Особенности развития крупного бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:29, курсовая работа

Описание

Роль крупного бизнеса в России имеет огромное значение. Становление рыночной экономики в России привело к появлению частного бизнеса, в том числе крупного, представленного интегрированными бизнес-группами и компаниями. Их влияние на экономическое развитие многих регионов очень велико. Обладая значительными ресурсами, крупный бизнес становится важным политическим и социальным фактором в регионах и городах базирования своих предприятий. Он способствует развитию экономики в стране, обеспечивает россиян рабочими местами и способствует улучшению уровня жизни населения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I Сущность и понятие крупного бизнеса………………………………..4
1.1. Теоретические подходы к определению крупного бизнеса…………..4
1.2. Положительные и отрицательные стороны деятельности крупного бизнеса………………………………………………………………………..10
1.3. Роль крупных предприятий в современной рыночной экономике….13
1.4. Особенности крупного бизнеса в развитых странах…………………15
Глава II Развитие крупного бизнеса в России………………………………...18
2.1. Развитие крупного бизнеса с начала рыночных преобразований и до финансового кризиса 1998 года…………………………………………….18
2.2. Развитие крупного бизнеса после финансового кризиса 1998 года и вплоть до настоящего времени……………………………………………..20
2.3. Проблемы и перспективы развития крупного бизнеса………………23
Заключение……………………………………………………………….……..…25
Список литературы……………………………………………………………….27
Приложения…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Особенности развития крупного бизнеса в России.docx

— 124.72 Кб (Скачать документ)

Бывшие гиганты промышленности к 1995 году превратились в представителей “люмпен-бизнеса”. Они перестали производить товары, предпочтя, зарабатывают на аренде собственных помещений, сдавая их нарождающемуся малому бизнесу. В результате некогда крупные предприятия устроили на своих площадках своеобразные бизнес-центры. И в тот момент подобная ситуация была абсолютно закономерной, ведь создание частного предприятия оказалось в прямой зависимости от наличия помещения, что подкреплялось законодательно. При регистрации частного предприятия, вид деятельности которого может быть даже еще не определен, предприниматель уже обязан был предоставить договор об аренде помещения. Таким образом в новой экономической реальности создается гипер-спрос на недвижимость.

И тем не менее такая  ситуация не вечна. Удачная приватизация бизнесом не является. Крупное предприятие строится на производстве товара, который в условиях свободной конкуренции способен захватить рынок. В скором будущем аренда не будет приносить столь бешеные прибыли – любая монополия рано или поздно заканчивается».

И стремясь уничтожить малых  конкурентов, крупный бизнес роет себе яму. Наличие всех форм деловой жизни  — неизменное условие гармоничного развития экономики. Малый бизнес —  это экономическая основа развития большого, поскольку, как и любая  река начинается с ручейка, так и  гиганты бизнеса — вырастают  из деловой идеи, получившей развитие10 [8, с. 41]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Развитие крупного бизнеса после финансового кризиса 1998 года и вплоть до настоящего времени

В 1998 году был очень мощный и испугавший всех кризис, который  неожиданно пошел всем на пользу. Выход  из кризиса оказался неожиданно быстрым  и бесконфликтным, после чего начался  настоящий экономический рост, темпы  которого, кажущиеся нам недостаточными, по мировым стандартам очень приличны. Началась некая стабилизация (социальная, структурная, политическая), в результате чего изменились потребности и интенции хозяев крупного бизнеса.

В тяжелейших условиях восстановление страны после катастрофы августа 1998 г. во многом шло за счет ускоренного роста экспорта и сдерживания импорта. Но в четвертом квартале 2000 года импорт впервые, хотя еще и ненамного, обогнал экспорт - рост составил соответственно 23,5 и 21,9%.

Период с 2000 г. по настоящее  время весьма сложен и противоречив. Но постепенно достижения российского бизнеса признаются и на Западе.

На 2009 год Россия так же вошла в список 300 крупнейших компаний мира по рыночной капитализации. Это «Газпром» 28-е место с капитализацией 118,61 млрд долл.), Сбербанк расположился на 201-м месте (28,09 млрд) и «Сургутнефтегаз» (242-е место, 24,49 млрд)11.

