Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:11, реферат
Основные вопросы любой экономической системы (что, как и для кого производить) решаются в рыночной экономике главным образом с помощью механизма спроса, предложения и конкуренции.
Спрос – это представленная на рынке потребность в товарах. Однако спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств у покупателя. Поэтому спрос, как правило, меньше потребности, так как любая цена ограничивает покупателей.
Спрос и закон спроса
Неценовые факторы изменения спроса
Эластичность спроса. Коэффициент эластичности
Предложение и закон предложения. Неценовые факторы предложения
Рыночное равновесие. Цена равновесия
ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ И
Кафедра:
экономики и управления
РЕФЕРАТ ПО ПРЕДМЕТУ:
Экономическая теория
НА ТЕМУ:
"Основы
теории спроса и предложения"
Ф.И.О. студента: Тарасенкова М.А.
Курс,
группа: 5курс ,
М- 51
Москва 2011г.
План:
1.
Спрос и закон
спроса
Основные вопросы любой экономической системы (что, как и для кого производить) решаются в рыночной экономике главным образом с помощью механизма спроса, предложения и конкуренции.
Спрос – это представленная на рынке потребность в товарах. Однако спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств у покупателя. Поэтому спрос, как правило, меньше потребности, так как любая цена ограничивает покупателей.
Спрос
показывает объем возможной купли
товара, который потребители готовы и
в состоянии купить по определенной цене
в течение определенного периода времени
и с учетом имеющейся у них величины дохода.
Спрос – это потенциальная купля товара.
Ее реализация на практике зависит от
множества факторов. Это сигнал производителям
и коммерсантам.
Зависимость количества товаров и услуг, покупаемых на рынке, от их цен можно проиллюстрировать на условном примере. Цена за единицу товара, Р | Величина спроса, Q |
10 | 2 |
8 | 3 |
6 | 5 |
4 | 8 |
2 | 12 |
Обратная зависимость величины спроса от цены получила в экономической теории название закона спроса.
Сформулировать закон спроса можно следующим образом:
Между уровнем цены Р товара и величиной спроса на него Q существует обратная зависимость, т.е.
Или: чем выше цены, тем меньше величина спроса, и наоборот, чем ниже цены, тем больше величина спроса.
Эту зависимость экономисты объясняют возникновением трех «эффектов» при снижении цены на товар:
1.
«Эффект нового покупателя».
2. «Эффект дохода». Он указывает на то, что снижение цен позволяет покупателю на прежнюю сумму расходов на данный товар приобрести его в большем количестве. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя по отношению к данному товару. При этом покупатель не отказывает себе в покупке других товаров.
3. «Эффект замещения». Он проявляется в том, что подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их цены могут остаться прежними. Поэтому «замещая» другие товары подешевевшими, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.
Из общего правила убывания величины спроса при росте цены товара имеются исключения:
1.
Величина спроса на некоторые
товары абсолютной жизненной
необходимости, составляющие
2.
Рост цен на престижные
2.
Неценовые факторы изменения
спроса
Цена является самым важным фактором, определяющим величину спроса, т.е. объем покупаемых товаров. Однако существуют и другие факторы, влияющие на объем покупок, т.е. на спрос. Сюда относятся неценовые факторы, которые оказывают влияние на изменение «самого» спроса и этим самым сдвигают кривую спроса вправо (если спрос растет) или влево (если спрос падает).
Важнейшими неценовыми факторами изменения спроса (т.е. независимо от изменения цены) являются:
1.
Вкусы и предпочтения
2.
Число покупателей. Увеличение
на рынке числа покупателей
обуславливает повышение
3.
Рост и снижение доходов
4.
Динамика цен на товары-
5.
Ожидания потребителей. Потребительские
ожидания относительно возможного
повышения цен или увеличения доходов
могут побудить потребителей к увеличению
покупок и уменьшению ограничений на текущие
расходы. И наоборот, возможное понижение
цен или уменьшение доходов могут побудить
потребителей к уменьшению покупок и увеличению
ограничений на текущие расходы.
3.
Эластичность спроса.
Коэффициент эластичности
Важнейшей характеристикой спроса является его эластичность. Она показывает интенсивность влияния цен товаров на объем их продажи, т.е. меру реакции величины спроса на изменение цены. Степень изменения величины спроса в связи с изменением цены товара может быть различной. В грубом приближении спрос можно характеризовать как:
а) эластичный;
б) неэластичный;
в) единичной эластичности.
Например, при повышении цены на 10% величина спроса может повыситься и на 15%, и на 10%, и на 5%.
Если величина спроса изменяется в большей степени, чем цена (в нашем примере на 15%), то спрос на данный товар является эластичным. Когда величина спроса и цена изменяются в одинаковой степени (на 10%), то такой спрос называется спросом единичной эластичности. Если величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена (на 5%), то такой спрос является неэластичным.
Поскольку спрос и цена измеряются в разных единицах, то это создает неудобства при сравнении их величин. Поэтому и принято выражать их изменения в процентах.
Эластичность спроса по цене определяется отношением процентного изменения величин спроса (объема спроса) к процентному изменению цены.
Ценовая эластичность спроса позволяет сделать ряд практических выводов:
1.
Эластичность спроса оказывает
виляние на объем общей
2.
При неэластичности спроса
3.
Если спрос отличается
4.
Товар обладает тем большей
ценовой эластичностью, чем
5.
При неэластичности спроса
6.
Высокоэластичный спрос
7.
Экономический прогресс
4.
Предложение и
закон предложения.
Неценовые факторы
предложения
Предложение, как и спрос, есть особая, самостоятельная сфера рыночной экономики. Она имеет свою экономическую логику поведения ее участников.
Предложение представляет собой совокупность товаров и услуг, представленных на рынке производителями. Назначаемая ими цена есть «цена предложения». Главным фактором, оказывающим влияние на предложение, является цена.
Аналогично закону спроса, в рыночной экономике действует и закон предложения. Его сущность состоит в том, что величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен. Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цены. Повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение цены, наоборот, ведет к ее уменьшению.
На динамику величины предложения кроме цен могут влиять следующие факторы:
1.
Цена на ресурсы. Существует
тесная связь между издержками
производства товаров и
2.
Уровень технологии
3.
Государственная политика