Основы микроэкономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание

Экономическая теория относится к числу общественных (социальных) наук и поэтому, как и другие общественные науки, имеет ряд особенностей по сравнению с естественными науками. Во-первых, экономическая теория имеет дело с действительностью людей, в то время как естественные науки изучают явления, процессы и законы, не опосредованные волей и сознанием людей. Во-вторых, экономическая теория прямо связана с экономическими интересами, политикой и идеологией. Это ставит перед экономической теорией задачу постоянно обращаться к другим социальным наукам и дисциплинам: социологии, политологии, истории и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Предмет, метод и функции микроэкономической теории…………………4
2. Основные проблемы экономической организации общества. Кривая производственных возможностей……………………………………………15
3. Особенности организации экономической деятельности в России……..19
Заключение…………………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………………………24

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по микроэк-ке.docx

— 110.87 Кб (Скачать документ)

Такие построения не только выполняют роль наглядной иллюстрации. Очень часто они имеют и  аналитическое значение, так как позволяют выявить возможную тенденцию развития.

Среди графиков выделяются диаграммы, рисунки и т. п.

Диаграммы по своей форме бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные и фигурные. По содержанию диаграмма сравнения показывает соотношение разных объектов (предприятий, фирм и других объектов) по какому-либо показателю. Структурные (секторные) диаграммы  позволяют выразить состав изучаемых  показателей или исходных элементов, удельный вес отдельных частей в  общей величине объекта (показателя). Изображение дается в виде разбитых на сектора геометрических фигур (квадратов, кругов), площадь которых принимается  за 100 % или за единицу. Величина сектора, соответствующая определенному  показателю, определяется его удельным весом.

При изучении взаимосвязей между отдельными величинами широко используются линейные графики. На оси абсцисс (горизонталь) откладывается значение факторного переменно го показателя (Х), а на оси ординат (вертикаль) отражается значение результативного показателя (У) в соответствии с функцией: Y = F (Х).

Нужно помнить, что графики и  схемы сами по себе в отрыве от теоретического анализа ничего не доказывают. Это  лишь иллюстрация экономического процесса и не более того.

Поэтому методологически неверно  изложение теоретической или  практической проблемы начинать с построения графика, схемы и т. п. Вместе с  тем нельзя и недооценивать те большие возможности «художественного изображения» отразить в доходчивой форме содержание исследуемого экономического процесса.

Эксперимент. Такой прием часто используется в хозяйственной практике. Эксперимент выступает как искусственное воспроизведение объекта (экономического процесса) в наиболее благоприятных условиях с целью его изучения и накопления практического опыта.

Эксперимент всегда ограничен по масштабу. По сути дела в рамках существующей национальной экономической системы  искусственно создается небольшой  «экономический заповедник», где отрабатываются новые приемы хозяйствования (налогообложение, порядок банковских платежей, кредитование, привлечение иностранного капитала, интеграция, управление собственностью, оплата труда и т. д.). Следует отметить, что возведение такой резервации часто выступает как единственно  возможный способ не только проверить  имеющиеся теоретические выводы, но и получить новый практический материал, необходимый для продолжения  проводимого научного исследования.

Эксперимент всегда затрагивает сложившиеся  экономические интересы, поэтому  и отношение к нему в обществе может быть разным. Не исключены  и открытое противоборство со стороны  определенных структур, стремление дискредитировать результаты практического опыта. К  этому и многому другому надо быть готовым. Не следует забывать, что, по крупному счету, экономический эксперимент — это практический опыт людей над людьми. Поэтому к разработке условий проведения такого эксперимента необходимо относиться предельно ответственно.

 

ФУНКЦИИ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

Как и в экономической  теории в микроэкономике  можно выделить следующие функции: познавательную, теоретическую, методологическую, практическую и идеологическую функции (см.табл.1).

