Основные теории международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание

Толчком к дальнейшему развитию мирохозяйственных связей может служить и противоречие, которое четко прослеживается.Все субъекты мирохозяйственных связей, осознавая невозможность экономического прогресса в условиях автаркии, вынуждены вливаться в процесс глобализации. Напротив, полная глобализация спровоцирует чрезмерную дифференциацию субъектов мировой экономики. Процесс движения от крайнего национализма к глобализации на современном этапе свойственен и России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1.Международная торговля………………………………………………………..4
2. Теории международной торговли……………………………………………....9
3. Проблемы международной торговли………………………………………....15
Заключение………………………………………………………………………...22
Глоссарий………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………….26
Приложения………………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

Эконом теорияяяя.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

Основные положения  Меркантилистской теории международной  торговли:

- необходимость поддержания активного торгового баланса государства (превышения экспорта над импортом);

- признание пользы привлечения в страну золота и других драгоценных металлов с целью повышения её благосостояния;

- деньги — стимул торговли, поскольку считается, что увеличение массы денег увеличивает объём товарной массы;

- приветствуется протекционизм, направленный на импортирование сырья и полуфабрикатов и экспортирование готовой продукции;

- ограничение на экспорт предметов роскоши, так как он ведет к утечке золота из государства.

Теория абсолютных преимуществ  Адама Смита. В своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» в полемике с меркантилистами Смит сформулировал идею о том, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выиграть от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами.

Теория абсолютных преимуществ  Адама Смита предполагает, что реальное богатство страны состоит из товаров и услуг, доступных её гражданам. Если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Ресурсы страны перетекают в рентабельные отрасли, так как страна не может конкурировать в нерентабельных отраслях.

Естественные преимущества для отдельно взятой страны: климат; территория; ресурсы. Приобретённые преимущества для отдельно взятой страны: технология производства, то есть способность изготовить разнообразную продукцию.

Теория сравнительных  преимуществ Д.Рикардо и Д.С.Милля. В работе «Начала политической экономии и налогового обложения» Рикардо показал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного (относительного) преимущества. При анализе направлений развития внешней торговли следует учитывать два обстоятельства: во-первых, экономические ресурсы – природные, трудовые и др. – распределены между странами неравномерно, во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов.

Преимущества, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными, считал Д. Рикардо, поэтому даже страны, имеющие абсолютно более высокие уровни издержек производства, могут выиграть от торгового обмена. В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество и наименьшую слабость и для которого не абсолютная, а относительная выгода является наибольшей – таков закон сравнительного преимущества Д. Рикардо.

Теория Хекшера-Олина. Это теория ученых из Швеции, появившаяся в 30-е годы ХХ века, относится к неоклассическим концепциям международной торговли, так как эти экономисты не придерживались трудовой теории стоимости, считая производительными, наряду с трудом, капитал и землю. Поэтому причина торговли у них – разная обеспеченность факторами производства в странах – участницах международной торговли.

Основные положения их теории сводились  к следующему: во-первых, в странах  наблюдается тенденция экспортировать те товары, для изготовления которых  используются имеющиеся в стране в избытке факторы производства, и, наоборот, импортировать товары, для производства которых необходимы относительно редкие факторы; во-вторых, в международной торговле прослеживается тенденция выравнивания «факторных цен»; в-третьих, экспорт товаров может быть заменен перемещением факторов производства за пределы национальных границ.

Парадокс Леонтьева. Это исследования американского экономиста, подвергшего сомнению положения теории Хекшера – Олина и показывающего, что в послевоенный период экономика США специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, а не капитала. Суть парадокса Леонтьева состояла в том, что доля капиталоёмких товаров в экспорте могла расти, а трудоёмких сокращаться.

Разрешение парадокса  Леонтьева заключалась в том, что трудоёмкость товаров импортируемых США довольно велика, но цена труда в стоимости товара значительно ниже, чем в экспортных поставках США. Капиталоёмкость труда в США значительная, вместе с высокой производительностью труда это приводит к существенному влиянию цены труда в экспортных поставках. Доля трудоёмких поставок в экспорте США растёт, подтверждая парадокс Леонтьева. Связанно это с ростом доли услуг, цены труда и структуры экономики США. Это приводит к росту трудоёмкости всей американской экономики, не исключая и экспорта.

 

Теория жизненного цикла  товара. Ее выдвинули и обосновали Р.Верной, Ч.Киндельбергер и Л.Вельс. По их мнению, продукт с момента появления на рынке и до ухода с него проходит цикл, состоящий из пяти этапов:

- разработка товара. Компания находит и воплощает в жизнь новую идею товара. В это время объем продаж равен нулю, затраты растут.

- выведение товара на рынок. Прибыль отсутствует из-за высоких расходов на маркетинговые мероприятия, медленно растет объем продаж;

- быстрое завоевание рынка, увеличение прибыли;

- зрелость. Рост объема продаж замедляется, так как основная масса потребителей уже привлечена. Уровень прибыли остается неизменным или снижается из-за -  увеличения расходов на маркетинговые мероприятия по защите товара от конкуренции;

- упадок. Спад объема продаж и сокращение прибыли.

Теория М.Портера. Данная теория вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с точки зрения Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности. В основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (то есть в стимулировании производства инноваций). Государственные меры для поддержания конкурентоспособности:

- воздействие правительства на факторные условия;

- воздействие правительства на условия спроса;

- воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли;

- воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм.

Серьезным стимулом к  успеху на мировом рынке является достаточная конкуренция на внутреннем рынке. Искусственное доминирование  предприятий с помощью государственной поддержки, с точки зрения Портера, – негативное решение, приводящее к растрате и неэффективному использованию ресурсов. Теорема Рыбчинского. Теорема заключается в утверждении, что, если величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный фактор. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным.

Теория Самуэльсона  и Столпера. В середине XX в. (1948 г.) американские экономисты П.Самуэлъсон и В.Столпер усовершенствовали теорию Хекшера — Олина, представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Авторы основывают свою концепцию на модели Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривают торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами.

3 Проблемы международной торговли

 

Проблемы мировой  торговли заключаются в том, что  в 2009 году предвещают резкое сокращение  объемов.  Сокращение объемов в развивающихся странах составит 2-3 % Наибольший ущерб потерпят развитые страны, которые потеряют 10 % торгового оборота.

В 2009 году  снижение экспорта достигнет примерно 9%, что вызвано падением спроса  из-за крупнейшего экономического  спада за несколько десятилетий. Всемирная торговая организация (ВТО) докладывает о том, что это самое значительное сокращение со времен Второй мировой войны.

Вызваны  проблемы мировой торговли  и тем , что произошли уменьшения возможности получения кредита, что привело к сокращению торговли в целом. Тенденции к сокращению усилились  во второй половине прошлого года. Если в 2007 году рост в международной торговле  составлял 6% , то  за прошедший 2008 год  рост он  уменьшился до 2%.

Специалисты ВТО  констатируют, что ранее предполагаемое  экспертами мнение о том, что ослабление глобальных экономических связей  сделает спад производства в развитых странах менее опасным для развивающихся экономик не оправдалось. Рост экономики в развивающихся странах на прямую зависит от экспортных поступлений, которые значительно сократились с ослаблением мировой торговли.   
 Дефицит финансирования выросший в четыре раза по сравнению с ноябрем 2008 года  затормаживает и усугубляет решение проблемы мировой торговли. Из-за вызванного кризисом в мировой экономике сокращения  объемов торговле многие страны Азии вынуждены сократить объемы экспорта.

Однако есть некоторые  позитивные моменты в мировой экономике,  которые отмечает ВТО. По данным этой организации  в феврале нынешнего года впервые за несколько месяцев  увеличились объемы экспорта ряда товаров из Китая, Тайваня, Вьетнама.

Проблемы международной  торговли  усугубленные глобальным кризисом все чаще приводят к тому, что некоторые страны все чаще прибегают к закрытию рынков, что может привести к опасным последствиям для мировой экономике. Последствия таких действий безработица, что только усугубит  трудную ситуацию, но не будет способствовать  защите ни одной страны.

Фирмы могут стать  участниками внешнеэкономической  деятельности по разным причинам:

1.      Фирмам может потребоваться закупка сырья, товаров и оказания услуг за рубежом для ведения своего бизнеса, поскольку необходимые материалы, товары или услуги нельзя получить от отечественных производителей. Поэтому они становятся импортерами.

2.      Многие фирмы могут получать прибыль, продавая свои товары или услуги на рынках за рубежом, то есть становясь экспортерами.

3.      Другие фирмы действуют как экспортные торговые фирмы или импортно-экспортные коммерсанты, то есть являясь посредниками между покупателями и продавцами в разных странах.

Международная торговля представляет собой процесс купли  и продажи, осуществляемый между  покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Он связан с множеством практических и финансовых затруднений  для фирм, участвующих в нем.

Наряду с обычными проблемами торговли и коммерции, которые  возникают в любых типах бизнеса, в международной торговле существуют дополнительные проблемы:

- время и расстояние — кредитный риск и время выполнения контракта;

- изменение курсов иностранных валют — валютный риск;

- различия в законах и правилах;

- правительственные постановления — валютный контроль, а также суверенный риск и страховой риск.

Основным последствием колебания валютных курсов для международной  торговли является риск для экспортера или импортера, заключающийся в том, что стоимость иностранной валюты, которую они применяют в своих торговых оборотах, будет отличаться от той, на которую они надеялись и рассчитывали.

Экспозиция к иностранной  валюте и валютный риск могут принести дополнительные прибыли, а не только убытки. Однако находиться в экспозиции к валюте - значит полагаться на случай, и большинство бизнесменов предпочитает не допускать, чтобы их компания была чувствительна к неожиданным изменениям. Поэтому предприятия отыскивают способы сведения к минимуму или полного устранения экспозиции к иностранной валюте, чтобы планировать деловые операции и более достоверно прогнозировать прибыль.

Импортеры стремятся  минимизировать экспозицию к иностранной  валюте по тем же причинам.

Стоимость импортных товаров для покупателя или стоимость экспортных товаров для продавца может быть увеличена или уменьшена из-за изменения валютных курсов. Поэтому фирма, осуществляющая платежи или получающая доход в иностранной валюте, имеет потенциальный "валютный риск " из-за неблагоприятных изменений в обменных курсах.

Всегда имеется шанс получить прибыль от благоприятных  изменений обменных курсов, но существует реальная опасность понести убытки.

Кредитный риск и время выполнения контракта.

Может пройти очень много времени между подачей заявки иностранному поставщику и получением товара. Когда товар доставляется на большое расстояние, основная часть запаздывания между заявкой и доставкой, как правило, связано с продолжительностью периода перевозки. Задержки могут быть вызваны также необходимостью подготовки соответствующей документацией для перевозки.

Экспортер обычно должен предоставлять кредит на оплату на более длительное время, чем ему  потребовалось бы, если бы он продавал товар внутри своей страны. При  наличии большого числа иностранных дебиторов возникает необходимость получения дополнительного оборотного капитала для их финансирования.

Информация о работе Основные теории международной торговли