Переходная экономика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание

Историческая важность и актуальность переходной периода экономики для нашей страны не вызывает сомнений, поэтому я посвятила данную курсовую работу этой теме, целью которой является анализ становления и особенности переходной экономики в России. При этом среди основных задач можно выделить следующие:
1. Рассмотреть основные черты и задачи переходной экономики.
2. Раскрыть и проанализировать становления переходной экономики в России.
3. Рассмотреть особенности переходной экономики России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…....3
1. Понятие переходной экономики…………………..…...………….….….4
Основные черты переходной экономики………………………………. 4
1.2 Главные задачи переходной экономики……………………….…….…… 6
1.3 Пути решения задач переходной экономики………………………..….. 8
2. Становление переходной экономики России………………………...…10
3. Особенности переходной экономики в России…………………...…..... 20
Заключение……………………………………………………….………..…. 25
Список использованных источников……………

Работа состоит из  1 файл

реальная кур..docx

— 56.45 Кб (Скачать документ)

     Выбор эволюционного или шокового пути перехода к рыночной экономике зависит  не столько от воли политиков, сколько  от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.[7]. 
 
 
 
 
 
 

         2. Становление переходной экономики России

     В переходе от командно-административной экономики, к экономике переходного типа можно выделить следующие составляющие:

     приватизация;

     реформа цен;

     формирование  рынков;

     реформа предприятий;

     преобразования  в аграрной сфере.

     Положительные результаты приватизации в России связаны, главным образом, с системной  трансформацией экономического строя  России, в том числе с устранением  монополии госсобственности в стране и формированием основы многоукладной  экономики. Важным результатом является также то, что приватизационные программы  реализованы в целом без социальных потрясений, с обеспечением минимально необходимых предпосылок для  включения субъектов развивающегося отечественного рынка в мировые  хозяйственные связи. Как обобщающий итог приватизации можно привести следующий  факт: в настоящее время уже  до 70% ВВП России создается негосударственным  сектором экономики. [1].

     Сравнение с практикой других стран Восточной  Европы показывает, что хотя во многих из них, как и в России, при решении  проблем приватизации преобладали  политико-идеологические мотивы, относительно больший положительный эффект от приватизации наблюдался в Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Польше. Намного  хуже, чем в России, результаты приватизации почти в двух десятках бывших социалистических стран и союзных республик. Сопоставление  таких параметров, как уровень  и динамика реальных доходов, инфляция, глубина и продолжительность  экономического спада позволяет  констатировать, что переход к  частной собственности идет в  России средними темпами и с относительным  успехом.

     Приватизация  проводилась не столько по законам, сколько по указам Президента и ведомственным  нормативным документам Госкомимущества (которые даже не всегда направлялись в Минюст для регистрации).

     Для предприятий госсектора были разработаны  типовые стандарты процедур приватизации, однако широко применялись «индивидуальные  процедуры приватизации», вводимые местными органами власти (т.е. незаконные).

     Составлялись  ежегодные государственные программы  приватизации, но включение в эти  программы адресных заданий означало выбор лучших предприятий и их форсированный передел.

     Из-за отсутствия финансовых средств у  населения осуществлялась бесплатная раздача государственной собственности  и продажа ее по минимальным ценам, главным образом в интересах  директоров и государственных чиновников. [10].

     При выборе модели ускоренной массовой приватизации главенствовала текущая политическая целесообразность, а не экономическая  разумность.

     Фактически  устанавливалось господство частной  собственности в условиях неполноценной  среды ее функционирования и неблагоприятных  макроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие.

     Таким образом, при ощутимом политическом результате (возникли слои мелких и  крупных собственников) экономически приватизация в России оказалась малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса было необходимо налаживать действенное управление остававшейся государственной собственностью.

     Суть либерализации цен заключалась в отказе от назначения цен государством, отпуске цен и расширении свободы экономических действий субъектов в области ценообразования.