В качестве главного критерия выделения крупнейших российских компаний принят показатель, характеризующий  объем реализации продукции (работ, услуг). В случаях, когда этот показатель в силу специфики деятельности компаний не может быть применен (например, для  банков, страховых компаний), используются данные финансовой отчетности, максимально  близкие к нему по экономическому смыслу. Также используются: рыночная стоимость компаний (капитализации (см. Приложение Форм.1)), объем реализации продукции, прибыль, параметры рынка акций и др. Для банков – сумма процентных доходов (до вычета расходов), и непроцентных доходов (за вычетом расходов по операциям с ценными бумагами и иностранной валютой). Для страховых компаний – сумма страховых взносов-нетто по страхованию жизни и по иным видам страхования. Для лизинговых компаний – объем лизинговых платежей и другие доходы, учитываемые в выручке12

Ежегодно рейтинговым агентством «Финанс» составляется список крупнейших компаний России. Этот список максимально точно иллюстрирует пейзаж, сложившийся в корпоративной России (см. Приложение Табл. 4 и    Табл. 5).

Из таблицы видно, что  лидирует нефтяная и газовая промышленности. Анализ процесса формирования интегрированных компаний газо- и нефте-химического комплексов в России позволил выявить их положительные и отрицательные стороны (см. Приложение Табл. 6). Не менее четверти века российская экономика носит название «сырьевой». Кто-то может возразить, что таковы тенденции только последних лет. Но это не так. С конца 70-х годов развитие экономики определяется ценами на сырье, и, прежде всего, топливо.

 Если посмотреть на первые 10 крупнейших компаний России, то ничего нового и не заметить. Позиции холдингов менялись, но отраслевая структура осталась неизменной. Пять компаний представляют нефтегазовый сектор, один — металлургию и еще один электроэнергетику. И всего три фирмы работают в несырьевом бизнесе. Это — Российские железные дороги, банки Сбербанк и Группа ВТБ. На нефтегазовый сектор приходится 29% суммарной выручки рейтинга «Финанс-500», а доля только одного «Газпрома» составляет 8%, т.е. почти 1/12.

После почти полного развала  российской экономики и промышленности в 90-х годах крупнейшими компаниями сейчас являются акционерные общества, львиная доля акций которых принадлежит государству. За последние годы все они стали ещё крупнее и вышли на международные рынки акций. Так акции «Газпрома» очень ценятся на мировом рынке ценных бумаг. Основными лидерами, среди крупнейших компаний, являются сырьевые компании. Это говорит о высокой зависимости российской экономики от экспорта сырья. Крупный бизнес  стал более консервативным и сдержанным. Стратегия бурного экстенсивного роста на заемные деньги сменилась стратегией роста эффективности.  Сырьевые компании столкнулись с проблемами сбыта, прежде всего на внешних рынках. Это привело к коррекции производственных планов и урезанию производственных издержек.

В целом, можно отметить, что экономическое положение  в России за последние годы значительно  улучшилось, по сравнению с 90-ми годами. Госбюджет имеет положительный  баланс, доля экспорта превышает долю импорта. Наметились перспективы по восстановлению промышленности. Российская экономика стала привлекательной  для инвесторов. Ведутся активные переговоры по вступлению России в  ВТО, что может дать дополнительный толчок в развитии нашей экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.  Проблемы и перспективы развития крупного бизнеса

Подводя итог, можно сказать, что бизнес в России развивается  не на достаточном уровне. Для удачного и успешного развития крупного бизнеса  в России, необходимо создать благоприятные  для этого условия. А именно:

  1. Следует объединить мелкие фирмы в одно крупное предприятие. Если обратиться к фактическому положению дел, то подавляющая масса фирм создана на основе единоличной собственности, в то же время основная масса продукции производятся корпорациями.
  2. Фирмам следует составлять бизнес-план, как минимум на 3 года. Это поможет крупным предприятиям предопределять и планировать развитие своего  бизнеса.
  3. Крупным компаниям необходимо участвовать в различных конкурсах. Это следует делать для того, потому что конкурсы фиксируют профессиональные достижения, а звание победителя и лауреата отражает степень признания в рамках определённого сообщества. Наиболее известные Всероссийские деловые конкурсы: «Лучшее российское предприятие», «Менеджер года», «Товар года». Наиболее престижными считаются премии «Бизнес – Олимп».
  4. Помимо участия предприятия в конкурсах, необходимо учувствовать в выставках инвестиционных проектов. Надо устраивать такие ярмарки почаще для привлечения к себе сотрудников и клиентов.
  5. Необходимо проводить обучение в компании как минимум по четырём направлениям:
    • для адаптации новых сотрудников;
    • для повышения эффективности компании в целом;
    • для повышения эффективности отдельных групп сотрудников и подразделений;
    • для повышения эффективности отдельных сотрудников.

