Переходная экономика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание

Историческая важность и актуальность переходной периода экономики для нашей страны не вызывает сомнений, поэтому я посвятила данную курсовую работу этой теме, целью которой является анализ становления и особенности переходной экономики в России. При этом среди основных задач можно выделить следующие:
1. Рассмотреть основные черты и задачи переходной экономики.
2. Раскрыть и проанализировать становления переходной экономики в России.
3. Рассмотреть особенности переходной экономики России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…....3
1. Понятие переходной экономики…………………..…...………….….….4
Основные черты переходной экономики………………………………. 4
1.2 Главные задачи переходной экономики……………………….…….…… 6
1.3 Пути решения задач переходной экономики………………………..….. 8
2. Становление переходной экономики России………………………...…10
3. Особенности переходной экономики в России…………………...…..... 20
Заключение……………………………………………………….………..…. 25
Список использованных источников……………

Работа состоит из  1 файл

реальная кур..docx

— 56.45 Кб (Скачать документ)

     В качестве первоочередных целей аграрной реформы выдвигались:

     реорганизация колхозов и совхозов,

       развитие предпринимательства,

         создание условий для привлечения  в аграрный сектор иностранных  инвестиций.

     Характерным является то, что переход от исключительно  государственно-кооперативной собственности  на землю к новым многообразным  формам был проведен путем жестких  законодательных указаний. Приоритет  в развитии аграрного комплекса  был беспрекословно отдан мелкотоварному производству, а крупные хозяйства (колхозы и совхозы), которые производили  большую часть товарной продукции, практически оказались «вне закона».

    В настоящее время на базе реорганизованных колхозов и совхозов создано 13,3 тыс. акционерных обществ и товариществ  с ограниченной ответственностью, около 2,2 тыс. сельскохозяйственных производственных кооперативов, 0,8 тыс. ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, 2,2 тыс. коллективных сельскохозяйственных предприятий. Формируется  также фермерский сектор, который  насчитывает до 285 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Свидетельства  собственности на землю получили 95,5% сельскохозяйственных предприятий, а также более 8 млн. граждан страны (71,6% от общего числа владельцев земельных  долей).

    Сегодня в частной собственности находится  уже 136 млн. га, что составляет 62% от всех сельхозугодий. При приватизации подразумевалось, что впоследствии будут налажены механизмы перехода первично распределенной собственности в руки эффективных  пользователей. Пока таких механизмов не создано, поэтому значительная часть  земель и основных средств без  всякого использования находится  у практически прекративших свое нормальное функционирование хозяйств.

     К настоящему времени из сельскохозяйственного  оборота выведено около 30 млн. га земель. Вынос питательных веществ из почвы в среднем в 4 раза превосходит  их внесение с удобрениями. Приходят в упадок мелиоративные системы, растут площади закисленных почв. Продолжается техническая деградация аграрного сектора. Обеспеченность предприятий сельскохозяйственной техникой снизилась на 40-60%. Износ техники достиг 75%. Темпы ее ежегодного выбытия в 3-4 раза опережают темпы обновления. При сохранении такой тенденции через несколько лет нечем будет выполнять механизированные работы.

     Долги сельхозпредприятий превышают годовую  выручку от реализации всей продукции  сельского хозяйства. Даже в 2000 г., когда  экономическая ситуация на селе несколько  улучшилась, 55% сельхозпредприятий оставались убыточными. За годы реформ государственные  капитальные вложения сократились  в 20 раз.

     Формирование  рыночной аграрной структуры на основе реорганизации колхозов и совхозов являлось в первую очередь политической задачей и не могло помочь в  решении экономических трудностей. Рост числа фермерских хозяйств и  создание на базе колхозов и совхозов новых форм хозяйствования не смогли нейтрализовать разрушающего действия диспаритета цен, рыночной стихии, самоустранения государства от выполнения многих объективно необходимых функций управления.