Выполняя познавательную функцию и выступая как позитивная наука, микроэкономика объясняет экономические  явления на микроуровне - уровне отдельных  предприятий, домохозяйств, рынков отдельных  товаров. Многие выводы и положения  этой науки не всегда применимы к  макроуровню. Соответственно, не всегда даваемые микроэкономикой прогнозы сбываются применительно ко всей национальной экономике. Микроэкономика утверждает, что повышение цен  на товар ведет к увеличению его  предложения на рынке, но в экономике  в целом не всегда рост цен на всю товарную массу предполагает увеличение объемов национального производства.[6,c.16]

Табл.1- Функции экономической  теории.

Функции экономической теории

Содержание

1. Познавательная

Объяснение    экономической    практики. 
Образование

2. Теоретическая

Познавание    сущности    экономических 
процессов. 
Разработка системы категорий и законов

3. Методологическая

Разработка и уточнение  общих и частных приемов исследования. 
Формирование теоретического фундамента для всей экономической науки

4. Практическая

Выработка конкретных рекомендаций по 
совершенствованию хозяйственного механизма

5. Идеологическая

Выработка системы  ценностей,  определение ориентиров и идеалов экономического развития. 
Формирование экономического сознания


 

Следует особо подчеркнуть, что при формировании теоретической  базы современная микроэкономика широко использует не только «собственные», но и специальные знания, выработанные отраслевыми и функциональными  разновидностями экономической науки, включая экономическую статистику, экономику предприятия, экономико-информационные науки и т. д. Это заметно облегчает выполнение микроэкономикой соответствующих функций.

На современном этапе  развития экономической науки можно  было неоднократно наблюдать, как вслед  за возникновением необходимости усиления теоретического анализа в определенном сегменте хозяйственной практики микроэкономика в буквальном смысле слова врывалась  в «сферу интересов» смежных отраслевых экономических наук, использовала их выводы для конкретизации собственных  теоретических построений.

Методологическая функция  этой науки также ограничена микроуровнем. Микроэкономика предстает как методологическая основа конкретных экономических дисциплин, изучаемых теми, кто намерен стать предпринимателями или работать на предприятиях в качестве менеджеров, маркетологов, бухгалтеров, аудиторов и т.д.  Эта функция связана с 
разработкой новых и высокоэффективных общих и частных 
приемов экономического анализа поведения хозяйствующих 
субъектов на различных рынках товаров и услуг, капитала и 
других факторов производства.

Что касается практической функции, то она заключается в  том, что многие положения микроэкономики имеют значение для всех субъектов  экономики, которые так или иначе  выступают как микросубъекты: производители, потребители, покупатели, продавцы. Например, зная теорию потребительского поведения, каждому человеку как потребителю  можно более рационально использовать имеющиеся в его распоряжении доходы. Тем самым микроэкономика предстает как нормативная наука. Важная особенность микроэкономики как науки заключается в том, что ее положения могут быть заложены в основу экономической политики, осуществляемой не только на микроуровне, но и на макроуровне. Это означает, что микроэкономика имеет влияние  и на государство, которое предстает, прежде всего, как субъект макроэкономики. Так, отдельные положения микроэкономики помогают государству принимать правильные решения в области налоговой политики, социальной сфере, при проведении политики цен и доходов.[6,c.17]

Выполняя идеологическую  функцию, микроэкономика защищает сложившуюся систему ценностей и приоритетов социально-экономического развития (частная собственность и экономическая свобода; предприимчивость как фактор производства; право на хозяйственный риск; полная экономическая ответственность; право на присвоение по труду и капиталу; непринятие уравниловки, социального иждивенчества и монополизма).[4,c.44]

Система идеологических ценностей  выступает в качестве своеобразного  ориентира при формировании экономического сознания. С обоснованных идеологических позиций микроэкономика исследует  проблемы развития национального предпринимательства, экономической независимости страны, обеспечения для национального  капитала высоких конкурентных позиций  на внутреннем и внешнем рынках.

