Особенности формирования доходов домашних хозяйств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание

Домашние хозяйства являются одним из главных субъектов экономики, от результатов которой зависит не только благосостояние отдельного хозяйства, но и всего населения страны в целом. Так как домохозяйство представляет важный субъект экономики, так же как и коммерческие предприятия и государство, то они задействованы во всех макрорегулирующих процессах.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…4
1 Состав и структура доходов домашних хозяйств……………………..6
1.1 Классификация доходов домашних хозяйств ………………………..6
1.2 Роль социальных трансфертов в формировании доходов ……….…10
1.3 Дифференциация доходов……………………………………….……13
2 Уровень качества жизни населения…………………………………….16
2.1 Формирование доходов населения……………………………………16
2.2 Доходы домашних хозяйств в современной России…………….….19
2.3 Понятие и показатели уровня жизни населения………………….….23
3 Государственная политика доходов населения………………………..30
3.1 Регулирование доходов населения……………………………………30
3.2 Обоснование системы финансовых мер в политике регулирования доходов домохозяйств в России…………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………....39
Список использованных источников……………………………………..41
Приложения………………………………………………………………...42

Работа состоит из  1 файл

Орский филиал Аккредитованного негосударственного образовательного222.doc.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

 

Таблица 2

Состав и  структура денежных доходов населения  в 2004-2008 гг. (%) 6

 

 

2004

2005

2006

2007

2008

денежные доходы-всего

в том числе:

100

100

100

100

100

оплата труда

65,0

63,6

65,0

67,5

68,9

социальные  выплаты

12,8

12,7

12,0

11,6

11,1

доходы от собственности

8,3

10,3

10,0

8,9

8,9

доходы от предпринимательской  деятельности

11,7

11,4

11,1

10,0

9,1

другие доходы

2,2

2,0

1,9

2,0

2,0


 

 

По данной таблице  можно провести анализ формирования и использования денежных доходов  домохозяйств в России. Он свидетельствует о наличии проблем в их регулировании. За реформируемый период произошла деформация основного источника денежных доходов домохозяйства – заработной платы, рост теневых доходов достиг не менее 25%, резко снизился уровень реальной оплаты труда. Ее доля в ВВП в 2007 г. составила около 42%, тогда как в развитых странах этот показатель варьируется в пределах 55-70 %.7 (таблица 3).

 

Таблица 3

Распределение общей суммы начисленной заработной платы

по 20-процентным группам работников8

 

2004

2005

2006

2007

Общая сумма начисленной  заработной платы, %

Всего

в том числе по 20-процентным группам работников

100

100

100

100

первая (наименее оплачиваемые работники)

3,9

4,1

4,1

4,5

вторая

8,6

8,9

8,8

9,2

третья

13,9

14,1

14,1

14,3

четвертая

21,6

21,8

21,7

21,6

пятая (наиболее оплачиваемые работники)

52,0

51,1

51,3

50,4

Коэффициент фондов, в  разах

26,4

24,9

25,3

22,1

Коэффициент Джини

0,467

0,456

0,459

0,447


 

 Как видно из графика, в  России фиксируется глубокая межотраслевая и межрегиональная дифференциация заработной платы

Низкая заработная плата  отрицательно влияет на экономику: это  не способствует стимулированию работников к эффективному труду; порождает  тенденцию технического застоя, поскольку инвестиционные проекты модернизации обеспечивают лишь несущественную экономию на заработной плате и, следовательно, оказываются в своем большинстве малорентабельными. Кроме того, низкий уровень заработной платы ограничивает столь необходимое для экономического роста расширение внутреннего рынка и не способствует увеличению конечного спроса как импульсу развития и расширения производства. А в условиях проблемы невыплаты зарплаты (суммарная задолженность по зарплате в России на 1 января 2009 г. составила 4 674 млн. рублей), предельно низкой становится мотивация труда.

