Основы теории спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:11, реферат

Описание

Основные вопросы любой экономической системы (что, как и для кого производить) решаются в рыночной экономике главным образом с помощью механизма спроса, предложения и конкуренции.
Спрос – это представленная на рынке потребность в товарах. Однако спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств у покупателя. Поэтому спрос, как правило, меньше потребности, так как любая цена ограничивает покупателей.

Содержание

Спрос и закон спроса
Неценовые факторы изменения спроса
Эластичность спроса. Коэффициент эластичности
Предложение и закон предложения. Неценовые факторы предложения
Рыночное равновесие. Цена равновесия

Работа состоит из  1 файл

экономическая теория.doc

— 63.50 Кб (Скачать документ)

     4. Изменение цен на другие виды  продукции. Если, например, увеличивается  цена на кукурузу, а цена пшеницы, остается прежней, то предложение пшеницы уменьшится, а кукурузы – увеличится. В таком случае часть посевных площадей, на которых прежде возделывалась пшеница, будет засеяна кукурузой.

     5. Ожидаемое изменение цены продукции.  Здесь возможны различные варианты. Например, при ожидании роста цен фермеры могут задержать вывоз пшеницы текущего урожая на рынок. С другой стороны, ожидание предстоящего повышения цен способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

     6. Изменение числа производителей. Чем больше в данной отрасли  продавцов, тем больше будет  и рыночное предложение. И наоборот, меньшее количество фирм сокращает  предложение.

     Изменение предложения под влиянием неценовых  факторов обуславливает смещение кривой предложения вправо (при увеличении предложения) или влево (при уменьшении предложения).

     Таким образом, понятие  «изменение предложения» может означать:

     1. Изменение величины предложения  в результате изменения цены. Графически это означает движение  по кривой предложения.

     2. Изменение предложения под воздействием  неценовых факторов. Графически  это означает сдвиг кривой  предложения вправо или влево.

     В первом случае принято оговорить  об изменении «величины предложения», а во втором случае – об изменении  «предложения». 
 

     5. Рыночное равновесие. Цена равновесия 

     Согласно  закону спроса, на поведение потребителя  оказывает влияние цена предложения, по которой производитель предлагает ему свой товар. Однако цена предложения  является лишь начальной ценой товара. В дальнейшем эта цена сталкивается с ценой спроса, т.е. той ценой, которую в состоянии и намерены уплатить потребители.

     Обычно  достигается компромисс в виде «рыночной  цены» товара, по которой он действительно  продается и покупается. Рыночная цена называется еще «ценой равновесия». Она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать, а покупатель уже согласен купить.

     Цена, при которой величина спроса и  предложения совпадают, называется ценой равновесия. Графически цена равновесия соответствует точке пересечения кривых спроса (DD) и предложения(SS). Любая иная «точка» означает диспропорцию между платежеспособным спросом и соответствующим ему товарным предложением.

     При более высокой цене величина предложения  превысит величину спроса. Появится избыток товаров по отношению к платежеспособному спросу, возникнет «конкуренция продавцов», и цена начнет понижаться до равновесной.

     При цене ниже равновесной увеличится число  покупателей за счет тех лиц, которым  раньше была недоступна цена равновесия. Следовательно, возрастет и величина спроса. Однако снижение рыночной цены, уменьшит число продавцов за счет тех, кому эта цена недоступна, как не покрывающая их затраты на производство продукции. Возникнет дефицит, а вместе с ним и «конкуренция покупателей». Результатом этого является повышение цены до уровня равновесной.

     Возвращению цены к равновесному уровню могут препятствовать два обстоятельства:

     а) монополизм продавца (или покупателя), искусственно удерживающего цену в  свою пользу;

     б) административное регулирование цен, приводящее, как правило, к дефициту или перепроизводству.

Информация о работе Основы теории спроса и предложения