     Первый  период реформы цен продолжался, следствием либерализации явился беспрецедентный рост цен. Высокий уровень монополизации отечественной промышленности препятствовал формированию рыночного механизма ценообразования и при отсутствии действенной антимонопольной политики существенно обострил существовавшие и ранее диспаритеты цен.

     Этот  период закончился в так называемый «черный вторник», в который произошло  обвальное падение курса рубля  по отношению к доллару.

     Второй этап рыночных реформ в России  характеризуется проведением жесткой финансовой политики государства, введением валютного коридора, наличием более умеренной инфляции, усилением конкуренции на рынке за счет иностранных производителей (особенно в потребительском секторе).

     В этот период складывалось затратное  ценообразование, смысл которого в  том, что цена должна быть таковой, чтобы  имелась возможность возмещения издержек и получения прибыли  при определенном объеме продаж.

     Третий  этап трансформации российской экономики начался с расширения валютного коридора, верхнюю границу которого Центральному банку сдержать не удалось. Фиксированный курс уступил место плавающему с элементами регулирования при помощи валютных интервенций Центрального банка РФ. Этот период характеризуется паникой на валютных рынках, дестабилизацией банковской системы (в связи с ГКО, ОФЗ), фактическим снижением покупательной способности рубля, инфляционными ожиданиями, массовым повышением цен как на импортные, так и на отечественные товары.

     Главная особенность ценообразования на этом этапе: имеет неустойчивый, хаотичный  характер и привязано к динамике курса доллара.

     В российской экономике в ценообразовании  устойчиво превалирует фактор затрат, а фактор спроса действует слабее. По-прежнему слабо влияет на динамику цен и конкуренция. Поэтому наиболее сильнодействующими факторами ценообразования в переходный период являются структура и уровень затрат, образующих нижний предел цены, индексируемый с учетом инфляционных ожиданий. [5]

     Для преодоления затратного характера  ценообразования необходимо способствовать максимальному насыщению рынка  товарами и капиталами, стимулировать  накопления и инвестиции в реальный сектор экономики.

     Рыночная  экономика - это не любая экономика, где существует сеть рынка, а лишь такая экономика, где рынок является основной, господствующей формой обмена и, следовательно, основным, автоматически  действующим регулятором производства, оказывающим определяющее воздействие  на структуру производства и другие стороны воспроизводственного процесса.

     Сегодня экономика стран Западной Европы, США, Японии все более перестает  быть экономикой рыночной и трансформируется в контрактную экономику. Классическая рыночная экономика уходит в прошлое, становится вчерашним днем цивилизации.

     В этом смысле переход к классической рыночной экономике представляется попыткой исторического регресса, возврата назад к исчерпавшей себя во всем цивилизованном мире экономике XIX в. Этот переход был связан с тяжелейшими  последствиями для экономики  России. В эти годы, когда интенсивно развивались переходные процессы, в России разрушались производительные силы, дробились крупные предприятия, началась деиндустриализация экономики. Наиболее тяжелый ущерб был нанесен высокотехнологичным наукоемким отраслям. Открытая мировому рынку экономика страны все более приобретает однобокую топливно-сырьевую направленность. Жестко сегментированный современный мировой рынок не допускает развития российского наукоемкого и высокотехнологического производства. Россия интересует его лишь как поставщик энергетических и сырьевых ресурсов, пространство для размещения экологически «грязных» отраслей, источник дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы.

     В социальной сфере также развивались  негативные социально-экономические  процессы. Резкое социальное и имущественное  расслоение общества, сопровождаемое абсолютным обнищанием большинства  населения. За последнее десятилетие  прошлого века уровень жизни 80% населения  сократился в 2,5-3 раза. Устойчивое превышение смертности над рождаемостью ведет  к вымиранию российского населения.[6].

     Угрожающе нарастает тенденция к территориальной  дезинтеграции России. Межрегиональные  различия в уровне экономического развития российских регионов и уровне жизни  их населения исчисляются десятками  раз. Оказалась разрушенной не только система хозяйственных связей России, но и система внутрироссийских межрегиональных  связей.

