Отношения России с Лондонским и Парижским клубами кредиторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:02, реферат

Описание

Внешние заимствования в современном мире являются прочной составляющей мировой экономики. Для стран, идущих по пути преобразований и реформ, заимствования стали одним из основных источников финансовых ресурсов. В случае внешнего государственного долга кредиторами правительства выступают: иностранные государства, иностранные юридические лица и международные финансовые институты.

Содержание

Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Характеристика Парижского и Лондонского клуба кредиторов. 5
§1.1. Парижский клуб кредиторов. 5
§1.2. Лондонский клуб кредиторов 9
§1.3. Сходства и различия между двумя клубами кредиторов. 11
Глава 2. Отношения Российской Федерации с Лондонским и Парижским клубом кредиторов. 13
§2.1. Отношений Российской Федерации с Парижским клубом кредиторов. 13
§2.2. Отношения Российской Федерации с Лондонским клубом кредиторов. 18
Заключение. 21
Список использованной литературы. 22

Работа состоит из  1 файл

реферат по нац эк.docx

— 51.82 Кб (Скачать документ)

Само соглашение о реструктуризации долгов коммерческими банками под  эгидой Лондонского клуба основывались на трех главных положениях:

              1. Положение об общем доступе. При выплате задолженности не допускается дискриминация ни одного из кредиторов.
              2. Положение о равноправии. Все займы рассматриваются на равноправной основе и зависят от фактического объема риска банка.
              3. Положение об обязательной подписке. В случае досрочных платежей в счет погашения долга их распределение между кредиторами проводится на равной основе.

Процесс же реструктуризации долга в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи, образует группу по урегулированию долга и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кредиторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению положения. Затем они согласовывают основные условия и, наконец, документально оформляют соглашения о пересмотре долга.

Таким образом, рассмотрев основные положения и систему деятельности уже второго клуба – Лондонского, перейдем к рассмотрению различий и сходств между данными клубами.

 

 

§1.3. Сходства и  различия между двумя клубами  кредиторов.

 

 

Итак, Парижский и Лондонский клубы – это неформальные организации  кредиторов, деятельность которых направлена на урегулирование проблемных вопросов, возникающих при международных  кредитных отношениях.

Сходство этих клубов заключается  в следующем:

Они стремятся облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию внешнего долга. При этом ни один из этих Клубов не является международной организацией. Их членский состав нестабилен и они не имеют какого-либо официального мандата. Каждый Клуб располагает комплексом правил и процедур, по проведению операций по пересмотру долга. В Лондонском Клубе интересы банков-кредиторов представляет руководящий комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. В Парижском же Клубе чаще проводятся переговоры, на которых кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге. При этом руководящие принципы Парижского Клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу.

Но, несмотря на такое структурное и процедурное сходство, между двумя Клубами имеются и существенные элементы различия.

Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, его процедуры и организация носят более свободный характер, чем Парижский Клуб. Поэтому правила, регулирующие проведение заседаний Лондонского Клуба, значительно различаются в зависимости от страны.

Важнейшим же различием является то, что Парижский клуб объединяет правительства стран-кредиторов, а Лондонский клуб – банки-кредиторы. Вследствие этого, Лондонский клуб производит реструктуризацию задолженностей кредитным организациям, а Парижский клуб рассматривает долговые обязательства государственным кредиторам. В связи с этим также различаются условия и параметры реструктуризации долга.

Лондонский Клуб не пересматривает выплату как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком займе обычно основаны на величине их рисков в стране-должнике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В результате, сегодня Лондонский клуб в отличие от Парижского пересматривает сроки погашения долга, не требуя от страны должника заключения с МВФ соглашения о резервных кредитах. Парижский Клуб обычно не соглашается на периоды консолидации, продолжительностью более чем 1 год, а Лондонский Клуб предпочитает, чтобы они были более двух-трех лет.

Таким образом, подробно рассмотрев в Главе 1. характеристику Английского и Парижского клубов, структуру их деятельности, а также поняв в чем заключается сходство и различие между ними, мы можем перейти теперь к рассмотрению отношений между Российской Федерацией и данными клубами кредиторов.

 

 

 

 

Глава 2. Отношения Российской Федерации с Лондонским и Парижским клубом кредиторов.

§2.1. Отношений  Российской Федерации с Парижским  клубом кредиторов.

 

После распада СССР предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (к тому времени — около 90 млрд. долл.), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего Союза. Но, по взаимному согласию было объявлено, что Россия в обмен на отказ бывших республик от причитающейся им доли активов принимает на себя все их долги. Такое непростое решение позволило России в то время сохранить свои позиции на международных финансовых рынках и обеспечило доверие к ней потенциальных западных инвесторов.