     Порочной  представляется сама идея фермерства как политического и идеологического  противовеса прежней социалистической структуре, а не как обычного атрибута рыночной экономики и средства пополнения продовольственного фонда страны и  доходов сельского населения. Идея же фермерства в качестве единственно  приемлемой и наиболее эффективной  формы аграрного производства для  России была не просто ошибочной, но и  пагубной. Практика России подтвердила, что без создания соответствующих  условий и инфраструктуры, идея «фермеризации» сельского хозяйства обречена на провал. Сейчас 280 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств обеспечивают порядка 2% валовой  подукции сельского хозяйства, используя  при этом более 5% площади сельхозугодий.

     Отсутствие  научно-обоснованной программы начатых  преобразований, соответствующих механизмов проведения реформы создает угрозу аграрным преобразованиям в России. В настоящее время агропродовольственный  комплекс России переживает кризис, обусловленный общим социально-экономическим кризисом в стране, субъективными ошибками в агропродовольственной политике и неизбежными последствиями ее реализации.

     Опыт  показал, что свободный рынок (даже в стабильной экономике), традиционно  ориентированный на кратко- и среднесрочные  интересы и цели, не способен в условиях России обеспечить конкурентной структуры  рынков во многих отраслях. Прежде всего, речь идет о капиталоемких высокотехнологических  отраслях с длительным производственным циклом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Особенности переходной экономики в России

     Отсчет  переходной экономики в России начался  в результате либерализации цен. Старт переходной экономике был  дан в условиях жесточайшего экономического кризиса. Этот кризис произошел в  результате правительственной политики «перестройки». Россия начала рыночную реформу, имея командную экономику. Эта экономика формировалась на основе государственной собственности и централизованного управления. В России господствовала доктрина, что основа экономики — это тяжелая промышленность, или производство средств производства. Производству потребительских товаров отводилась роль падчерицы, равно как и сфере услуг. Более 90% государственных производственных капиталовложений направлялось в тяжелую промышленность и оборонный комплекс и менее 10% — в потребительский сектор: пищевую и легкую промышленность. Это были отсталые отрасли с изношенным оборудованием, они не удовлетворяли потребностей населения. В России производство работало ради производства, а не ради потребителя, чего не может быть в рыночной экономике. Централизованная система управления подавляла предпринимательские способности работников. Эта система была основана на подчинении, допуская инициативу лишь в узких границах. Свобода предпринимательства и свобода выбора не действовали.

     В целом централизованная система  управления с неизбежностью вошла в глобальный экономический кризис, поразивший всю совокупность экономических отношений.

     По  мнению большинства экономистов, наиболее эффективной является рыночная экономика. Она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество  больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства. Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит то обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы, создавая тем самым стимулы к самореализации возможностей человека, повышению трудовой и хозяйственной активности. Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Она представляет свободу предпринимательства и выбора; естественно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам их одной отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы. Только рыночная экономика устраняет диктат производителей, ликвидирует дефицит, обеспечивает равновесность экономики — и все это с целью удовлетворения безграничных потребностей людей. Свойственные рынку механизмы саморегулирования обеспечивают наилучшую координацию деятельности всех экономических субъектов, рациональное использование природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированность народного хозяйства. Очевидно переход к экономической системе, основанной на рыночных отношениях, позволит России решить наиболее острые, десятилетиями накапливавшиеся проблемы страны, органично соединить внутреннюю экономику с мировым хозяйством, обеспечить рост производства и тем самым социальную ориентацию экономики, открывая доступ населению ко всем достижениям мировой цивилизации.[5]

     Переход, который требуется осуществить, состоит в том, что на смену командной системе должны прийти свобода деятельности и ответственности каждого человека за свое благосостояние и благосостояние общества и через рыночный механизм связаться с различными государствами, что позволит создать основу для эффективного экономического сотрудничества России с промышленно развитыми странами. Для эффективного функционирования рыночной экономики необходимы предпосылки, которые должны быть созданы в течение переходного периода. Они образуют как бы каркас новой экономической системы:

     1. Максимальная свобода предпринимательства  и свобода выбора всех экономических  субъектов. Признание важной социальной  роли собственников капитала, рабочих, крестьян, предпринимателей и организаторов производства.

