Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 00:24, курсовая работа
Целью работы является составление общего представления о конкуренции в целом и о конкуренции в банковской сфере. При написании курсовой работы была использована научная экономическая литература различных авторов, а также сообщения средств массовой информации.
Введение.......................................................................................................................................................3
I. Конкуренция: понятие, функции.............................................................................................................4
1.1.Виды конкурентных рынков.......................................................................................................
1.2.Методы конкурентной борьбы...................................................................................................
1.3.Понятие конкурентоспособности...........................................................................................
II. Особенности конкурентной борьбы в банковской сфере..........................................................
2.1.Конкурентоспособность банков...........................................................................................
2.2.Динамика развития конкуренции в банковской сфере в РФ..............................................
2.3.Оценка текущего состояник банковской системы в посткризисный период....................
Заключение................................................................................................................................................
Список используемых источников.........................................................................................................
II. Особенности конкурентной борьбы в банковской сфере
Банковская конкуренция— экономический процесс взаимодействия и соперничества кредитных организаций и других участников финансового рынка, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг с целью максимально полного удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей прибыли.
Банковскую
конкуренцию следует
Исходя из того, что рынок банковских услуг является одним из сегментов рынка финансовых услуг, правомерно утверждать, что все основные признаки и характеристики последнего относятся и к рынку банковских услуг. Следовательно, существует определенный набор признаков и характеристик, которые отличают рынок банковских услуг, как и рынок финансовых услуг, от товарных рынков. Иными словами, рассмотрение особенностей конкуренции на рынке банковских услуг с методологической точки зрения правомерно начинать с рассмотрения особенностей, характеризующих ее с точки зрения принадлежности к рынку финансовых услуг.
Первая из особенностей конкуренции на рынке банковских услуг, отличающих ее от конкуренции на товарных рынках, обусловлена таким специфическим свойством товара, которым оперируют финансовые организации, как всеобщая эквивалентность денег.
Денежные средства являются даже не высоко ликвидным, а абсолютно ликвидным товаром, в связи с чем довольно трудно поддаются замещению другими товарами. В этом смысле деньги не являются товаром эластичного спроса.
Как справедливо указывал М. И. Пискотин, деньги обладают ничем не заменимой способностью, поддерживая жизнедеятельность многих миллионов клеточек экономического организма, обеспечивая их взаимодействие, превращая их в единое целое, автоматически реагировать на любые изменения, как в самом организме, так и во внешней среде. Это важнейшая саморегулирующаяся система, жизненно необходимая обществу. На нее можно воздействовать, в ней можно заменить искусственными или соединить отдельные артерии, встроить необходимые корригирующие механизмы, но заменить ее целиком невозможно.
Эта незаменимость придает конкуренции, осуществляемой в сфере предоставления банковских услуг, более острый характер, что обусловливает известную приверженность кредитных организаций к высокорисковым операциям.
Второе существенное отличие рынка банковских услуг от товарных рынков тоже обусловлено тем, что "товаром", который обращается, являются деньги и связанные с ними финансовые инструменты.
В подавляющем большинстве случаев этот "товар" эфемерен. Его нельзя пощупать руками или ощутить на вкус. Электронные деньги для оператора являются не более чем цифрами, мелькающими на экране дисплея. Поэтому мир (действительность) финансового рынка в известном смысле виртуален. Реальность здесь зачастую не дана участнику рынка в ощущения. Она формируется в том же процессе, что и мышление участника рынка, а иногда и посредством этого мышления.
Одним
из финансово-психологических
Наглядным
примером может послужить положение
Международного валютного фонда, на
который оказывается все
Третье. Рынки финансовых услуг все чаще имеют дело с финансовыми инструментами, среди которых все большее место занимают совершенно новые, ранее неизвестные инструменты. Банковские рынки привлекают к себе лучшие умы. Сочетание интеллектуальных способностей с компьютерными технологиями предполагает широкое поле для фантазий, которые, как показывает практика, не имеют границ. Здесь можно найти производные инструменты на любой базовый актив, можно увидеть производные инструменты там, где базовым активом является другой производный инструмент либо такого актива вообще нет, а есть, например, какой-либо произвольно меняющийся индекс-коэффициент.
Вследствие
того, что регулирующие органы не до
конца продумывают сущность и
порядок осуществления
Четвертая особенность конкуренции на рынке банковских услуг, отличающая ее от конкуренции на товарных рынках, связана с мобильностью (подвижностью) финансового капитала.
В литературе отмечается, что финансовый капитал является еще более мобильным, чем физические инвестиции, он занимает привилегированное положение - он может избегать страны, в которых подвергается высоким налогам и строгому регулированию 4. Кредитные организации как субъекты, обеспечивающие соответствующую направленность движения финансового капитала (канализацию финансовых потоков), играют в этом процессе ключевую роль.