  Переговорный процесс  между Российской Федерацией  и сообществом кредиторов начался сразу же после распада СССР в конце 1991 г. Можно условно выделить четыре основных этапа реструктуризации долговых обязательств бывшего СССР:

  • Первый этап, берущий отсчет с 1992 г., включал в себя ведение предварительных переговоров, в ходе которых российскому правительству предоставлялись краткосрочные трехмесячные отсрочки по выплатам внешнего долга. К данному периоду можно отнести и получение первого кредита МВФ (1 млрд. долл.).
  • В течение второго этапа - с 1993 по 1995г. - Россия подписала первые соглашения по реструктуризации долгов. Так, и в апреле 1993г. правительство России заключило первый договор о реструктуризации задолженности перед официальными кредиторами, входящими в Парижский клуб. За этим последовали еще два подобных соглашения в 1994 и 1995гг., в соответствии, с которыми Россия брала на себя обязательства по обслуживанию долгов СССР, сроки уплаты которых приходились на период с декабря 1991 г. - по январь 1995г.
  • Началом третьего этапа можно считать апрель 1996 г., когда договоренности с Парижским клубом были дополнены всесторонним соглашением, по которому Россия должна в общей сложности (включая предварительные договоренности) выплатить кредиторам Парижского клуба сумму порядка 38 млрд. долл. Из них -15% должны быть выплачены в течение последующих 25 лет вплоть до 2020 г., а оставшиеся 55%, включавшие в себя наиболее краткосрочные обязательства перед членами Парижского клуба, - в течение 21 года. При этом реструктурированный номинал долга должен погашаться нарастающими платежами начиная с 2002 г.
  • 17 сентября 1997г. в Париже Правительством Российской Федерации подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника. Начиная с даты подписания Меморандума российские долговые требования приобретают тот же статус, что и аналогичные требования членов Парижского клуба.

Вступление России в Парижский  клуб кредиторов открыло новую эру  в урегулировании задолженности  иностранных государств. К положительным  последствиям можно отнести следующее:

  1. современная политика управления внешними долгами, которыми руководствуется клуб кредиторов, позволяет России цивилизованным способом решить вопросы, связанные с внешним долгом;
  2. Россия получила официальную возможность регулировать часть своих долгов и активов (25 стран-должников имеют соглашения с Парижским клубом, среди которых такие крупные должники, как Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия);
  3. вступление в клуб позволило достичь договоренности о пересчете задолженности иностранных государств в СКВ по благоприятному для России официальному курсу (0,6 руб. за 1 долл. США);
  4. погашение долга в рамках клуба обычно происходит только в денежной форме, причем в СКВ, товарные поставки в счет долга исключены. Практика клуба допускает использование форм, отличных от наличных платежей, в размере не более 30% от суммы задолженности;
  5. страны-должники, заключившие базовые соглашения с Парижским клубом, погашают задолженность перед членами клуба в первую очередь;
  6. членство в клубе позволило России использовать различные механизмы давления на должников с целью обслуживания и погашения их долгов перед Россией;
  7. вступление в клуб позволило заключать двусторонние соглашения на условиях клуба и с должниками Российской Федерации, не имеющими базовых соглашений с Парижским клубом кредиторов;
  8. членство в клубе позволяет надеяться на облегчение положения Российской Федерации как должника в отношении долгов этому клубу.

Необходимо отметить, что  членство России в клубе имеет  и отрицательные стороны:

    1. позиция стран-членов клуба основывается на бесперспективности возврата задолженности развивающихся стран в полном объеме. Вступив в клуб, Россия взяла на себя обязательства участвовать во всех мероприятиях Клуба по списанию странам, относящихся в категории «бедных». В группу беднейших стран входят многие должники Российской Федерации, такие как Йемен, Мадагаскар, Мозамбик, Никарагуа и Эфиопия;
    2. все кредиторы должны находиться в равных условиях при получении долга, а это означает, что страна-должник будет платить или всем своим кредиторам или никому;
    3. Парижский клуб кредиторов не признает задолженности по военным поставкам и оказанию услуг военными специалистами. На задолженность по этим позициям приходится наибольшая часть внешних активов Российской Федерации. Более 88% всей задолженности африканских стран перед СССР в 1991 г. приходилось на военные долги.

