Основные теории международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание

Толчком к дальнейшему развитию мирохозяйственных связей может служить и противоречие, которое четко прослеживается.Все субъекты мирохозяйственных связей, осознавая невозможность экономического прогресса в условиях автаркии, вынуждены вливаться в процесс глобализации. Напротив, полная глобализация спровоцирует чрезмерную дифференциацию субъектов мировой экономики. Процесс движения от крайнего национализма к глобализации на современном этапе свойственен и России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1.Международная торговля………………………………………………………..4
2. Теории международной торговли……………………………………………....9
3. Проблемы международной торговли………………………………………....15
Заключение………………………………………………………………………...22
Глоссарий………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………….26
Приложения………………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

Эконом теорияяяя.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Нижегородский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Экономическая теория

Тема

Основные теории международной  торговли

Фамилия студента

Знобишина

Имя студента

Татьяна

Отчество студента

Владимировна

№ контракта

09200090302004


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1.Международная торговля………………………………………………………..4

2. Теории международной торговли……………………………………………....9

3. Проблемы международной торговли………………………………………....15

Заключение………………………………………………………………………...22

Глоссарий………………………………………………………………………….23

Список использованных источников…………………………………………….26

Приложения………………………………………………………………………27

Введение

Современные модели целостного многополярного мира, где на равноправных условиях сотрудничают и конкурируют субъекты различных типов и уровней – отдельные фирмы, страны, региональные объединения стран, международные организации, – постоянно обнаруживают практические подтверждения невозможности функционирования отдельной, абсолютно обособленной национальной экономики. Необходимость взаимодействия была осознана еще на ранних стадиях существования человеческого общества, а система мирохозяйственных связей, обеспечивающая это взаимодействие, развивалась от международных торговых связей к международной миграции капиталов, от международного обмена к международному производству. И даже на современном этапе развитие международных экономических отношений нельзя считать завершенным. Более того, все экономисты придерживаются единой точки зрения, считая международные экономические отношения одной из наиболее динамично развивающихся сфер мировой экономики.

Толчком к дальнейшему  развитию мирохозяйственных связей может служить и противоречие, которое четко прослеживается.Все субъекты мирохозяйственных связей, осознавая невозможность экономического прогресса в условиях автаркии, вынуждены вливаться в процесс глобализации. Напротив, полная глобализация спровоцирует чрезмерную дифференциацию субъектов мировой экономики. Процесс движения от крайнего национализма к глобализации на современном этапе свойственен и России.

 

Основная часть

1Международная торговля

Международная торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Мировая торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Международная торговля отличается от внутренней торговли тем, что:

1) ресурсы на международном  уровне менее мобильны, чем внутри  страны;

2) каждая страна имеет  свою валюту;

3) международная торговля  более подвержена политическому контролю.

Мировая торговля состоит  из экспорта и импорта.

Экспорт товаров означает, что их реализация происходит на внешнем рынке. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что данная страна вывозит ту продукцию, издержки производства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальных и мировых цен данного товара.

При импорте товаров страна приобретает товары, производство которых в настоящее время экономически невыгодно. Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый оборот данной страны с зарубежными странами.

Существует ряд показателей, характеризующих активность страны в мировой торговле:

1. Экспортная квота – отношение объема экспортируемых товаров и услуг к ВВП/ВНП; на уровне отрасли – это удельный вес экспортируемых отраслью товаров и услуг в их общем объеме. Характеризует степень включения страны во внешнеэкономические связи.

2. Экспортный потенциал – это та доля продукции, которую может продать определенная страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики.

3. Структура экспорта – соотношение или удельный вес экспортируемых товаров по видам и степени их переработки. Структураэкспорта позволяет выделить сырьевую или машинно-технологическую направленность экспорта, определить роль страны в международной отраслевой специализации.

4. Структура импорта, особенно соотношение объемов ввозимого в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот показатель наиболее точно отражает зависимость экономики страны от внешнего рынка и уровень развития отраслей национальной экономики.

5. Сравнительное соотношение  доли страны в мировом производстве ВВП/ВНП и ее доли в мировой торговле. Так, если доля страны в мировом производстве какого-либо вида продукции составляет 10%, а ее доля в международной торговле этим товаром – 1-2%, то это может означать несоответствие производимых товаров мировому уровню качества как следствие низкого уровня развития этой отрасли.

6. Объем экспорта в  расчете на душу населения характеризует степень открытости экономики данного государства.

В доиндустриальную эпоху  и на ранних стадиях индустриализации ведущих стран мира в международном  обороте преобладали продукты сельского  хозяйства, добывающей промышленности и текстильные изделия (2/3 мирового товарооборота). В таких условиях конкурентные позиции той или иной страны и ее возможности в международном разделении труда определялись ее природными ресурсами (землей, полезными ископаемыми, климатическими условиями).

Позднее, с переходом  передовых стран к машинному  производству, ведущую роль в мировом товарообороте стали играть готовые изделия. Конкуренция ставит производителей перед необходимостью постоянно обновлять технологию производства, снижать его издержки, улучшать потребительские свойства изделий. Доля продукции обрабатывающей промышленности возросла с 1/3 до3/4.

Рост промышленного производства ведет к увеличению потребления  сырья и соответственно к росту международной торговли им в абсолютном выражении. Однако темпы роста этой торговли оказались существенно ниже общих темпов роста мировой торговли. Сказывается влияние таких факторов, действующих в условиях НТР, как более экономное расходование промышленного сырья и замена во многих отраслях натурального сырья синтетическим. Повлияли и некоторые сдвиги в размещении мирового производства. В ряде стран-поставщиков сырья появилась промышленность по его первичной переработке и производству готовых изделий (текстильная промышленность в странах-производителях хлопка и т.д.).