В связи
с этим конкуренция на рынке банковских
услуг отличается от конкуренции
на товарных рынках еще и их географическими
границами. Если на товарных рынках существуют
некоторые экономические
Пятое отличие конкуренции на рынке банковских услуг от конкуренции на товарных рынках состоит в том, что приближенность к экономическому центру кредитной организации создает ей более весомые конкурентные преимущества по сравнению с аналогичным местоположением предприятия, конкурирующего на товарном рынке. В связи с этим М. Портер утверждает, что конкурентная "стратегия должна быть основана на понимании того, как местоположение влияет на конкурентное преимущество" .
Характер этого влияния отмечен Дж. Соросом следующим образом: "По определению, центр - это поставщик капитала, а периферия - его получатель", поэтому "диапазон имеющихся возможностей увеличивается при движении к центру мировой экономики, а не к ее периферии" .
Правомерно утверждать, что подобное тяготение финансового капитала к центру прослеживается не только на уровне центров мировой экономики, но и на всех других финансово-экономических уровнях (страна, регион страны, район). Это объясняет то, что большая часть российского финансово-банковского капитала сосредоточена в Москве.
В данном случае имеется в виду тяготение финансового капитала не к власти, расположенной в центре, а к повышающим конкурентоспособность возможностям, которые предоставляет центр (наличие высококвалифицированных специалистов, высоких технологий, развитых информационных систем и т. п., включая высокий уровень деловой активности).
Шестое. Рынок банковских услуг более глубоко вовлечен в процесс глобализации экономики по сравнению с товарными рынками. Глобализация экономики характеризуется изменениями мировой экономической структуры, произошедшими за последние два десятилетия. В литературе отмечается, что в рамках этих изменений наметились четыре главные структурные тенденции:
Более того, финансовый рынок не просто вовлечен в процесс глобализации экономики, но и выступает механизмом данного процесса. В связи с этим следует сказать о таких факторах, как:
Совокупное действие указанных факторов, как отмечают американские исследователи, "произвело финансовую революцию, имеющую три ключевых аспекта: глобальное присутствие международных финансовых институтов, международная финансовая интеграция и быстрое развитие финансовых инноваций".
Седьмое. Особенностью рынка банковских услуг, влияющей на формы и способы конкурентной борьбы, является активное нежелание конкурирующих субъектов испытывать на себе какое-либо регулирующее воздействие уполномоченных государственных органов.
Чаще всего это делается "не по соображениям производственной необходимости, а из желания укрыть прибыли от риска или кредиторов, избежать налогообложения либо ограничительного действия законодательства в странах, где оперирует компания. Имеют здесь место и такие психологические" причины, как стремление отвести угрозу национализации, скрыть истинные размеры предприятия.
В то же время, хотя "финансовые рынки не хотят какого-либо вмешательства со стороны государства, они сохраняют глубокую веру в то, что, если условия действительности резко ухудшатся, власти вмешаются" 9.
Таким образом, конкуренция на финансовых рынках зачастую принимает скрытые формы, что затрудняет деятельность регулирующих органов. В результате меры регулирования обычно оказываются направленными на преодоление причин не будущего, а прошедшего финансового кризиса.
Восьмое.
Конкуренция на рынке банковских
услуг существенно отличается от
конкуренции на товарном рынке тем,
что кредитные организации
Это является
одной из причин того, что кредитные
организации находятся в
В итоге, если этот так называемый неизвестный субъект отказывается выполнять взятые на себя обязательства, кредитная организация, которая все свои финансовые планы строила исходя из его добросовестности, оказывается в положении банкрота и не выполняет свои обязательства.
В силу упомянутой выше множественности подобных сделок возникает хорошо известный финансовому рынку "эффект домино", при котором банкротство одной кредитной организации неминуемо влечет за собой несостоятельность другой, и т. д.
Таким образом, тезис о том, что финансовый рынок отличается от товарного, прежде всего тем, что потребитель может потерять свои деньги, не только переплачивая за услуги, но и, что гораздо важнее, в случае банкротства финансовой организации 10, представляется вполне обоснованным. Следовательно, одной из главных задач антимонопольной политики на рынке банковских услуг должна стать задача повышения надежности отдельных организаций и рынка в целом?
Девятое. Специфический характер на рынке банковских услуг приобретает такая форма ведения конкурентной борьбы, как создание объединений юридических лиц - объединений, предполагающих отношения власти и подчинения, а также разнообразные формы зависимости между участниками финансового рынка. Специфика рынка банковских услуг состоит в том, что:
Информация о работе Особенности конкурентной борьбы в банковской сфере