Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:57, доклад
В мировой практике используются различные организационно-правовые формы предприятий, которые определяются национальным законодательством отдельных стран. Законы придают им статус юридического лица, которое обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, выступает в гражданском обороте, в суде, хозяйственном суде и третейском суде от своего имени.
Введение……………………………………………………………………...……3
Организационно-правовые формы предприятия в Украине……………..4
Принципы функционирования организационно-хозяйственного механизма предпринимательства………………………………………….8
Статистические показатели акционерных обществ в Украине за 2008г, 2009г и 2010г……………………………………………………………….12
Перспективы развития корпоративного управления в Украине: комментарии экспертов………………………………………………..…15
Выбор организационно-правовой формы предприятия………………...16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………………………………..….20
Первый из указанных принципов представляет собой требование того, что каждое подразделение корпорации превращалось в коллективного предпринимателя, а все ее сотрудники становились соучастниками предпринимательской деятельности. Реализация этого принципа предполагает наделение всех корпоративных подразделений полномочиями хозяйствующих субъектов (придание им большей экономической свободы), создание внутри корпоративных рыночно -инфраструктурных формирований (маркетинговой службы, инвестиционных, инновационных, информационных центров), должны развиваться специфические внутренние формы предпринимательства (дочерние акционерные общества).
Реализация второго принципа, а именно направленность корпорации на инновационное производство, во многом зависит от внешней для корпорации среды: общего уровня научно- технического и технологического процесса, состояния и тенденций рынка, экономической политики государства. И все же главными в этом плане являются внутри корпоративные факторы: технико-технологический, финансовый и кадровый потенциал фирмы, способность его акционеров, менеджеров, специалистов и персонала разрабатывать и реализовывать инновационные стратегии.
Из описания некоторых из принципов организации внутри корпоративных отношений предпринимательского типа следует, что эти принципы реализуются в определенной организационной структуре, которая является неотъемлемым элементом механизма внутри корпоративного хозяйствования. При разработке таких структур следует учитывать схемы, эффективно применяемые в лучших корпорациях США, Японии и Западной Европы. Принимая во внимание мировой и отечественный опыт развития внутри корпоративных отношений можно предложить некую абстрактную схему организационной структуры корпорации с предпринимательской «окраской» внутрифирменных отношений. Важнейшим элементом рассматриваемого вопроса служит система управления. После перестройки предприятий на новый лад, отечественный крупный бизнес сохранил жесткую централизацию управления, при которой низшие звенья обладают недостаточной самостоятельностью. Это является тормозом для развития предпринимательства в корпорациях. В этой связи необходим переход от административной к органически- клеточной системе управления, реализующей потенциал каждого подразделения и работника в частности. Целесообразен переход от линейных и линейно - функциональных принципов управления к матричным управленческим системам, характерным для западных корпораций, звенья которых обладают большей самостоятельностью.
Таким образом, становление действенного организационно-хозяйственного механизма предпринимательства в крупных корпорациях параллельно с формированием широкой сети эффективно регулируемого государством малого предпринимательства- важнейший фактор предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования и залог вывода украинской экономики из кризиса и ее реформирования на подлинно рыночных началах.
В Украине
наибольшей популярностью пользуются
общества с ограниченной ответственностью
и частные предприятия. После вступления
в силу Гражданского Кодекса с 01.01.2004г.,
когда стало возможно регистрировать общество с
Ведь если думать, какую организационно-правовую форму выбрать для удобства работы, перспективы фирмы, нужно учитывать, прежде всего, систему налогообложения, преследуя цель минимизации налогов. Еще важным фактором при выборе организационно-правовой формы предприятия является респектабельность названия. Крупные компании, особенно иностранные партнеры будут более благожелательны к акционерному обществу, чем к частному предприятию. Вот поэтому не зря акционерное общество должно иметь минимальный уставной фонд 1 086 250 грн. Регистрация закрытого акционерного общества(ЗАО) дороже, чем какого-либо предприятия, а дополнительные затраты на содержание регистратора, депозитария и т.д. стоят около 1000 $.