    Это позволит предприятию поднять свой уровень профессионализма, так как на данном предприятии будут работать только хорошо обученные и высококвалифицированные работники.

  1. Следует также проводить различные акции не только для увеличения продаж, но и для того, чтобы научить людей пользоваться товаром, который производит данное крупное предприятие.
  2. Предприятию необходимо делать рекламу. Реклама, как известно, это основной двигатель торговли. Тем самым, она может привлечь большее количество клиентов и сотрудников, а также иностранных инвесторов. Реклама может носить различный характер: начиная от стендов на улицах города и заканчивая рекламой в Интернете.
  3. Для крупных предприятий не маловажную роль играет  сайт фирмы в Интернете. Это удобно не только для клиента, который с лёгкостью может ознакомиться с достижениями предприятия,  но так же и для иностранных инвесторов, которые хотели бы вложить капитал для развития данного предприятия.

Если крупной фирме  удастся следовать всем критериям  для успешного развития своего бизнеса, то данное предприятие не только внесёт вклад в развитие крупного бизнеса  в России, но и добьется определённого  успеха в сфере своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Теперь подведём окончательные  итоги. Бизнес – это важный элемент  современного рыночного механизма, без которого рыночная экономика  не будет эффективно работать. Он осуществляется за счет собственных или заемных  средств на свой риск и под свою ответственность, ставит главной целью  получение прибыли и развитие собственного дела.

Существует 3 формы организации  фирмы: предприятие, определяемое как  единоличное владение или единоличная  собственность, партнёрство или  товарищество и корпорация.

В свою очередь, крупный бизнес имеет свои формы организации. К  ним относятся холдинговые компании, концерны, синдикаты, ассоциации, финансово-промышленные группы, консорциумы, которые имеют  место быть. Эти формы  направлены на использование преимуществ крупного капитала. 

В результате проведенной  работы, я выяснила, что бизнес в  России развивается не на достаточном  уровне. То что в России называется крупным бизнесом, в других странах  – это только средний бизнес. Для решения этой проблемы, необходимо выполнить некоторые условия  по осуществлению роста развития крупных фирм.

В данной курсовой нами была поставлена цель: дать рекомендации по усовершенствованию развития крупного бизнеса в России. Для достижения данной цели были решение следующие  задачи:

  • проанализированы особенности крупного бизнеса в России по сравнению с другими странами;
  • выявлены аргументы в пользу и против крупного бизнеса;
  • проведён сравнительный анализ деятельности крупных фирм и их роста.

Результаты данного анализа  помогли нам найти пути решения  некоторых проблем развития крупного бизнеса в России.

Подводя итоги изложенному, отметим, что  для развития крупного бизнеса требуется  внести существенные изменения не только в системе контроля и поощрения  крупной предпринимательской деятельности, но и в общих экономических условиях, определяющих становление основополагающих характеристик крупного предпринимательства. Без осознания ответственности государства за направленность, итоги и социальную цену проводимых реформ эта проблема не может быть решена.

Процесс становления крупного предпринимательства, вопреки ожиданиям многих, оказался куда более сложным, противоречивым и длительным делом, чем это первоначально представлялось. Он обусловлен характером и ходом проведения социально-экономических реформ, от которых зависит общий успех рассматриваемого процесса. В свою очередь, этот процесс влияет на протекание реформ.

Это и  возможность альтернативного проявления новых реальных форм собственности  в рамках многоукладного народного  хозяйства, и изменение структуры общественного производства и т.д. Сложившаяся ситуация в целом неблагоприятна для функционирования крупного предпринимательского корпуса в России. Но даже в этих сложных и противоречивых условиях есть положительный опыт развития предпринимательской деятельности, который позволяет считать процесс становления этого феномена необратимым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Галухина Я.С., Паппэ Я.Ш. Российский крупный бизнес в 2005-2006гг.: основные направления трансформации и развития // Проблемы прогнозирования. 2006.  №3 (96)
  2. Галухина Я.С., Паппэ Я.Ш. Российский крупный бизнес в 2005-2006гг.: некоторые ключевые аспекты развития // Проблемы прогнозирования. 2006.  №4 (97)
  3. Гусев М.С., Широв А.А. Два кризиса. Сравнительный анализ событий 1998 и 2008-2009 годов // Проблемы прогнозирования  2009. №5 (116)
  1. Кузнецова О.В., Кузнецов А.В., Туровский Р.Ф., Четверикова А.С. Инвестиционные стратегии крупного бизнеса и экономика регионов. – М.: ЛКИ (URSS), 2009. 440 с.

Информация о работе Особенности развития крупного бизнеса в России