С другой стороны, в современных условиях России, высока значимость социальных трансфертов: в структуре денежных доходов домохозяйств они занимают второе место. Одновременно нами отмечено, что по результатам анализа пенсионных расходов в тринадцати основных европейских странах и расходов Пенсионного фонда России в ВВП Россия заняла последнее место по доле пенсионных расходов в ВВП, уступая большинству стран в 1,5-3 раза, и показатель продолжает снижаться. В России соотношение среднего размера назначенных пенсий находится на уровне прожиточного минимума, и только сейчас ставится задача доведения минимальной пенсии до уровня прожиточного минимума.

Появление предпринимательских доходов сблизило систему распределения доходов в России с системой распределения доходов в странах с развитой рыночной экономикой. Однако есть существенные различия, основным является неустойчивость процесса их формирования.

Рост денежных доходов населения в России в последние семь-восемь лет привел к появлению возможностей вложения свободных средств в разные финансовые инструменты. Однако адекватного роста организованных денежных накоплений не произошло. Это характеризует наличие, прежде всего, низкого уровня доверия к финансовым институтам и нестабильность ожиданий населения относительно инфляции. Кроме того, увеличение доходов происходит за счет преимущественного роста доходов высоко обеспеченных групп домохозяйств. В 2008 году вследствие финансово-экономического кризиса рост доходов домохозяйств существенно замедлился. Увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения за 2008 г. составило 2,7%, в то время, как в 2007 г. – 12, 1%. Это также не способствует росту финансовой активности домашних хозяйств.

С 2000 года в России наблюдается устойчивый рост различных показателей, указывающих  на степень дифференциации доходов (фондовый коэффициент, коэффициент  Джини). В 2007 г. фондовый коэффициент  составил 16,8, а в 2006 г. он фиксировался на уровне 16,0 (в 2003 г. 14,5 раза). Коэффициент Джини, характеризующий концентрацию доходов, повысился в 2007 г. до 0,422 против 0,416 в 2006 г. и 0,403 в 2003 г. Серьезную проблему составляет и крайне высокая дифференциация регионов по уровню душевого дохода. Это свидетельствует об отсутствии эффективных инструментов воздействия на формирование доходов населения и домохозяйств, и необходимости разработки комплексной системы мер регулирования доходов домохозяйств, сочетающей инструментарий политики устойчивого экономического роста, финансовой стабильности, направленного развития человеческого капитала и повышения благосостояния населения.

 

2.3 Понятие и показатели уровня жизни населения.

 

Так как макроэкономика развивается, последовательно возрастает материальный уровень качества жизни  населения.

Определить  уровень жизни населения можно  как степенью развития самих потребностей людей, а также  количеством и  качеством жизненных благ и услуг, которые как раз и используются для их удовлетворения. Уровень жизни населения напрямую связан с доходами населения, они явно отражает социальные различия отдельных регионов населения.

При количественном определении доходов обычно пользуются совокупностью абсолютных и относительных  показателей, которые характеризуют обеспеченность населения материальными благами и, соответственно, степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Проанализируя социальные индикаторы уровня и качества жизни населения федеральных округов России такие как: покупательскую способность денежных доходов населения (ПС), уровень экономического неравенства (коэффициент Джини) и душевой валовой региональный продукт по паритету покупательной способности (ВРП по ППС) можно выяснить следующие особенности.

Социальные индикаторы качества и уровня жизни населения российских регионов в 2007 г. в целом характеризовались «средними» и «ниже среднего» значениями. По сравнению с 2006 г. их размеры выросли.

Преобладающие размеры покупательной способности денежных доходов населения зафиксированы отмечены на уровне от 2 до 4 БПМ (наибольший в Москве - 6,01 БПМ, наименьший - в Республике Ингушетия (ЮФО) - 1,35).

Доля населения с доходами ниже БПМ в большинстве субъектов Федерации превысила общероссийский уровень (13,4%). Только в 23 субъектах данный показатель был ниже. В их числе Республика Татарстан (ПФО) - 9,4%; Санкт-Петербург (СЗФО) - 9; Ненецкий автономный округ (СЗФО) - 8,1; Ханты-Мансийский автономный округ (УФО) - 7,2; Ямало-Ненецкий автономный округ (УФО) - 6,4%. Наибольшие масштабы бедности по доходам были отмечены в Ингушетии - 51,2; Калмыкии (ЮФО) - 41,8; Республике Алтай (СФО) -34,7%.