По официальным данным, количество акционерных обществ (АО) в Украине за 2008 год составлял около 32 тыс., из них 11 тыс. - открытые (ОАО) и почти 21 тыс. - закрытые (ЗАО). Они производили почти 75% ВВП страны. Именно в АО сосредоточено свыше 60% промышленно-производственного потенциала Украины. Количество акционерных обществ в Украине по итогам 2009г. Сократилось на 5%. Такие данные обнародовала Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. В частности, по состоянию на начало декабря 2009 г., в Украине все было зарегистрировано как юридические лица 29 тыс. 977 акционерных обществ. Из них ОАО - 9 тыс. 618, ЗАО - 20 тыс. 359. С начала года количество ОАО уменьшилось на 4,9%, ЗАО - на 4,4%.
Количество зарегистрированных акционерных
обществ (АО) в 2010 году снизилось на 4,5%
- до 28,62 тыс. по сравнению с 29,910 тыс. в 2009
году. Как сообщается в документах, розданных
Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) на
пресс-конференции в агентстве "Интерфакс-Украина"
тенденция уменьшения количества АО различной
формы собственности имела место благодаря
принятому в 2010 году закону об АО. Количество открытых АО в 2010 году
уменьшилось до 9,18 тыс. с 9,58 тыс., количество
закрытых АО составило 19,44 тыс. по сравнению
с 20,33 тыс. обществ в 2009 году. Кроме того,
как подчеркнул на пресс-конференции глава
Госкомиссии Дмитрий Тевелев, регулятор
уделяет особое внимание проблеме выброса
на рынок "мусорных акций". По его
словам, Госкомиссия в 2010 году отказала
в регистрации эмиссий "технических
акций" на общую сумму 10,5 млрд. грн.
Следующим шагом по дерегулированию экономики и упрощению жизни бизнеса и граждан станет постепенный переход от бумажного документооборота на электронный. Об этом заявил первый вице-премьер-министр, министр экономического развития и торговли Украины Андрей Клюев. В качестве примера он привел существование в Украине большого количества реестров - от реестра прав собственности на недвижимость до реестра предприятий. "В общении с государством представители бизнеса и отдельные граждане вынуждены постоянно брать всевозможные выдержки, справки и тому подобное. Органы власти должны иметь доступ ко всем этим реестрам, и чиновник будет сам брать всю информацию. Человек не должен тратить время на хождение по инстанциям и длиннющие очереди. Если чиновнику для какого-то дела будет нужна бумажная выписка, он должен зайти из своего компьютера в соответствующий реестр, распечатать нужную информацию и приобщить ее к делу", - сказал Клюев.
Первый вице-премьер-министр
подчеркнул, что такое поручение
поставил Президент Украины, потому
разработка соответствующей
По его словам, это касается и процедур учреждения и закрытия бизнеса. Комментируя принятие 16 ноября Кабинетом министров модельного устава для обществ с ограниченной ответственностью (ООО), Клюев сообщил, что это наиболее распространена форма регистрации юридических лиц. По данным Единого государственного реестра предприятий и организаций, ООО составляют 36% от общего количества субъектов ведения хозяйства.
Александр Окунев, директор центра корпоративного управления Международного института бизнеса: «В основе корпоративного законодательства Украины использована так называемая германская модель корпоративного управления. Эта модель наиболее приемлема для ситуации, когда есть несколько крупных акционеров и необходимо согласовать их интересы, а проблема контроля наемных менеджеров не так актуальна. Система правления в таком случае является двухуровневой: первый уровень- наблюдательный совет, в него входят представители акционеров (в Германии, Франции — и сотрудники компании), второй — исполнительный орган (правление), в который входят наемные менеджеры. При такой структуре четко разделены функции надзора и исполнения. Собственники управляют менеджерами через наблюдательный совет, хотя в Украине эта модель часто существует лишь на бумаге. (…) Для эффективной работы такой системы в структуре компании обязательно должен быть корпоративный секретарь. Его главная обязанность — поставлять информацию наблюдательному совету, но сам он не принимает никаких управленческих решений. В идеале он параллельно выполняет функции секретаря наблюдательного совета и правления, отвечает за обмен информацией, рассмотрение жалоб акционеров, контактирует с регистратором общества, отвечает за решение многих других важных задач.