Сократилась также доля продовольствия в мировой торговле. Объясняется это тем, что в развитых странах расширилось производство сельскохозяйственной продукции, повысилась, соответственно, степень их самообеспеченности продовольствием. Структура торговли весьма разнообразна в различных странах. Более бедные развивающиеся страны склонны экспортировать продукты питания и сырье, а импортировать промышленные товары.

Индустриальные страны импортируют  сырьевые товары и экспортируют продукцию  перерабатывающей промышленности.

Важную роль в международной  торговле играют экспорт и импорт услуг:

1) все виды международного  и транзитного транспорта;

2) иностранный туризм;

3) телекоммуникации;

4) банковское и страховое  дело;

5) программное обеспечение  вычислительной техники;

6) услуги здравоохранения  и обучения и др.

При уменьшении экспорта некоторых традиционных услуг наблюдается рост услуг, связанных с применением научно-технических достижений.

Мировой обмен услугами в последние два десятилетия  увеличивался втрое быстрее обмена товарами. По оценкам специалистов, в настоящее время на сферу услуг приходится 20 % мировой торговли (в стоимостном выражении).

Для ХХI столетия характерно изменение структуры внешней  торговли: существенно возросла доля промышленных товаров, особенно машин  и оборудования; увеличивается продажа  комплектующих изделий и запасных частей; растет реэкспорт; расширяется торговля лицензиями, новыми технологиями, интеллектуальной продукцией.

Мировой рынок можно  условно разделить на три «этажа». Во 2-й половине XX века в условиях нового этапа НТР верхний этаж мирового рынка расслоился на 3 яруса.

  1. Верхний «этаж» мирового рынка включает:

1-й ярус – низкотехнологичные  изделия (продукты черной металлургии,  конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь и др. продукция легкой промышленности);

2-й ярус – среднетехнологичные изделия (станки и транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и деревообработки);

3-й ярус – высокотехнологичные  изделия (аэрокосмическая и информационная  техника, автоматизированное конторское оборудование, электроника и фармацевтика, точные и измерительные приборы).

2. Средний «этаж» - это рынок средне- и низкотехнологичных трудоинтенсивных готовых изделий и полупродуктов. На нем ведут борьбу быстро индустриализирующиеся страны.

3. Нижний «этаж» – это рынок ресурсо- и трудоемких товаров. На нем конкурируют менее развитые страны, постсоветские государства. 

Различные этажи мирового рынка  отличаются друг от друга характером конкуренции. Конкурентоспособность  базовых ресурсов (агропродукты, лесоматериалы, топливо, минеральное сырье) определяется 2-мя составляющими:

1)  природными качествами;

2)  издержками производства, хранения и транспортировки.

Природные свойства многих товаров (говядины, апельсинов, минерального топлива) более или менее схожи. Главным фактором их конкурентоспособности становится цена, а точнее издержки производства, хранения и транспортировки. Эти издержки определяются стоимостью рабочей силы и уровнем производительности труда, которая во многом зависит от технической оснащенности производства.

Главная форма борьбы за рынки таких товаров – ценовая конкуренция.

Основой конкуренции  на рынке готовых изделий являются потребительские свойства товара. В значительной мере это обусловлено тем, что качество готовых изделий изменчиво.

С. Линдер описал особенности международной торговли готовыми изделиями:

1. Так как оптимум  качества и цены приобретаемых  готовых изделий обычно зависит  от объема платежных средств  импортера (от среднего уровня  доходов в стране), то потребительские  товары лучшего качества импортируются преимущественно в страны с наиболее высокими доходами на душу населения, изделия среднего качества – в страны с умеренными доходами и т.д.

2. Страны с близкими  уровнями технико-экономического  развития обречены на обмен  друг с другом различными вариантами однотипных готовых изделий.

Названные особенности  конкуренции определяют и торговую политику государств, точнее степень  тарифной и нетарифной защиты ими  внутреннего рынка.

 

2 Теории международной торговли

 

Развитие мировой торговли опирается на выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам. Теория международной торговли дает представление о том, что находится в основе этого выигрыша от внешней торговли, или чем определяются направления внешнеторговых потоков. Международная торговля служит инструментом, посредством которого страны, развивая свою специализацию, могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, повышать уровень благосостояния населения.

Вопросами международной торговли занималось множество известных экономистов. Основные теории международной торговли - Меркантилистская теория, Теория абсолютных преимуществ А. Смита, Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо и Д. С. Милля., Теория Хекшера – Олина, Парадокс Леонтьева, Теория жизненного цикла товара, Теория М. Портера, Теорема Рыбчинского, а также Теория Самуэльсона и Столпера.

 



Меркантилистская теория. Меркантилизм — система взглядов экономистов XV—XVII веков, ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Представители направления: Томас Мэн, Антуан де Монкретьен, Уильям Стаффорд. Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов.

Торговля при этом рассматривалась как игра с нулевой  суммой, когда выигрыш одного участника автоматически означает проигрыш другого, и наоборот. Для получения максимальной выгоды предлагалось усиление государственного вмешательства и контроля за состоянием внешней торговли. Торговая политика меркантилистов, названная протекционизмом, сводилась к тому, чтобы создавать барьеры в международной торговле, защищающие отечественных производителей от иностранной конкуренции, стимулировать экспорт и ограничивать импорт, вводя таможенные пошлины на иностранные товары и получая взамен своих товаров золото и серебро.

Информация о работе Основные теории международной торговли