Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа
Домашние хозяйства являются одним из главных субъектов экономики, от результатов которой зависит не только благосостояние отдельного хозяйства, но и всего населения страны в целом. Так как домохозяйство представляет важный субъект экономики, так же как и коммерческие предприятия и государство, то они задействованы во всех макрорегулирующих процессах.
Введение………………………………………………………………….…4
1 Состав и структура доходов домашних хозяйств……………………..6
1.1 Классификация доходов домашних хозяйств ………………………..6
1.2 Роль социальных трансфертов в формировании доходов ……….…10
1.3 Дифференциация доходов……………………………………….……13
2 Уровень качества жизни населения…………………………………….16
2.1 Формирование доходов населения……………………………………16
2.2 Доходы домашних хозяйств в современной России…………….….19
2.3 Понятие и показатели уровня жизни населения………………….….23
3 Государственная политика доходов населения………………………..30
3.1 Регулирование доходов населения……………………………………30
3.2 Обоснование системы финансовых мер в политике регулирования доходов домохозяйств в России…………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………....39
Список использованных источников……………………………………..41
Приложения………………………………………………………………...42
По данной таблице видно, что в большинстве субъектов округа уровень покупательной способности доходов можно охарактеризовать как «ниже среднего» (2-4 бюджет прожиточного минимума). Субъектами, вышедшими по размерам данного индикатора на средний уровень (4-11 бюджета прожиточного минимума), были как мы видим Санкт-Петербург и Ненецкий автономный округ (4,29 бюджета прожиточного минимума). А в основном уровень бедности по доходам превысил значение показателя по стране (13,4%). При этом максимальное значение показателя – 16,7% (Мурманская область). В других субъектах Северо-Западного округа, за исключением Новгородской, псковской и Калининградской областей был отмечен высокий уровень душевого валового регионального продукта (ВРП) по паритету покупательной способности (ППС) – более 10000 долл.
Характеристика Центрального ФО по качеству и уровню жизни населения представлена в (таблице 7).
Таблица 7
Показатели качества и уровня жизни населения Центрального ФО11
Субъект |
ПС доходов (количество наборов ПМ) |
Уровень бедности по доходам % |
Коэффицент Джини, доли от единицы |
Душевой ВРП по ППС, долл. |
Москва |
6,01 |
12,3 |
0,556 |
41514 |
Белгородская обл. |
2,95 |
14,1 |
0,371 |
10052 |
Липецкая обл. |
3,04 |
10,1 |
0,376 |
13112 |
Ярославская обл. |
2,59 |
12,5 |
0,382 |
10120 |
Московская обл. |
3,37 |
11,2 |
0,374 |
11622 |
Курская обл. |
2,75 |
13,4 |
0,360 |
7390 |
Орловская обл. |
2,43 |
19,1 |
0,384 |
6482 |
Рязанская обл. |
2,31 |
17,1 |
0,362 |
7401 |
Воронежская обл. |
2,63 |
17,2 |
0,408 |
5987 |
Тамбовская обл. |
2,91 |
13,5 |
0,381 |
5863 |
Калужская обл. |
2,67 |
15,1 |
0,360 |
7171 |
Тульская обл. |
2,41 |
13,7 |
0,343 |
7565 |
Костромская обл. |
2,13 |
17,4 |
0,364 |
6438 |
Владимирская обл. |
1,92 |
27,3 |
0,317 |
6282 |
Смоленская обл. |
2,30 |
18,4 |
0,342 |
6719 |
Тверская обл. |
2,31 |
12,8 |
0,353 |
7354 |
Брянская обл. |
2,31 |
17,5 |
0,364 |
5209 |
Ивановская обл. |
1,56 |
30,6 |
0,335 |
4114 |
Россия |
3,26 |
13,4 |
0,422 |
13173 |
Как видно из таблицы в целом в субъектах Центрального округа социальные индикаторы качества и уровня жизни населения сложились на «среднем» и «ниже среднего» уровнях. В Москве, Белогородской и Липецкой областях уровень душевого валового регионального продукта по паритету покупательной способности характеризовался как «высокий», а во Владимирской и Ивановской областях сложились низкая покупательная способность денежных доходов менее 2 бюджета прожиточного минимума и высокий уровень бедности населения по доходам (более чем в 2 раза превышали общероссийский уровень). В Москве покупательная способность денежных доходов составляла шесть наборов товаров и услуг, входящих в прожиточный минимум, находилась на среднем уровне и была самой высокой в стране.
