Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:57, доклад
В мировой практике используются различные организационно-правовые формы предприятий, которые определяются национальным законодательством отдельных стран. Законы придают им статус юридического лица, которое обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, выступает в гражданском обороте, в суде, хозяйственном суде и третейском суде от своего имени.
Введение……………………………………………………………………...……3
Организационно-правовые формы предприятия в Украине……………..4
Принципы функционирования организационно-хозяйственного механизма предпринимательства………………………………………….8
Статистические показатели акционерных обществ в Украине за 2008г, 2009г и 2010г……………………………………………………………….12
Перспективы развития корпоративного управления в Украине: комментарии экспертов………………………………………………..…15
Выбор организационно-правовой формы предприятия………………...16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………………………………..….20
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………..….
ВВЕДЕНИЕ
Инструментом предпринимательской деятельности является, прежде всего, предприятие. Под предприятием подразумевается самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, который на основе использования закрепленного за ним имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги.
«Правовая форма» в отличие от самого предприятия как самостоятельной, имущестственно обособленной хозяйственной единицы - это комплекс правовых норм, определяющих отношения участников предприятия со всем окружающим миром. В правовой практике западных стран самого понятия «предприятие» не существует. Закон там имеет дело только с «товариществом» («компанией»), т. е. с объединением лиц, связанных одним из признанных видов договора. Таким образом, нельзя смешивать понятие предприятия с его правовой формой.
В мировой практике используются различные организационно-правовые формы предприятий, которые определяются национальным законодательством отдельных стран. Законы придают им статус юридического лица, которое обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, выступает в гражданском обороте, в суде, хозяйственном суде и третейском суде от своего имени.
По действующему украинскому законодательству, на сегодняшний день существуют следующие организационно-правовые формы предприятий:
Теперь более подробно рассмотрим характеристику организационно-правовых форм предприятия.
Индивидуальное предприятие- предприятие, основанное на личной собственности физического лица и сугубо его труда.
Семейное предприятие - предприятие, основанное на собственности и труде членов одной семьи, проживающих вместе.
Частное предприятие - предприятие, основанное на собственности отдельного гражданина Украины, с правом найма рабочей силы.
Коллективное предприятие - предприятие, основанное на собственности трудового коллектива предприятия, кооператива, общественной и религиозной организации.
Бюджетные предприятия. В эту группу входят предприятия, не имеющие ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности. По своему положению они относятся к системе государственного административного управления и непосредственно подчиняются или структурно входят в какие-либо министерства, ведомства или органы местного самоуправления. Они не платят налоги на полученную прибыль, все их доходы и расходы проходят через госбюджет. Внешними источниками финансирования они обычно не пользуются, а субсидируются за счет государственной казны. Руководители предприятий назначаются соответствующими государственными органами и наряду с остальным персоналом считаются государственными служащими. К числу бюджетных предприятий обычно относятся службы связи, верфи, арсеналы и т. п.
Корпорация — это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Корпорация- общество, основанное на паях. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), индивиды (домохозяйства) становятся собственниками корпорации. Через рынок ценных бумаг возможно быстрое привлечение финансовых средств огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рискуют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций(облигаций).Кредиторы предъявляют иск к корпорации в целом, но не к акционерам как частным лицам (право ограниченной ответственности).
Совместное предприятие - предприятие, основанное на базе объединения имущества разных собственников (смешанная форма собственности). В числе учредителей совместного предприятия могут быть юридические лица и граждане Украины и других государств.
Хозяйственными обществами, признаются предприятия, учреждения, организации, созданные на основании договора юридическими лицами и гражданами путем объединения их имущества и предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.
К хозяйственным обществам относятся:
Акционерным обществом (АО) называется общество, уставный фонд которого поделен на определенное количество акций равной номинальной стоимости и которое отвечает по своим обязательствам только имуществом общества. Акционеры отвечают по обязательствам общества только в пределах принадлежащих им акций. Акционерные общества бывают двух видов: открытое (акции которого могут распространяться методом открытой подписки и купли-продажи на биржах) и закрытое (акции которого распределяются между учредителями и не могут распространяться путем подписки, покупаться и продаваться на бирже).
Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) называется общество, уставный фонд которого поделен на части, размер которых определяется учредительными документами. Участники общества несут ответственность в пределах их вкладов.
Обществом с дополнительной ответственностью называется общество, уставный фонд которого (аналогично обществу с ограниченной ответственностью) поделен на части, размер которых определен учредительными документами. Однако участники такого общества отвечают по его долгам не только своим взносом в уставный фонд, а (в случае необходимости) и принадлежащим им имуществом (в равном для всех участников кратном размере к взносу каждого участника).
Полным обществом называется такое общество, все участники которого занимаются общей предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом.
Коммандитным обществом называется общество, включающее как участников, отвечающих по обязательствам общества всем своим имуществом, так и участников, ответственность которых ограничивается вкладом в имуществе общества (вкладчиков). Если в коммандитном обществе участвуют двое или больше участников с полной ответственностью, они несут солидарную ответственность по долгам общества.