Сергей Мае, управляющий партнер BPT group: «Система управления во многих украинских компаниях не соответствует юридически определенной системе собственности. Как правило, в них наемный директор только подписывает документы, а управляет компанией собственник. Системы управления нет, все руководство осуществляется по телефону. И если собственник оказывается в зоне недосягаемости связи, то это для предприятия – катастрофа: ни одно решение не принимается. Однако грамотную систему управления невозможно построить до тех пор, пока не будет определена юридическая структура предприятия. Есть много примеров, когда из-за несоответствия юридической формы бизнеса и системы управления, а также отсутствия стратегии развития, полностью терялось управление компанией. Поэтому для нормального развития бизнеса нужно связать стратегию развития, юридическую структуру и систему корпоративного управления.
Так какую же организационно-правовую форму предприятия выбрать? Нет однозначно «правильной» или «лучшей» формы предприятия. Есть подходящая организационно правовая форма. В Украине чаще всего регистрируют СПД, ЧП и ООО. При том выбирают СПД или ЧП, ЧП или ООО. Можно попробовать сравнить эти формы предприятия.
Физическое лицо предприниматель (СПД). Плюсы этой формы предприятия заключаются в низком налогообложении, легкой и дешевой форме регистрации, это единоличный бизнес и не содержит требований к уставному фонду. Минусы данной формы предприятия заключаются в большой ответственности всем личным имуществом и даже недоверии со стороны серьезных организаций.
Частное
предприятие (ЧП) также характеризуется
легкой и дешевой регистрацией,
возможности нескольких
Общество
с ограниченной
Какой-то однозначно наилучшей или однозначно наихудшей формы предприятия- не существует. С точки зрения ведения хозяйственной деятельности, режимов налогообложения любые формы предприятий по законодательству Украины – абсолютно равноправны, к каждой форме есть свои плюсы и минусы.
В условиях рыночной системы хозяйствования в отличие от плановой, предприятие стремится производить те товары и оказывать те услуги, которые приносят ему наибольшую прибыль. Последнее зависит, с одной стороны, от правильности установления спроса на те товары, которые может производить предприятие, а с другой - от его производительности в целом, НТП, уровня организации производства и труда, степени конкуренции.
На практике это означает, что каждое предприятие в силу объективных и субъективных причин должно искать свой путь развития, свою организацию и свои формы хозяйствования. А это во многом зависит от организационных сторон владения и распоряжения производственными факторами.
Основой создания предприятий с различными организационно-правовыми формами функционирования послужило следующее:
Определяющим в их экономическом поведении является степень оперирования своими возможностями, чтобы производить товары и оказывать услуги и на этой основе получать доход.
На сегодняшний день наблюдается почти полное отсутствие в экономике Украины партнерств (товариществ), а доля малых и средних фирм, для которых, как правило, характерно совпадение собственности, контроля и управления, очень мала в сравнении с развитыми странами. В Украине в таких фирмах трудится всего 9,6% от общей численности занятых, ими создается 10-11% ВВП, а в расчете на тысячу жителей в стране имеется всего 5,65 предприятия такого типа. Для развитых стран эти показатели составляют соответственно 49-78% и 50-67%. На каждую тысячу населения приходится до 74,2 фирмы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выбирая форму организации структуры, необходимо, с моей точки зрения, руководствоваться следующими факторами: тип бизнеса, его цели и задачи, масштаб; количество деловых партнеров и какую ответственность они на себя берут; средства, из которых будет образован уставной фонд предприятия, какая доля в этом фонде определена для каждого партнера.
Для организаций, основной целью которых является извлечение прибыли при проведении различных торговых операций или оказании услуг законом предусматриваются различные юридические формы.
Информация о работе Организационно-правовые формы предприятия в Украине