Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:38, курсовая работа
Основные средства — это средства труда, которые участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. Основные средства предназнача-ются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года. По мере износа, стоимость основных средств уменьшается и переносится на себестоимость с помощью амортизации.
Введение…………………………………………………………………………………...3-4
1. Понятие и классификация основных средств.............................................................5
1.1. Понятие основных средств…………………………………………………………...5-6
1.2. Группировка основных средств……………………………………………………......6
2. Поступление объектов основных средств……………………………………………7
2.1. Приобретение объектов основных средств за плату…………………………………7
2.2. Учет поступлений объектов основных средств……………………………………....7
2.3. Внесение в уставный капитал объектов основных средств………………………….7
2.4. Приобретение объекта основного средства в обмен на другое
основное средство и по договору мены……………………………………………………8
2.5. Строительство объектов основных средств………………………………………...8-9
2.6. Налоговый учет основных средств…………………………………………………9-10
3. Амортизация объектов основных средств…………………………………………..11
3.1. Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете……………………...11-12
3.2. Способы начисления амортизации для целей налогообложения прибыли…….12-14
3.3. Сроки полезного использования……………………………………………………...14
3.4. Роль амортизации в накоплении основных фондов…………………………….14-16
4. Ремонт объектов основных средств………………………………………………….17
4.1. Учет расходов на проведение ремонта основных средств в бухгалтерии……...17-18
4.1.1. Ремонт объектов основных средств подрядным способом……………………18-19
4.1.2. Ремонт объектов основных средств собственными силами организации (хозяйственным способом)……………………………………………………………………………...19
4.1.3. Ремонт арендованных основных средств………………………………………….19
4.2. Отражение в налоговом учете расходов на ремонт основных средств………...19-20
5. Оценка и переоценка основных средств…………………………………………….21
5.1. Методика оценки и переоценки объектов основных средств………………...…21-22
6. Выбытие объектов основных средств……………………………………………….23
6.1. Реализация основных средств………………………………………………………...23
6.2. Взнос основного средства в качестве вклада в уставный капитал…………………23
6.3. Передача объектов основных средств безвозмездно………………………………..23
6.4. Выбытие основных средств при чрезвычайных ситуациях………………………...24
6.5. Налоговый учет по выбытию амортизируемого имущества…………………….24-25
7. Простое и расширенное воспроизводство капитала……………………………….26
Заключение…………………………………………………………………
3) расчет норматива отчислений в резерв на ремонт основных средств, который производится путем деления:
а) предельной суммы отчислений в резерв на совокупную первоначальную стоимость основных средств (если предельная сумма отчислений в резерв не больше средней величины расходов на ремонт за последние три года);
б) средней величины расходов, фактически произведенных, на ремонт за последние три года на совокупную первоначальную стоимость основных средств (если предельная сумма отчислений в резерв больше средней величины расходов на ремонт за последние три года).
Расчет норматива отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств прилагается к учетной политике для целей налогообложения.
Величина резерва определяется на весь налоговый период как произведение исчисленного норматива на совокупную стоимость основных средств на начало года (налогового периода).
Если капитальный ремонт организация планирует осуществлять в течение нескольких налоговых периодов, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование такого ремонта, приходящуюся на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения ремонта, но при условии, что в предыдущих налоговых периодах аналогичные ремонты не осуществлялись.
Отчисления в резерв производятся в течение налогового периода равными долями на последний день соответствующего отчетного периода.
В течение отчетного года все фактически произведенные расходы на ремонт основных средств относятся в уменьшение резерва независимо от величины созданного резерва на момент проведения ремонтных работ. Если фактические затраты превышают величину созданного резерва, то разница включается в прочие расходы на дату окончания налогового периода. Если сумма затрат меньше резерва, то остаток резерва относится к прочим доходам на последнюю дату текущего налогового периода.
Резерв на покрытие затрат по капитальному ремонту может иметь остаток на конец налогового периода, если согласно плану проведения капитального ремонта работы не начаты или не завершены.
При организации налогового учета расходов на ремонт основных средств необходимо вести раздельный учет формирования и использования резерва на ремонтные работы, осуществляемые в течение налогового периода, а также резерва на финансирование капитального ремонта, накопление средств на проведение которого производится более одного налогового периода, обеспечить группировку фактических расходов на ремонт по элементам затрат в зависимости от способа его проведения.
В аналитическом учете расходы на ремонт основных средств произведенные хозяйственным способом, состоят из:
1) стоимости запасных частей и других расходных материалов, использованных для ремонта;
2) расходов на оплату труда (включая суммы платежей работодателей по договорам обязательного страхования и суммы платежей по договорам добровольного страхования, договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в пользу работников с соответствующими страховыми организациями);
3) прочих расходов, связанных с ведением ремонта.
Если ремонтные работы осуществлялись подрядным способом, то затраты на оплату работ сторонних организаций отражаются общей суммой без группировки по элементам.
5. Оценка и переоценка основных средств.
5.1. Методика оценки и переоценки объектов основных средств.
В соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
Переоценка объектов основных средств производится с целью определения реальной стоимости объектов основных средств приведением первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки. Так, первоначальная стоимость основных фондов, поступивших за счет капитальных вложений предприятия включает фактические затраты на их сооружение или приобретение, расходы на доставку и установку, а также сумму НДС. Основные средства, поступившие от учредителей АО в счет их вкладов в уставный капитал, оцениваются по стоимости, определяемой соглашением сторон. Если основные средства, бывшие в эксплуатации, получены безвозмездно от других предприятий или в качестве субсидии правительственных органов, то они оцениваются по остаточной стоимости.
В момент приобретения основных фондов и принятия их на баланс предприятия величина основных фондов количественно совпадает со стоимостью основных фондов. Впоследствии, по мере участия основных фондов в производственном процессе их стоимость раздваивается: одна ее часть, равная износу, переносится на готовую продукцию, а другая — выражает остаточную стоимость действующих основных фондов.
Под текущей (восстановительной) стоимостью объектов основных средств понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта.
Не подлежат переоценке земельные участки и объекты природопользования.
При определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы данные, полученные от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной стоимости, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; оценка бюро технической инвентаризации; экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств.
Решение организации о проведении переоценки по состоянию на начало отчетного года оформляется соответствующим распорядительным документом и сопровождается подготовкой перечня объектов основных средств, подлежащих переоценке. В перечне указывают: точное название объектов основных средств, дату приобретения, сооружения, изготовления, дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.
Также в организации для проведения переоценки должна быть проведена проверка наличия объектов основных средств, подлежащих переоценке.
При принятии решения о переоценке объектов основных средств, входящих в однородную группу объектов (здания, сооружения, транспортные средства и т.п.), организации следует учитывать, что в последующем, объекты основных средств однородной группы должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость указанных объектов основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.
Основными данными для переоценки объектов основных средств являются:
1) первоначальная стоимость или текущая (восстановительная) стоимость (если объект переоценивался ранее) по состоянию на 31 декабря предыдущего отчетного года;
2) сумма амортизации, начисленной за все время использования объекта по состоянию на указанную дату;
3) документально подтвержденные данные о текущей (восстановительной) стоимости переоцениваемых объектов основных средств по состоянию на 1 января отчетного года.
Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.
6. Выбытие объектов основных средств.
6.1. Реализация основных средств.
Выбытие основных средств может иметь место в случаях:
1) продажи;
2) списания в случае морального и физического износа;
3) ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
4) передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, паевой фонд;
5) передачи по договорам дарения;
6) передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации;
7) недостачи и порчи, выявленные при инвентаризации активов и обязательств;
8) частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;
9) в иных случаях.
Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Доходы и расходы от выбытия объекта основных средств подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов и отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся.
Реализация основных средств осуществляется в основном по договорам купли-продажи, одна сторона (продавец) обязуется передать вещь(товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Цена, по которой продается основное средство, устанавливается соглашением сторон.
6.2. Взнос основного средства в качестве вклада в уставный капитал.
Вклады в уставный капитал других организаций являются долгосрочными инвестициями. В качестве инвестиций могут выступать денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта.
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета инвестиции организации в ценные государственные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций, в уставные (складочные) капиталы других организаций принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора.
6.3. Передача объектов основных средств безвозмездно.
Передача основных средств на безвозмездной основе может происходить между взаимозависимыми лицами. Например, учредитель может передать дочерней организации имущество с целью улучшения ее финансово-хозяйственной деятельности и в результате увеличения прибыли и получения более высоких дивидендов.
Расходы, связанные с выбытием основных средств, признаются операционными расходами в размере остаточной стоимости объекта основных средств.
6.4. Выбытие основных средств при чрезвычайных ситуациях.
Выбытие основных средств может происходить при форс-мажорных обстоятельствах, например: аварии, стихийные бедствия, пожары, кражи и др.
При выявлении факта хищения, недостачи имущества либо его утери при чрезвычайных ситуациях, вызванных экстремальными условиями, в организации должна быть проведена внеплановая инвентаризация имущества.
Для проведения инвентаризации в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер, и лица, на которые возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества.
По результатам инвентаризации должна быть составлена инвентаризационная опись основных средств (N ИНВ-1), сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (N ИНВ-18) и ведомость результатов, выявленных инвентаризацией (N ИНВ-26).
В компетенцию комиссии входит также выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством.
В случае, если виновные лица не установлены, объект основных средств, по решению комиссии, списывают с баланса по остаточной стоимости. Это решение оформляется актом на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих объект основных средств (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состоянием основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт на списание объекта основных средств утверждается руководителем организации.
6.5. Налоговый учет по выбытию амортизируемого имущества.
При реализации амортизируемого имущества на дату совершения операции прибыль определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения амортизируемого имущества, уменьшенной на сумму начисленной по такому имуществу амортизации, с учетом понесенных при реализации затрат. Таким образом, с 1 января 2002 года налогоплательщик получил право уменьшать доходы, полученные от реализации амортизируемого имущества не только на остаточную стоимость реализуемого имущества, но и на сумму расходов, непосредственно связанных с данной реализацией. К таким расходам, в частности, можно отнести расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.
При реализации имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от этой операции на сумму расходов, непосредственно связанных с реализацией. К таким расходам относятся расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.
Если остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком. Однако этот убыток учитывается в целях налогообложения в особом порядке.
Полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение установленного срока, который определяется как разница между сроком полезного использования амортизируемого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.