Подавляющее большинство малых предприятий, действующих сегодня в Украине,- это общества с ограниченной ответственностью (ООО). Регистрация акционерных обществ гораздо более сложно и нецелесообразно для организации малого бизнеса. Основные законодательные нормы создания и функционирования предприятий в Украине регулируются Законами Украины: "О предприятиях в Украине" от 27.03.91 г. №887-XII;
"О хозяйственных обществах" от 19.09.91 г. №1576-XII;
"О предпринимательстве" от 07.02.1991 №698-12.
В соответствии с объемами хозяйственного оборота предприятия и численностью его работников (независимо от форм собственности) оно может быть отнесено к категории малых предприятий (МП). К МП относятся предприятия:
Следовательно, многообразие организационных форм бизнеса придает современной рыночной экономике характер «смешанной экономики». Такая экономика имеет ряд преимуществ, потому что в ней уживаются разные уклады, доказывая свое право на существование через конкуренцию, эффективное удовлетворение разнообразных потребностей членов общества.
Функционирование и развитие цивилизованного предпринимательства немыслимо как вне действия его саморегуляторов, так и без внешних регулирующих влияний.
Совокупность подобных внутренних и внешних регуляторов, образующих определенную систему и есть таким образом, что может быть названо «организационно-хозяйственным механизмом предпринимательства», обеспечивающим воспроизводство предпринимательского типа хозяйства и повышение эффективности этого воспроизводства.
Анализируемый механизм соответственно включает два блока: самоуправленческую компоненту, сопряженную с товарно-денежными отношениями и систему государственного регулирования, адекватную требованиям законов рынка. Каждая их рассмотренных форм - крупное и малое предпринимательство - нуждаются в обоих блоках организационно - хозяйственного обеспечения. Государственное регулирование деятельности предпринимательства представляет собой систему экономического, правового, социального и организационного обеспечения государством среды для эффективного устойчивого развития малого предпринимательства. Причем эта система базируется на ряде принципов, исходным и общим из которых является протекционизм. Он, как показывает практика, характерен для всех стран развитой рыночной экономики. Например, в США еще в 1953г принят закон, по которому правительству предписано оказывать поддержку предпринимателям малого бизнеса, консультировать, помогать и защищать их интересы с тем, чтобы сохранить свободное конкурентное предпринимательство. На Украине этот принцип также находит свое отражение, но, к сожалению, не в том объеме как хотелось бы. Принята программа «О государственной поддержке малого предпринимательства на Украине» и образован Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Другой важнейший принцип связан с осуществлением программно-целевого подхода, в части поддержки предпринимательства на уровне регионов, областей, городов.
Еще один принцип государственного регулирования предпринимательства- дифференцированность поддержки: на государственном уровне следует поддерживать не любых предпринимателей, а действительных субъектов малого предпринимательства и лишь тех из них, которые участвуют в реализации государственных программ или функционируют в регионах с устойчивым бюджетным дефицитом.
Тесно связанный с предыдущим принцип – мотивационная направленность. В Украине нужен мощный стимулирующий механизм привлечения инвестиций в сферу не просто малого бизнеса, а именно малого предпринимательства, осуществляющего инновационное воспроизводство. И господдержка должна носить селективно - стимулирующий характер.
Следующий принцип- обусловленной гарантированности и ответственности. Поддержка должна осуществляться на определенных условиях, юридически закрепляемых в договорах между государством и субъектами предпринимательства с взаимной ответственностью договаривающихся сторон. Государство и предприниматель обязаны выполнять определенный обязательства.
Еще один принцип - учет динамичности и противоречивости процесса становления слоя малых предпринимателей. Владельцы малых предприятий перестают быть предпринимателями, ведь скоро прекращают организовывать инновационные процессы в сфере производства или обмена, прекращают заниматься рисковой деятельностью и получать предпринимательский доход; предпринимательство исключает рутинные методы хозяйствования, неконкурентное воспроизводство. Эти обстоятельства важно учитывать при отборе предпринимательских проектов для государственной поддержки.
Таким образом, необходим системный подход к формированию организационно-хозяйственного механизма малого предпринимательства. Формируя этот механизм и определяя направления и инструменты государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства, следует комплексно учитывать все охарактеризованные выше принципы.
К элементам системы государственного регулирования и поддержки развития предпринимательства относятся: правовое обеспечение, финансовая поддержка, информационное обеспечение, технико-технологическая поддержка, подготовка и повышение квалификации предпринимателей, менеджеров и работников, содействие внешнеэкономической деятельности предпринимателей.
Говоря о микроэкономическом аспекте предпринимательства, следует выделить концепцию внутри корпоративных отношений крупного предпринимательства как органической части его организационно-хозяйственного механизма. Сложность этой концепции состоит в том, что для разработки единого подхода в этом вопросе требуется анализ и обобщение опыта развития новых форм организации внутрихозяйственных отношений, но отечественная практика этого дать не может. Поэтому в этой проблеме надо ориентироваться на зарубежный опыт. Последний исходит из того, что корпорация – это сложная целостная хозяйственная система со своей целью и обусловленными ею задачами, реализация которых достигается путем налаживания рационального взаимодействия всех корпоративных подразделений. Принципы организации внутри корпоративных отношений многочисленны, однако основными являются следующие:
Информация о работе Организационно-правовые формы предприятия в Украине