Особую идеологическую нагрузку современная микроэкономика принимает  на себя на этапе демонтажа административно-командной  системы и формирования новой  прогрессивной экономической системы  рыночного типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные проблемы экономической организации общества. Кривая производственных возможностей

Во все времена своего существования  люди объединялись для решения жизненно важных проблем, образуя хозяйственную  общность, представляющую упорядоченную  каким-либо образом систему связей между производителями и потребителями  благ. Это означает, что в хозяйственной  деятельности людей не существует хаоса. Процессы производства, обмена, распределения  и потребления благ, осуществляемые в разнообразных формах, всегда оказываются  организованными. Однако всякий раз  этим процессам предшествует принятие решений по основным проблемам экономической  организации общества: что, как и  для кого производить. Что производить – это принятие решения о том, какие именно блага, в каком количестве, в какие сроки должны быть произведены. Как производить – это принятие решения о том, какие ресурсы и в каких сочетаниях применять, какие использовать технологии для производства благ. Кто будет потреблять, т. е. для кого производить – проблема, связанная с распределением благ. Её решением определяется тот, кому достанутся произведенные блага, кто получит возможность их потребления или использования. Возможны различные подходы к решению проблемы распределения:

– уравнительное распределение;

– по количеству и качеству труда;

– по физической силе или по интеллекту;

– по социальному статусу и т. д.

Какой из них выбрать? Во внимание принимается факт влияния выбранного способа распределения произведенных  благ на результативность производства, эффективность использования ограниченных ресурсов.

 В учебном курсе эти проблемы  предоставлены в виде триады  основных вопросов экономики:  «что», «как», «кто».

В понятии «экономическая система» получила отражение совокупность производственных отношений и институтов, образующая экономическую структуру общества. Экономические системы различаются темпами экономического развития и механизмами решения основных экономических проблем: механизм принятия решений на основе традиций, обычаев, привычек; механизм командно-административного, централизованного принятия решений государственными органами; механизм рыночный. В зависимости от характера механизма, преобладающего в принятии решений по основным проблемам экономики, экономические системы можно представить в виде трех моделей: традиционная, командно-административная, рыночная.

 

КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

Производственные возможности – это возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.

Возможный выпуск продукции характеризует  кривая производственных возможностей. Поясним это на условном примере. Допустим, что в обществе производятся лишь два блага: зерно и ракеты. Если общество использует свои ресурсы  для производства только зерна, то оно  производит его 5 млн. т; если же только для производства ракет, то их производится 6 штук. При одновременном производстве обоих благ возможны следующие сочетания.

Табл.2-Таблица производственных возможностей

Возможности

Зерно (млн. т)

Ракеты (шт.)

А

5,0

0

Б

4,8

1

В

4,5

2

Г

3,9

3

Д

3,0

4

Е

1,8

5

Ж

0

6


 

Из табл.2 видно, что всякое увеличение производства ракет (с 0 до 6 штук) снижает производство зерна (с 5 млн. до 0 т), и наоборот.

Линия, которую называют кривой производственных возможностей, показывает альтернативные варианты при полном использовании ресурсов (рис.2). Все точки, расположенные внутри фигуры, означают неполное использование ресурсов. И наоборот, любая производственная программа, характеризуемая точками за пределами фигуры, не будет обеспечена наличными ресурсами .

 

 

Рис.2  Кривая производственных возможностей

 

Кривая производственных возможностей обычно имеет выпуклую форму (вогнута  к началу координат). Это означает, что, изменяя структуру производства, например, в пользу ракет, мы будем  в большей мере использовать в  производстве ракет сравнительно малоэффективные  для этого ресурсы. Поэтому каждая дополнительная ракета требует все  большего сокращения производства зерна (и наоборот). Производство первой ракеты вызвало сокращение производства зерна на 0,2 млн. т, второй – на 0,3 млн., третьей – на 0,6 млн. т и т.д.

Этот пример наглядно иллюстрирует закон убывающей производительности. Кривая производственных возможностей исторична, она отражает достигнутый  уровень развития технологии и степень  использования имеющихся ресурсов. Если увеличиваются ресурсы или  улучшается технология, площадь фигуры  растет, кривая сдвигается вверх и вправо.

Информация о работе Основы микроэкономической теории