     Опыт  показал, что свободный рынок (даже в стабильной экономике), традиционно  ориентированный на кратко- и среднесрочные  интересы и цели, не способен в условиях России обеспечить конкурентной структуры  рынков во многих отраслях. Прежде всего, речь идет о капиталоемких высокотехнологических  отраслях с длительным производственным циклом.

     В ходе трансформации централизованно  планируемой экономики можно  выделить несколько этапов реформирования российских предприятий:

     1. Этап, ориентированный на совершенствование  существующих субъектов экономики  в рамках сохраняющейся планово-распределительной  системы хозяйствования.

     2. Этап формирования субъектов  рыночной экономики.

     3. Современный этап реструктуризации  предприятий.

     Снятие  ограничений на создание новых предприятий  и на размеры частных предприятий  резко ускорили институциональные  изменения в экономике. Значительно  возросло количество и усилилось многообразие предприятий (таблица 2.1).

     Таблица 2.1

Основные  социально-экономические показатели развития России 
в 2000-2009гг. (в процентах к предыдущему году)

Показатель 2000г 2002г 2004г 2005г 2007г 2009г
Валовый внутренний продукт 110 104,3 107,1 105,4 107,6 106,4
Продукция промышленности 111,9 103,7 106,1 104,7 106,3 106
Продукция сельского хозяйства 107,7 101,7 101,6 103,3 101.4 101,1
Капитальные вложения 117,4 102,6 110,9 111,4 109,6 114,1
Реальные  располагаемые денежные доходы 112 111,1 108,4 105,3 108,7 107,9
Индекс  потребительских цен (раз) 1,2 1,15 1,1 1 1,15 1,1
Общая численность  безработных (млн. чел.) 7 6,1 5,8 5,5 6,1 5,8
 

     На  основании приведенных данных можно  выделить три этапа развития экономики России.  

     Первый - период ухудшения всей макроэкономической ситуации в стране. Это время, когда  происходит либерализация экономики, осуществляется приватизация, создаются  основные правовые и организационные  рыночные институты. Нарастание макроэкономической нестабильности заставляет государство  предпринимать меры, направленные, прежде всего на борьбу с инфляцией, которые постепенно дают свои результаты. В России становится переломным, и  впервые за ряд лет происходит улучшение основных макроэкономических показателей.

     Второй - кризис, нарушивший положительную  тенденцию в развитии экономики  страны. Его причиной стали не только неблагоприятные внешние обстоятельства, но глубокие диспропорции. Однако кризис создал условия для развития отечественного производства. Резкое падение курса рубля снизило эффективность импорта (товарные рынки наполнялись преимущественно импортной продукцией) и создало условия для расширения производства отечественных товаров.

     Третий - период перехода к экономическому росту, улучшения всех макроэкономических показателей. Однако достигнутый рост позволил к началу 2004 г. компенсировать лишь около 40% падения производства (за время экономического кризиса Россия потеряла почти половину своего экономического потенциала), и в России пока не достигнут предкризисный уровень. Однако очевидно, что низшая точка развития пройдена, и экономика России развивается по восходящей линии. Только наращивая темпы экономического роста, Россия сможет обеспечить достижение основной цели, которая и вызвала необходимость смены экономического механизма, - повышение эффективности общественного производства и на этой основе повышение уровня жизни.[8].

       В ряду многих мер, предусмотренных новой  программой аграрных преобразований, важнейшей стало форсированное  разгосударствление и приватизация социалистических предприятий, в том  числе в аграрном секторе экономике. Впервые была поставлена сверхзадача - не только коренным образом изменить прежнее организационное и технологическое  строение АПК, но и осуществить это  в условиях перехода к рыночной экономике. Основной причиной этого стало желание  демократического правительства решить не столько экономические, сколько  политические задачи, не столько построение каких-то новых экономических конструкций  и механизмов, сколько слом и ликвидацию существовавших.[3]

Информация о работе Переходная экономика России