В целом можно говорить о неравномерности социально-экономического развития отдельных территорий в нашей стране, о сложившихся высоких межрегиональных различиях в качестве и уровне жизни населения.
3 Государственная политика доходов населения.
3.1 Регулирование доходов населения
Главной задачей
государства по распределению доходов
является уменьшение различия в доходах
и обеспечение более
Неравенство в доходах в большей мере связанно с объективным действием рыночного механизма и природным фактором, и об этом не стоит забывать. Стремление полностью уничтожить дифференциацию доходов означало бы то же самое, что и полностью разрушить сам рыночный механизм экономики. Социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть очень гибким и тонким инструментом, она призвана способствовать социальной стабилизации и смягчению социальной напряженности и в то же время не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму. 12
Главная деятельность государства направлена на разрешение проблемы бедности населения и связанно с поддержанием прожиточного минимума ту часть населения, которая не в силах обеспечить себя сами. Так же государство сокращает (экономическими средствами) ту часть населения, которая является бедной. Иначе увеличение численности необеспеченного населения может привести к социальным взрывам и нестабильностью в жизни общества. Одной из основных целей социальной политики государства является сокращение бедной части населения.
Следует учесть, что разница в уровне потребления может не зависеть от факторов, которые относятся к внутренним свойствам труда работника и его качеств. К таким факторам в первую очередь можно отнести: соотношение количества работающих в семье и иждивенцев, размер семьи, состояние здоровья, а так же географические и климатические условия.
Основной функцией
государства в распределении
доходов является уменьшение этих различий
и обеспечение более
Одна часть средств оговоренных выше программ образуется за счёт государственного бюджета и используется централизованно. Остальные средства составляют прибыль от предприятий и фондов.
Через государственный бюджет и каналы государственных программ оказывается помощь в удовлетворении потребностей и воспитании юных членов общества, обеспечение нетрудоспособных, содержание престарелых и (отчасти) получения образования. Показатель удовлетворения данных потребностей определяется сложившимся в данных условиях уровнем развитием экономики и ценностными установками, которые сложились в обществе.
Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.
В первом направлении часть поступлений, которые получают население, зависит от труда, так же в их состав входят и размеры удовлетворённых потребностей.
Во втором направлении выплаты, проводимые государством, не имеют никакой связи с трудом этого работника, в счёт данных выплат входит размер потребностей, на которые направляются выплаты на удовлетворение этих потребностей. Данные выплаты включают в себя: выплаты на специализированное лечение, пособия на детей многодетным семьям, матерям-одиночкам, на специализированное лечение и дотации государства на содержание детей в детских учреждениях. Размер такой дотации в первую очередь зависит от уровня доходов родителей и количества детей.
Третье направление характеризуется тем, что основная часть выплат, выступающих в форме льгот и услуг, направляется населению только в натуральной форме и поступают населению через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Часть этих распределяемых средств образует так называемые дополнительные доходы. Данные доходы не проходят через бюджет семьи и соответственно нельзя ими распоряжаться по своему усмотрению. Эти доходы полностью определяются возможностями, а так же интересами общества на конкретный момент, а распределяются они без учёта индивидуального труда. Но не все трудящиеся становятся потребителями части государственной помощи, ими становятся только те, кто имеет в этом потребность. Так, например, больше всего обращаются к бесплатной медицине, та часть населения, которая имеет серьёзные заболевания и не в силах самостоятельно оплатить услуги, предоставляемые медициной. А услуги школьных учреждений не могут оплачивать те семьи, которые являются многодетными.
Государственные выплаты всех выше рассмотренных программ помощи сформированы так, чтобы как можно больше уравновесить уровни доходов, которые вызваны не различиями в труде, а как раз причинами, вызванными вне самого процесса труда. Эти выплаты также способствуют удовлетворению целого ряда потребностей, которые наиболее важны для формирования способностей населения к труду, доступного здравоохранения и достойного пенсионного обеспечения. Государственная политика в этом отношении должна быть особенно активной, поскольку эта форма распределения доходов целиком затрагивает интересы каждого его члена и общества в целом.