Индекс экономического неравенства (коэффициент Джини) в большинстве субъектов не превысил 0,422 (размер индикатора по России) с максимальным значением в Москве - 0,556 и минимальным - 0,310 в Республике Алтай.

В большинстве субъектов уровень душевого ВРП (по ППС) не превысил 10 тыс. долл. (граница высокого значения данного показателя) при общероссийском значении 13 173 долл. Региональные значения данного индикатора находились на «среднем» уровне в интервале от 1535 до 10 тыс. долл. Максимальный его размер составил 127 885 долл. (Ненецкий автономный округ), минимальный - 1535 долл. (Ингушетия).9

По данным индикаторам можно провести ранжирование некоторых федеральных округов России по мере снижения в них качества и уровня жизни населения по доходам, а именно: Уральский, Северо-Западный и Центральный.

В следующих таблицах рассматриваются основные социальные индикаторы уровня жизни населения, рассчитанные для федеральных округов РФ.

Характеристика Уральского ФО по качеству и уровню жизни населения представлена в (таблице 4).

Таблица 4

Показатели уровня и качества жизни населения Уральского ФО.

Субъект

ПС доходов (количество наборов ПМ)

Уровень бедности по доходам, %

Коэффицент Ждини, доли от единицы

Душевой ВРП по ППС, долл

Тюменская область с округами

5,86

10,4

0,453

67840

Ямало-Ненецкий

4,98

6,4

0,437

90955

Ханты-Мансийский

4,57

7,2

0,425

104259

Свердловская область

3,78

10,9

0,420

11867

Челябинская область

3,12

11,2

0,395

10450

Курганская область

2,46

21,7

0,396

5531

Россия

3,26

13,4

0,422

13173


 

Как видно из таблицы в большинстве субъектов Уральского округа покупательная способность денежных доходов населения превысила значение показателя в целом по России (3,26 бюджет прожиточного минимума), но всё же находилась на уровне «ниже среднего» (2 – 4 бюджет прожиточного минимума). В Тюменской области и её округах процентная ставка (ПС) вышла на средние значения (4 – 11 бюджета прожиточного минимума БПМ) и составила в целом 5,86 бюджета прожиточного минимума)

Масштабы бедности по доходам тоже не превысили общероссийский уровень (13,4%).  Исключением является Курганская область, её значение индикатора составило 21,7%. По уровню душевого валового регионального продукта (ВРП) по паритету покупательной способности (ППС) все субъекты, кроме Курганской области, имели высокие значения (более 10000 долл. по паритету покупательной способности.). Такие субъекты как Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа и Тюменская область входили в число регионов-лидеров в масштабах всей страны.

Ниже рассмотрена характеристика Северо-Западного ФО по качеству и уровню жизни населения в (таблице 5).

Таблица 5

Показатели качества и уровня жизни населения Северо-Западного ФО10.

Субъект

ПС доходов (количество наборов  ПМ)

Уровень бедности по доходам %

Коэффицент Ждини, доли от единицы

Душевой ВРП по ППС, долл

Санкт-Петербург

4,29

9,0

0,429

15055

Волгородская обл

2,61

15,7

0,367

15241

Коми

3,20

14,0

0,423

18143

Ненецкий

5,31

8,1

0,461

127885

Архангельская обл

2,44

16,2

0,363

13675

Мурмансткая обла

2,66

16,7

0,378

15631

Карелия

2,28

14,2

0,362

10975

Новогородская обл

2,25

15,0

0,402

9637

Ленинградская обл

2,91

12,4

0,366

13779

Калининградская обл

2,88

12,3

0,369

8670

Псковская обл

2,32

16,6

0,354

5796

Россия

3,26

13,4

0,422

13173

Информация о работе Особенности формирования доходов домашних хозяйств