     2. Формирование новых форм собственности,  включая частную. Это позволит определить, кто несет ответственность за результаты хозяйствования, какая из форм собственности представляет сферу наиболее эффективного применения ресурсов. На основе новых отношений собственности может быть решена проблема оптимальных пропорций потребления и накопления, обновления и наращивания производственного потенциала, повышения эффективности капитальных вложений, доходы от собственности признаются законной категорией доходов.

     3. Конкуренция как важнейший фактор  стимулирования хозяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции в соответствии с действием закона спроса и предложения. Развитие конкуренции требует демонополизации экономики, формирования соответствующей структуры производства, обеспечивающей присутствие на рынке достаточного числа производителей каждого вида товаров, свободного входа на рынок любого экономического субъекта, государственной поддержки малого бизнеса, проведения антимонопольной политики.

     4. Свободное ценообразование. Рыночные  механизмы могут эффективно функционировать  только в том случае, если подавляющее  большинство цен устанавливается  на рынке свободно, уравновешивая спрос и предложение. Государственный контроль допустим только в ограниченной сфере и без нарушения законов рыночного ценообразования.

     5. Распространение рыночных отношений  на все сферы экономики. Отсюда  необходимы рынок земли, рынок  капитала, рынок рабочей силы, денежный  рынок, которые в своем взаимодействии  обеспечивают высокую мобильность  экономических ресурсов, их быстрое  перемещение в сферы наиболее  рационального применения, стимулируют  накопление и рост жизненного  уровня. Вместе с тем в рыночной  экономике сохраняется значительный  нерыночный сектор, включающий те виды деятельности, которые не могут быть подчинены исключительно коммерческим критериям (оборона, часть здравоохранения, образования, науки, культуры), или так называемая инфраструктура.

     6. Открытость экономики, ее последовательная  интеграция в систему мирохозяйственных связей. Принцип состоит в том, что любой экономический субъект вправе осуществлять внешнеэкономические операции. Иностранные юридические и физические лица на равных условиях со всеми производителями действуют на внутреннем рынке в соответствии с установленным законодательством и общепринятыми международными нормами.

     7. Обеспечение гражданам социальных  гарантий и государственная поддержка нетрудоспособных, социально уязвимых членов общества.

     8. Отказ государства от прямого  участия в хозяйственной деятельности (за исключением отдельных специальных областей). В то же время усиление косвенного (административного) государственного и общественного регулирования таких явлений, как инфляция, безработица, имущественная и социальная дифференциация, нестабильность производства, неравномерность развития отдельных регионов. Государство осуществляет макроэкономическую политику и содействует формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности, прежде всего на направлениях, соответствующих общественным интересам  
 

     Деятельность  государственных органов по регулированию  экономики строится на строгом разграничении  полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти.

     Только  рыночная экономика устраняет диктат производителей, ликвидирует дефицит, обеспечивает равновесность экономики  — и все это с целью удовлетворения безграничных потребностей людей. Свойственные рынку механизмы саморегулирования обеспечивают наилучшую координацию деятельности всех экономических субъектов, рациональное использование природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированность народного хозяйства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Российская  экономика относится к экономической  модели переходного периода или  трансформационной модели. Если даже не брать во внимание политические аспекты трансформационного перехода, то уникальность экономических факторов развития России преломляет общемировые  тенденции формирования рыночной модели в российский вариант не из-за особенностей «русской души», а хотя бы из-за масштабов  и климатических условий ее территории. Независимо от эффективности транспортной системы и характера энергообеспечения  экономики и населения издержки на эти составляющие часто резко  отличаются от подобных затрат в других странах. Все это лишь количественные параметры, которые не влияют на суть модели. Однако и эти обстоятельства не только модифицируют инфраструктурную составляющую российской модели, но и  в значительной мере формируют пути включения экономики страны в  мировое рыночное хозяйство. При  этом не следует забывать, что и  развитые страны, и мировая экономика  в целом не застыли, а двигаются  вперед, в известном смысле находясь в состоянии перехода к современной  стадии рыночного развития. Поэтому  и Россия должна ориентироваться  не на промежуточную, середины прошлого века, а на формирующуюся в XXI веке стадию рыночного развития мирового сообщества.  

Информация о работе Переходная экономика России