Полное выравнивание доходов населения с помощью слишком активного вмешательства государства может привести к снижению деловой активности общества, и как следствие понижению эффективности производства. Но с обратной стороны, если государство будет сокращать свою роль в регулировании доходов, то это может привести к чрезмерной дифференциации доходов населения, снижению эффективности производства, социальной напряжённости и соответственно к обострению социальных конфликтов. Регулирование государства социальных отношений в обществе связанно с уменьшением противоречий между справедливостью и социальной эффективностью. В сфере соприкосновения экономической и духовной сфер жизнедеятельности человека, каждая из которых развивается по своим законам, но, тем не менее, тесно взаимосвязанных лежит конфликт между эффективностью и социальной справедливостью.
3.2 Обоснование системы
финансовых мер в политике
регулирования доходов
Основную часть доходов домохозяйств формируют перспективное развитие финансовых мер.
Во-первых, предлагается отказаться от установления минимальной заработной платы как единой для всей России абсолютной величины, выраженной в рублях, и перейти к установлению минимальной заработной платы в процентах к региональному минимальному потребительскому бюджету (РМПБ) работника в трудоспособном возрасте, который будет компенсировать не только минимальные физиологические потребности, но и более высокий уровень материального, этического и другие потребления. Этот региональный минимальный размер оплаты труда (РМРОТ) должен исчисляться как по всем субъектам Российской Федерации, так и по определенным природноклиматическим зонам страны, что, должно стать средством в преодолении резкой территориальной дифференциации доходов населения. В ряде депрессивных регионах, основой расчетов регионального МРОТ могут стать региональные оптимальные потребительские бюджеты, составленный с учетом требований более высокого уровня жизни.
Во-вторых, значительное увеличение заработной платы в бюджетной сфере явилось бы мощным толчком к старту процесса повышения оплаты по труду, который бы неизбежно привел к поднятию заработной платы на предприятиях и организациях всех форм собственности. Основные идеи, позволяющие повысить доходы занятых в отраслях социально-культурной сферы, заключается, наряду с переходом к отраслевым системам оплаты труда работников всей бюджетной сферы, в отражении в системе оплаты труда территориальных различий в уровне жизни регионов, проведении систематизации и унификации стимулирующих выплат к основной тарифной сетке в рамках отрасли социальной сферы, то есть достижение единого подхода к применению выплаты надтарифной части оплаты труда в рамках одной отрасли, в стремление к дифференциации источников финансирования. Принцип применения отраслевых систем оплаты труда, прежде всего, связан с дифференциацией заработной платы в зависимости от отрасли социальной сферы, сложности выполняемой работы, уровня образования, квалификации и специального стажа работников. Перечисленные рекомендации следует дополнить предложением о дополнительной оплате труда руководителей предприятий бюджетной сферы, на основе перевода работников на индивидуальные условия оплаты труда и заключение с ними срочных трудовых договоров для повышения качества управления.
В-третьих, в исследовании рассматривается переход на прогрессивную форму оплаты наемного персонала, как система минимальной заработной платы за один час времени для любых категорий наемных работников. С одной стороны, она обеспечит возможность установить почасовую ставку оплаты труда в размере не ниже соответствующего прожиточного минимума, с другой – позволит предпринимателям более рационально использовать рабочую силу, что создало бы стимулы к повышению производительности труда.
В-четвертых, необходимо обеспечить жесткую взаимосвязь уровня оплаты труда работников, государственных служащих, руководителей всех уровней от производственных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций, предприятий. Для работников бюджетной сферы предлагается реализовать введение «рамочных» должностных окладов, то есть определенный диапазон в виде процентного отклонения от оклада. Целесообразно также принятие ряда нормативных документов с рекомендациями об организации системы заработной платы на предприятиях и организациях, для более эффективного использования надбавок и доплат, а также и «рамочного» подхода. В качестве критерия можно использовать такие показатели как квалификация работника, выполнение сложных ответственных работ, совмещение профессий, сверхнормативные нагрузки, конечные итоги деятельности предприятия. Здесь необходимо отметить о низкой доли оплаты труда в себестоимости производимой продукции. В России этот показатель составляет лишь 20-25%. Если осуществить меры по регламентированию увеличению этой величины, возможно в два раза, то это не только повысит материальное положение работника, но и реально заинтересует работающего в результате своей деятельности.
Информация о работе Особенности формирования доходов домашних хозяйств