Россия и Парижский  клуб 30 июня 2006г. подписали многосторонний протокол, которым предусматривалось  досрочное погашение долга, сумма  которого составляла 21,6 млрд. долларов. Данная задолженность была реструктурирована  в 1996 и в 1999 годах, все это время  Россия обслуживала эти обязательства  и погашала их. Протокол о досрочном  погашении предусматривал выплату  части долга по его номинальной  стоимости, а части - по рыночной цене. Так, по рыночной цене выкупались долги  с фиксированными процентными ставками, которые Россия имела перед Францией, Германией, Великобританией и Нидерландами. Эти страны получали премию за досрочное  погашение в размере почти 1 млрд. долларов. США же получали долг по номиналу, хотя и кредитовали Россию также  по фиксированной ставке.

До этого времени Россия являлась крупнейшим должником Парижского клуба, основная часть деятельности которого была сосредоточена именно на взаимоотношениях с Москвой. После  того, как долг был погашен, многие аналитики заговорили о нецелесообразности дальнейшего существования этой международной организации. Помимо России досрочно возвращают долги такие страны как Алжир, Бразилия и Перу. Еще десять лет назад никто и предположить не мог, что они когда-нибудь вылезут из долговой «ямы».

Сразу после июньских соглашений Алексей Кудрин заявил, что Внешэкономбанк погасит весь долг до 21 августа, поскольку  именно в этот день Россия традиционно  платила Парижскому клубу проценты по долгу. Обещание свое глава Минфина  сдержал - уже в середине дня 21 августа  на официальном сайте Внешэкономбанка  появилась информация о том, что  последние деньги переведены на счета  стран-кредиторов. Итоги таковы: 1,27 миллиарда долларов составили плановые платежи, а еще 22,47 миллиарда долларов - в счет досрочного погашения. Выплаты  заняли у правительства почти  неделю. О первом транше более чем  на миллиард долларов объявил замминистра  финансов Сергей Сторчак 15 августа.

Одними из первых у себя на счетах российские деньги обнаружили в Австралии. Вице-премьер страны Марк Вэйл заявил, что досрочные выплаты свидетельствуют об укреплении экономической системы России и являются важным элементом двусторонних отношений.

Внешэкономбанк выплачивал долг Парижскому клубу в 9 валютах. Для  этого Минфин заблаговременно обменял 600 миллиардов рублей в доллары и  евро, из чего следует, что основные платежи проходили именно в этих валютах.

Сразу после выплаты всего  долга Россия получила возможность  перейти из должника Парижского клуба к кредитору данного клуба.

Сейчас Россия уже выдает кредиты по многосторонним соглашениям  в рамках Парижского клуба. На сайте  организации, в которую на постоянной основе входят всего 19 государств, опубликованы все соглашения, где Россия выступала  одним из кредиторов. Первое из них  датировано 20 ноября 1997 года. Тогда  должником выступил Йемен. Последнее  из соглашений подписано с Афганистаном 19 июля 2006 года. Всего же Россия поучаствовала  ровно в 50 кредитах, из которых полностью  оплачены только 11.

Большая часть межгосударственных кредитов была формой финансовой поддержки дружественных СССР политических режимов в странах третьего мира, т.е. предоставлялась без сколько-нибудь серьезного анализа платежеспособности заемщиков. Как следствие, обязательства большинства государств относятся теперь к разряду сомнительной и даже безнадежной задолженности. Из суммарного долга 51-ой страны России в 120 млрд. долл. почти треть приходится на 25 стран, обратившихся в этот клуб с просьбой о реструктуризации задолженности.

Членство России в клубе  дает хоть маленькую, но надежду на увеличение сумм выплат. Конечно, процент  списания долгов, на который придется пойти в рамках клуба, большой. Он определяется двумя факторами —  уровнем развития страны и долей военных поставок в сумме долга. Поэтому дисконт может составлять от 35 до 80%.

Таким образом, Россия из одного из самых крупных должников Парижского клуба, рассчитавшись с основной массой долгов в 2006 году, превратилась из страны-должника в страну-кредитора. Досрочное погашение долга укрепило позиции России в мире как порядочного  заемщика, а так же позволило избавиться от возможного политического давления на страну от стран-кредиторов.

 

 

§2.2. Отношения  Российской Федерации с Лондонским клубом кредиторов.

 

Лондонский клуб - это  объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с  суверенными заемщиками. В случае России клуб объединил свыше 600 банков, деятельность которых координировалась консультационным комитетом во главе  с "Дойче банком". Долг перед Лондонским клубом представлял собой задолженность бывшего СССР перед частными коммерческими банками Западной Европы, США и Японии по кредитам, привлеченным Внешэкономбанком СССР до 31 декабря 1991 года. Объем долга составлял свыше $30 млрд.

Информация о работе Отношения России с Лондонским и Парижским клубами кредиторов