам, производит операции с валютными ресурсами, выделяемыми из государственного фонда.
НБУ в своей деятельности
руководствуется законом Украины
“О банках и банковской деятельности”.
Министерство, координирующее
ВЭС Украины.
- Обеспечение проведения единой ВЭД.
- Контроль за соблюдением субъектами ВЭД действующих законов Украины “О ВЭД” и условий международных договоров Украины.
- Нетарифное регулирование ВЭД: регистрация субъектов ВЭД, регистрация отдельных крупных контрактов, регистрация видов АЭД.
Государственное управление
таможенного контроля Украины:
- Осуществляет таможенный контроль в Украине согласно действующим законам и таможенному кодексу.
Органы местного управления
ВЭД:
- Местные советы народных депутатов (законодательный орган) (в Херсоне возглавляет Валерий Третьяков) и Управление по ВЭС при облгосадминистрациях (исполнительный орган).
Областной совет народных
депутатов является носителем ВЭП
государства в регионах.
Исполнительным органом
ВЭД на местах являются управление
по ВЭС при облгосадминистрациях.
Органы государственного
регулирования ВЭД Украины могут
создавать свои территориальные
подразделения (отделения), при этом
созданные органы территориального
регулирования обязательно согласовывают
свои действия с соответствующими местными
советами народных депутатов. Например,
создание свободной экономической
зоны Сиваш, по решению государственных
органов ВЭД Украины, обязательно
было согласовано с местными крымскими
Советами народных депутатов и с
Херсонскими в том числе.
- Механизм регулирования внешнеэкономической деятельности.
Органы государственного
и негосударственного регулирования
и управления внешнеэкономической
деятельностью.
Большое внимание управлению
и регулированию внешнеэкономических
связей уделяют: правительственные
органы, государственный аппарат, негосударственные
отечественные и международные
организации.
Энергичному и быстрому воздействию
на регулирование различных форм
ВЭД способствуют указы Президента.
Высшими органами, осуществляющими
государственное регулирование
ВЭД, являются Совет Федерации и
Государственная Дума, которые вправе
принимать, изменять, отменять законы,
регулирующие внешнюю торговлю, совместное
предпринимательство и другие формы
внешнеэкономического сотрудничества
и взаимодействия.
Общее руководство внешнеэкономической
деятельностью осуществляет Правительство
на основе принятия нормативных актов
управления по вопросам ВЭД, координации
деятельности министерств и ведомств
в сфере ВЭД, проведения переговоров и
заключения межправительственных договоров.
На Министерство торговли
возложены такие регулирующие функции:
- выработка стратегии внешнеэкономической
политики и обеспечение ее проведения
всеми субъектами ВЭД на основе координации
их действий в соответствии с международными
договорами;
- разработка единой валютной,
кредитной, ценовой политики;
- осуществление контроля за
соблюдением всеми субъектами ВЭД законов
и условий международных договоров;
- сотрудничество с различными
международными и межправительственными
комиссиями по вопросам развития и регулирования
ВЭД;
- подготовка и заключение внешнеторговых
договоров и соглашений с разными странами;
- координация и согласование
внешнеэкономической деятельности с Министерством
экономики, Министерством финансов и другими
министерствами и ведомствами;
- осуществление мер нетарифного
регулирования ВЭД.
Важная роль в регулировании
ВЭД принадлежит Центральному банку, который
заключает межбанковские соглашения,
представляет интересы государства в
отношениях с национальными или центральными
банками других государств, международными
банками и другими финансово-кредитными
учреждениями. К основным функциям Центробанка
относятся: проведение всех видов валютных
операций, разработка сферы и системы
обращения в стране иностранной валюты
и ценных бумаг, издание нормативных актов,
регулирование курса, выдача лицензий
банкам на осуществление валютных операций.
Из негосударственных
организаций наибольшее воздействие
на развитие и осуществление ВЭД
оказывают торгово-промышленные палаты.
Торгово-промышленная палата является
негосударственной некоммерческой общественной
организацией, объединяющей предприятия
и предпринимателей, она является юридическим
лицом, она создается в целях содействия
развитию экономики страны, ее интегрированию
в мировую хозяйственную систему, формированию
современно промышленной и торговой инфраструктуры;
всемирному развитию всех видов предпринимательства,
торговых и научно-технических связей
с зарубежными странами.
Торгово-промышленные палаты
выполняют следующие задачи:
- оказание помощи предпринимателям и предприятиям,
- организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и с государством,
- содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности,
- оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг,
- содействие развитию экспорта товаров и услуг, оказание технической помощи субъектам предпринимательской деятельности в проведении операций на внешнем рынке,
- принятие мер к недопущению и пересечению недобросовестной конкуренции, неделового партнерства,
- содействие регулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями,
- предоставление услуг для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций.