Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:54, реферат
Экономическая психология – молодое, но быстроразвивающееся направление психологической науки. Это новое научное направление призвано интегрировать подходы психологической и экономической наук в исследовании экономического по-
ведения субъекта, хозяйственной жизни общества, взаимодействия и отношений хозяйствующих субъектов.
Московский
Гуманитарный Экономический Институт
Выполнил:
Хрущёв С Б
Экономическая психология – молодое, но быстроразвивающееся направление психологической науки. Это новое научное направление призвано интегрировать подходы психологической и экономической наук в исследовании экономического по-
ведения субъекта, хозяйственной жизни общества, взаимодействия и отношений хозяйствующих субъектов. И экономика, и психология исследуют поведение субъектов. Сочетание экономического и психологического подходов позволяет более полно изучить поведение человека.
Экономическая психология возникла в результате осознания того факта, что понимание поведения человека в сфере экономических отношений и выработка успешной экономической политики невозможны без понимания психологических особенностей субъекта этих отношений. Появление новой отрасли знаний на стыке экономической теории и психологии было обусловлено объективными требованиями решения практических задач в финансово-экономической области и маркетинге: психологии восприятия денег, психологии инвестиционного и сберегающего поведения, психологических аспектов экономической политики, психологии рекламы и потребительского поведения и др.
Курс
«Экономическая психология» отражает
современное состояние
глубокому и современному пониманию экономических явлений
с учетом
их психологической составляющей, выработке
навыков использования
Экономическая психология – это наука, занимающаяся
исследованием поведения людей в условиях экономических от-
ношений, т.е. в условиях производства, распределения, обмена,
потребления, владения и управления.
Объектом экономической психологии являются индивиды и группы, действующие в экономической среде в качестве
участников и организаторов производства, владельцев, акционеров, работников, администрации, покупателей, т.е. личности во
всех ролях, которые исполняются субъектами различных рынков.
Предметом
экономической психологи
свойств, качеств в экономической среде и влияние на экономическое поведение, на действия, на успех в деятельности, а также
факторы
и механизмы воздействия
формирование личности и ее поведение.
Цель изучения дисциплины: дать представление о
предмете, истории, состоянии, проблемах и перспективах науки
– «экономическая психология».
Экономическую психологию правомерно рассматривать
как базисную дисциплину, овладение которой позволяет решить
следующие задачи:
формирование знаний по основным направлениям истории и
развития экономической психологии;
изучение особенностей психологии экономического поведения в различных его формах: от повседневной хозяйственной деятельности до экономической политики;
изучение
представлений индивидов и
в обществе, их поведении, основанном на этих представлений обучение навыкам анализа экономического поведения субъектов, восприятия экономической политики государства.
В результате изучения курса «Экономическая психология» студенты должны знать:
историю развития экономической психологии как системы
научного знания;
основные
концепции экономической
основные механизмы экономического поведения индивида и
социальных групп в сфере экономической жизни;
модели экономического поведения, несводимости его
только к рациональному поведению;
уметь:
ориентироваться в психологических аспектах проблем финансов и денежного обращения, потребительского поведения, экономической политики;
анализировать проблемные ситуации в их экономико-психологических аспектах;
находить
и анализировать
прогнозировать возможные последствия влияния психологических факторов на различные формы экономического
поведения;
учитывать и пояснять вариативность моделей экономического поведения;
обращать внимание на индивидуальные различия поведения;
использовать полученные знания и рекомендации применительно к собственному экономическому поведению.
В трудах этих авторов оформилась теория рационального «экономического человека», цель деятельности которого
состоит в получении выгоды, дохода. Определяющей чертой
концепции является «экономический эгоизм», т.е. стремление субъекта к максимизации собственной выгоды.
Идея
«экономического человека»
формы. Рамки этой концепции не стесняли исследователей до тех пор, пока ими были экономисты.
Как самостоятельная отрасль психологического знания экономическая психология зародилась на Западе как прикладная наука для удовлетворения нужд экономической теории и начала формироваться вначале ХХ в.
Среди психологов проблемы экономической психологии одним из первых начал изучать французский психолог Габриэль Тард. Он в 1902 году написал на эту тему двухтомный труд la Psychologic Economique. По определению Г. Тарда (1902) экономическая психология имеет дело с психологическими основами экономики или, говоря другими словами, с психологическими положениями, на которых основывается экономическая теория.
Немецкий психолог Г. Мюнстерберг (1863-1916), более известный в России как основатель психотехники, занимался эмпирическими, в том числе экспериментальными, исследованиями в области психологии труда и рекламы. Его работа «Психология и экономическая жизнь» (1912) была переведена на русский язык.
Джордж Катона был первым психологом, сосредоточивший свое внимание на психологических проблемах на макроэкономическом уровне. Он ввел в общую экономическую теорию такие понятия, как "отношение к чему-либо", "настроение" и "ожидания". В США он считается отцом экономической
психологии.
Он первый начал систематически применять
психологическую теорию и методы
к исследованию экономических проблем.
Именно Катона сформулировал одну из базовых
идей
экономической психологии: покупка зависит не только от
способности (экономической возможности) сделать покупку, но и от желания ее сделать (психологической готовности).
В книге «Психологическая экономика» (1975) в наиболее
полном объеме описаны его теоретические представления о со-
отношении психологии и экономики. Главная задача в использовании психологии для экономических исследований состоит,
по мнению Дж. Катоны, в выявлении и анализе внутренних тенденций, лежащих в основе экономических процессов и ответственных за экономические поступки, решения и выборы. Экономика без психологии не может успешно исследовать важнейшие экономические процессы, также как и психология без экономики не имеет возможности исследовать наиболее
важные
аспекты человеческого
Дж. Катона предложил общую модель, включающую ос-
новные группы факторов экономического поведения, которая,
несмотря на всю ее упрощенность и явный бихевиористский
крен определяет место психических процессов как промежуточных переменных, опосредствующих влияние внешних условий
на экономическое
поведение.
Объективное --- Психические --- Экономическое
Окружение
процессы
поведение
В России экономическая психология получила широкое
развитие в 80-90 годы, когда встал вопрос об эффективности
экономических реформ. Неудачи первого этапа экономического
реформирования ярко продемонстрировали ограниченность узко
экономического подхода, породили ряд социальных проблем
(безработицы, нищеты, преступности, апатии), для решения
которых
все более востребованными
методы практической психологии.
Таким образом, объективной предпосылкой становления
экономической психологии в самостоятельную науку в России
явились радикальные преобразования, смена экономических
отношений, прежде всего в сфере отношений собственности на
средства производства, появление новых субъектов экономической активности.
Инициативы создания этой дисциплины и обоснования
необходимости учета психологических факторов в экономике
исходили от ведущих экономистов, в частности Л.М. Абалкина,
П. Бунича, А.Г. Аганбегяна, Т.И. Заславской, В.В. Куликова,
П.Х. Попова.
Психологические исследования, заложившие основы
отечественной экономической психологии, были выполнены: А.
И. Китовым,
В.Д. Лоповым, А.В. Филигшовым. Авторский
коллектив ленинградских
Кузьмина и А.Л. Свенцицкого в 1982 г., привлек внимание ученых к аспектам экономической психологии, связанным с мотивацией и управлением трудовой деятельностью.
Однако интерес отечественных ученых длительное время был в основном сконцентрирован на психологии производи-
теля, человеческом факторе в производстве, проблемах управления. Специфика же экономической психологии в отличие от психологии труда, промышленной психологии и других отраслей психологического знания, исследующих производителя, состоит в том, что она изучает производителя и потребителя в единстве. Объективными звеньями, опосредующими связь двух неотъемлемых сфер хозяйственной жизни – производства и потребления, являются заработная плата, цена, налоги, доходы и